Витамин 25(OH)D в крови — маркер старения и смертности от рака и ССЗ

В последние годы большое внимание уделялось роли витамина D в организме. Дефицит витамина D доказано через ряд механизмов вызывает воспаление, рак и сердечно-сосудистые заболевания. Исследование Димитриоса Пападимитриу из Афинского университета способствовало появлению привлекательной для медицины гипотезы о том, что если люди с уровнем 25(OH)D в крови ниже 40 нг/мл будут его повышать, употребляя дополнительный витамин D3 в добавках, то они улучшат здоровье и понизят смертность. Ряд РКИ показали, что потребление дополнительного витамина D3 действительно может снизить смертность, а также снизить риск заболеть раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями. И некоторые мета-анализы таких исследований пришли к такому же выводу. С другой стороны ряд других РКИ не нашли никакой пользы от дополнительного приема витамина D3, а некоторые мета-анализы подтвердили отсутствие пользы. Встал вопрос почему же такая разница в результатах. 

ВИТАМИН D — это общее название для витаминов D3 и D2. Холекальциферол (витамин D3) синтезируется под действием ультрафиолетовых лучей в коже и поступает в организм человека с пищей (см. рисунок). Эргокальциферол (витамин D2) можно получить только из пищи. Разные формы витамина D имеют различную скорость метаболизма. Чтобы избежать побочных действий и токсического эффекта, перед их использованием следует проконсультироваться с врачом. Основная функция витамина D — обеспечение всасывания кальция и фосфора в тонком кишечнике. Существует несколько форм витамина D, которые можно определить в крови: 25-гидроксивитамин D [25–(OH)D] и 1,25-дигидроксивитамин D [1,25–(OH)(2)D]. 25-гидроксивитамин D – основная неактивная форма гормона, содержащегося в крови, предшественник активного гормона 1,25-дигидроксивитамина D. Для определения количества витамина D обычно используется 25-гидроксивитамин D из-за его высокой концентрации и длительного периода полураспада.

Ссылка на исследование:

  • https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10067-016-3535-z

В последние годы большое внимание уделялось роли витамина D в организме. Дефицит витамина D доказано через ряд механизмов вызывает воспаление, рак и сердечно-сосудистые заболевания. Мета-анализ Калифорнийского Университета (США) 2014 года (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24922127), а также исследование 2017 года от Афинского Университета (Греция) (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28768407) показали, что низкий уровень витамина D связан с риском рака толстой кишки и молочной железы, с метаболическим синдромом, сахарным диабетом 2-го и 1-го типов и с другими аутоиммунными заболеваниями. 

1Мета-анализ Калифорнийского Университета (США) 2014 года. Анализ крови проводят на содержание именно этой формы витамина D. Дефицит 25(OH)D в крови повышает риск остеопороза (заболевания, при котором повышается хрупкость костей), некоторых видов рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Согласно данным мета-анализа, охватывающего исследования с 1966 по 2013 год, концентрации 25(ОН)D в сыворотке крови, менее или равные 30 нг/мл, были связаны с более высокой смертностью от всех причин, чем концентрации более 30 нг/мл (Р < 0,01).

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24922127

Исследование Димитриоса Пападимитриу из Афинского университета (Греция) в 2017 году показало, что низкий уровень витамина D (25-(OH)D) в результатах анализа крови связан с риском рака толстой кишки и молочной железы, с метаболическим синдромом, сахарным диабетом 2 и 1 типов и другими аутоиммунными заболеваниями. 

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28768407

Витамин D — это не просто витамин, который предотвращает рахит. Сегодня мы знаем, что витамин D является мощным ядерным рецептор-активирующим гормоном, имеющим большое значение, особенно для иммунной системы. Достаточное количество витамина D в крови существенно снижает частоту заболеваемости раком толстого кишечника, молочной железы, поджелудочной железы, агрессивным раком предстательной железы, почек и другими видами злокачественных новообразований. 

  • https://academic.oup.com/ajcn/article/85/6/1586/4633053

Американский Институт медицины в 2010 году рекомендовал поддерживать
оптимальный уровень витамина D (25-(OH)D) в крови — 20–50 нг/мл.

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK56070

Однако в 2017 году Пападимитриу указал на статистическую ошибку в расчётах Института медицины и определил уровень 25-(OH)D ниже 30 нг/мл как опасный. 

  • www.jpmph.org/journal/view.php?doi=10.3961/jpmph.16.111

Он предложил стремиться к поддержанию количества витамина D в крови в диапазоне 40–56 нг/мл.

  • www.jpmph.org/journal/view.php?doi=10.3961/jpmph.16.111

В целом многие люди в развитых странах имеют гораздо более низкий уровень 25(OH)D. Исследование Димитриоса Пападимитриу из Афинского университета способствовали появлению привлекательной для медицины гипотезы о том, что если люди с уровнем 25(OH)D в крови ниже 40 нг/мл будут его повышать, употребляя дополнительный витамин D3 в добавках, то они улучшат здоровье и понизят смертность. Для подтверждения данной гипотезы стали проводить все новые рандомизированные слепые плацебо контролируемые исследования (РКИ). Ряд РКИ показали, что потребление дополнительного витамина D3 действительно может снизить смертность, а также снизить риск заболеть раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями. И некоторые мета-анализы таких исследований пришли к такому же выводу.

2017, Последипломный Институт медицинского образования и исследований, Чандигарх, Индия. Если витамина D3 ниже ≤20 нг/мл — нужно его пить дополнительно. Так добавление холекальциферола (витамин D3) в РКИ значительно увеличило эндотелиозависимую дилатацию плечевой артерии в течение 16 недель, а плацебо не показало эффекта. В данном исследовании проверяли влияние терапии витамином D3 у 120 больных на сосудистую функцию, в возрасте 18-70 лет, с 3-4 стадией недиабетической хронической почечной недостаточности, имеющих дефицит витамина (25(OH)D в крови ≤20 нг/мл. Конечная стадия почечной недостаточности может служить моделью in vivo для исследования ускоренной кальцификации. Вмешательство также привело к значительным благоприятным изменениям скорости пульсовой волны и циркулирующего уровня воспалительного маркера Интерлейкина-6. Это говорит о том, что витамин D3 у таких людей делал сосуды моложе. А в 2018 году эта же исследовательская группа сообщила, что участникам, которые в 2017 году были в группе плацебо, тоже проводили терапию витамином D3 холекальциферолом два раза по 300 000 МЕ в течение 8 недель. Что также привело к значительным благоприятным изменениям скорости распространения пульсовой волны и циркулирующего уровня интерлейкина-6

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28667080
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29309832

2018 год, Университет наук и технологий Houari Boumediene, Алжир. Для 132 пациентов в рамках РКИ с хронической почечной недостаточностью 3 стадии с исходным уровнем 25(OH)D в крови ниже 20 нг/мл давали по 30 000 МЕ витамина D3 ежемесячно, либо 200 000 МЕ 1 раз в три месяца — в течении 6-12 месяцев. Была улучшена скорость клубочковой фильтрации почек, снижена протеинурия, снижался уровень ПТГ, воспалительного маркера с-реактивного белка, была подавлена кортизолемия. Что говорит о том, что у таких людей с дефицитом витамина D терапия этим витамином улучшила здоровье почек.

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29661746

Мета-анализ 2013 года наблюдательных исследований от Тяньцзиньского медицинского Университета, показал, что добавки витамина D3 для больных с почечной недостаточностью снижают смертность от всех причин.

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24066946

2014 год, Нишский Университет, Сербия. Мета-анализ 159 РКИ с поиском по Кокрейновской библиотеке, MEDLINE, EMBASE, LILACS и др. Исследование опубликовано на 257 страницах! Чтобы минимизировать риск ошибки, был оценен также риск предвзятости включенных исследований. Из 159 исследований только 56 РКИ с участием 95 286 человек предоставили данные о смертности. Возраст участников колебался от 18 до 107 лет. Большинство исследований включали женщин старше 70 лет. Средняя доля женщин составила 77%. Из них четыре РКИ включали в себя здоровых добровольцев, девять РКИ включали женщин в постменопаузе и 35 РКИ включали пожилых людей, живущих самостоятельно или в специальных учреждениях. Средний срок терапии витамином D составлял 4,5 года. Более половины РКИ имели низкий риск предвзятости. Все РКИ проводились в странах с высоким уровнем дохода. 45 РКИ (80%) сообщили о базовом статусе витамина 25(OH)D участников в сыворотке крови. В 19 РКИ участники имели в начале уровень 25(OH)D 20 нг/мл или выше, а в остальных 26 РКИ — уровень 25(OH)D пациентов менее 20 нг/мл. Когда различные формы витамина D были оценены в отдельных анализах, только витамин D3 (холекальциферол) уменьшал смертность. Витамин D2, альфакальцидол и кальцитриол не оказали статистически значимого благотворного влияния на смертность. Витамин D3 в сочетании с кальцием повышал риск развития нефролитиаза. Альфакальцидол и кальцитриол значительно повышали риск гиперкальциемии. В целом, смертность от витамина D3 значительно снизилась (RR 0.94 (95% CI 0.91 to 0.98); P = 0.002; I 2 = 0; 75,927 participants; 38 trials; Analysis 1.9). Стоит заметить, что популярный в РФ витамин D3 в каплях под названием «Аквадетрим» — это холекальциферол (www.rlsnet.ru/tn_index_id_24362.htm)

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24414552

2016 год, Медицинский Университет Граца, Грац, Австрия и Университетский медицинский центр ВУ, Амстердам, Нидерланды. Мета-анализ РКИ. Добавление витамина D3 безопасно и связано с умеренным, но статистически значимым снижением смертности.

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26977039

Крупные исследования показали небольшую, но статистически значимую эффективность терапии витамином D3 для снижения риска рака, особенно, если наблюдение длилось в среднем 11 лет (до 13 лет) с участием 36 282 человек (от 50 до 80 лет), а не всего 3 года, как во многих других исследованиях. Важно, что снижение смертности стало наблюдаться лишь после примерно 10 лет. Именно поэтому важно помнить, что исследования, не показавшие результат для снижения риска рака при дополнительном потреблении витамина D3, длились в среднем 1 год и лишь некоторые немного больше (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29635490)

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21880848
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24131320

2017 год. Интересная находка из РКИ. Терапия витамином D3 снижает частоту обострений у больных Хронической Обструктивной Болезнью Лёгких. Это болезнь, которая не лечится, только поддерживается и сильно снижает качество жизни, сильно повышая риск смертности.

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29112181

2006 год, РКИ от Боннского Университета, Германия. Повышенные циркулирующие концентрации провоспалительных цитокинов могут способствовать прогрессированию хронической сердечной недостаточности. 123 пациента в рамках РКИ изначально имели дефицит витамина D в крови — D25(OH) в среднем 15.2 нг/мл (12.0-22.1 нг/мл). Пациентам давали витамин D3 и наблюдали за воспалительными маркерами и смертностью через 15 месяцев такой терапии. 93 пациента завершили исследование до конца. Терапия витамином D3 значительно улучшила воспалительный статус пациентов.

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16600924

С другой стороны ряд других РКИ не нашли никакой пользы от дополнительного приема витамина D3, а некоторые мета-анализы подтвердили отсутствие пользы. 

2017 год, Гериатрия, школа медицины университета Колорадо, Аврора, Колорадо. После менопаузы дополнительный прием витамина D3 может не сокращать риски остеопороза и не сокращать риск смертности, если нет его дефицита (дефицит 25(OH)D — это <20 нг/мл). Опубликовано РКИ с участием 128 взрослых пациентов с хронической почечной недостаточностью с уровнем 25(OH)D <30 нг/мл — нет дефицита 25(OH)D по критериям ВОЗ. Участники принимали 2000 МЕ холекальциферола ежедневно, либо кальцитриол в течение 6 месяцев. Средний возраст участников 58±12 лет. После 6 месяцев ни кальцитриол ни холекальциферол не привели к существенному улучшению поток-опосредованной дилатации сосудов, не улучшили васкулярную эндотелиальную функцию, не улучшили маркеры воспаления.

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28784657
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22112804

2018 год, Оклендский Университет, Новая Зеландия. РКИ 5108 участников, средний возраст 65,9 (+-8,3) года. Исходный уровень 25(OH)D в крови был в среднем 26,5 нг/мл (17,5-35,5 нг/мл) — то есть у многих участников выше, чем 20 нг/мл (нет дефицита по критериям ВОЗ). В предыдущих исследованиях смертность значительно снижалась, если корректировали 25(OH)D с уровня ниже, чем 20 нг/мл. Терапия витамином D3 в этом РКИ на протяжении 3,3 лет (диапазон, 2,5-4,2 года) не снизила риск онкологических заболеваний. 

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/30027269

2017, Университет Бохум, Германия. Высокие дозы витамин D3 (4000 МЕ в сутки) применяемые в течение 3-х лет у людей с почечной недостаточностью могут повысить потребность в имплантах, т.е. Являются небезопасными.

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28498942

Мета-анализ 2018 не нашел доказательств, что дополнительный прием витамина D3 может снижать смертность от рака у пожилых людей. Однако мета-анализ заключает, что большинство исследований, вошедших в мета-анализ, имели короткий период наблюдения (около 1 года), при этом самый длинный период наблюдения имел медиану всего 6,2 года. Это очень мало для выявления антираковых эффектов. Так доказанные антираковые свойства аспирина начинают проявляться не ранее 5 лет наблюдения. Также авторы делают заключение, что преимущества добавок витамина D остаются неясными, потому что исследования, включенные в обзор, не проводились среди участников с тотальным дефицитом D25(OH) в крови. А еще средний возраст исследуемых был не менее 60 лет. То есть, период наблюдения недостаточный, нет понимания эффективности у людей с дефицитом D25(OH) в крови, а также выводы касаются лишь людей среднего возраста не менее 60 лет. 

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29635490

В свежем большом РКИ 2018 года от Гарвардской медицинской школы, холекальциферол (витамин D3) не снижал смертность. Но это РКИ не отменяет предыдущих исследований. В этом РКИ было 15 787 человек. Их средний сывороточный уровень 25(OH)D в начале исследования составлял 30,8±10.0 нг/мл, и только 12.7% имели уровень 25(OH)D ниже 20 нг / мл, а 32,2% участников имели уровень 25(OH)D от 20 до 30 нг/мл. То есть большинство исследуемых не имели дефицита 25(OH)D до начала наблюдения. Дефицит витамина D трактуется, как 25(OH)D ниже 20 нг/мл. В предыдущих исследованиях показано однозначно, что дефицит 25(OH)D (ниже 20 нг/мл) связан с сильным повышением смертности, а компенсация дефицита дополнительным употреблением витамином D3 снижает смертность. Еще важно, что в исследовании Гарвардской медицинской школы 2018 года мужчины были от 50 лет и старше, а женщины от 55 лет и старше. Это важно потому, что в предыдущих исследованиях было показано, что, например, у женщин после наступления менопаузы, только корректировка дефицита 25(OH)D (ниже 20 нг/мл) связана со снижением смертности, а также у женщин после наступления менопаузы терапия витамином D3 не влияет на здоровье костей и количество переломов. То есть, возможно, после 50-55 лет нет смысла повышать уровень 25(OH)D выше, чем 20 нг/мл. А может и есть смысл. Так исследование Гарвардской медицинской школы 2018 года длилось всего 6 лет. Возможно защитные эффекты могут проявиться при наблюдении, например, 15 лет, что часто бывает. 

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.nejm.org/doi/full/10.1056/NEJMoa1809944

Мета-анализ 2018 года, от Университета Северной Каролины, показывает, что дополнительный прием витамина D3 без его дефицита (по данным ВОЗ дефицит 25(OH)D в крови — это уровень 25(OH)D ниже 20 нг/мл) у людей в возрасте от 50 лет и старше не снижает смертность и не имеет никаких преимуществ для здоровья.

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29677308

Встал вопрос почему же такая разница в результатах. Аналитическая сводка всех РКИ и мета-анализов указывает на то, что витамин D действительно очень важен. Но уровень 25(OH)D в здоровом организме может быть выше, чем минимально необходимо для здоровья. РКИ и мета-анализы показывают, что терапия витамином D3 только тогда дает дополнительные преимущества, когда пациентам с помощью добавок повышают 25(OH)D в крови с уровня ниже 20 нг/мл до уровня выше 20 нг/мл. Возможно в ассоциативных исследованиях (когда не дают никаких добавок витамина D) более высокий уровень 25(OH)D в начале наблюдения гарантирует, что 25(OH)D не будет ниже 20 нг/мл в будущем. А РКИ, в которых пациентам дают витамина D3 в добавках, и так гарантируют, что в процессе наблюдения уровень 25(OH)D в крови будет не ниже 20 нг/мл, даже если он будет все время немного выше 20 нг/мл. Ведь для этого добавки и применяют, чтобы постоянно восполнять дефицит.

2017 год, Немецкий Онкологический Исследовательский Центр, Германия. Эффективность терапии витамином D3 для снижения смертности зависит от изначального уровня витамина 25(OH)D в крови. Если уровень 25(OH)D  в крови 12-20 нг/мл, то при повышение уровня 25(OH)D с помощью терапии витамином D3 дает небольшое снижение смертности в течение 5 лет наблюдения у людей в возрасте 50-75 лет. Но если изначальный уровень в крови 25(OH)D был ниже 12 нг/мл, то терапия витамином D3 дает сильное снижение смертности. 

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28539415

2017 год. Университетская больница Орхуса, Дания; Университетский колледж Корк, Ирландия; Медицинский Университет Граца, Австрия; Исландская Ассоциация Сердца, Исландия; Бернский Университет, Швейцария; Университет Арктики Норвегии, Норвегия; Университет Врие, Нидерланды. Большое количество наблюдательных исследований сообщило о рисках дефицита 25(OH)D. Однако многие РКИ с дополнительным приемом витамина D3 не показали эффективность такой терапии для снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и рака, хотя другие РКИ показали защитную роль витамина D3. Цель данного обзора выявить, почему снижение смертности от дополнительного потребления витамина D3 находят только 8 мета-анализов из 12. Почему дополнительный прием витамина D3 снижал уровень депрессии только в 1 мета-анализе из 4, снижал артериальное давление только в 2 мета-анализах из 9, снижал количество инфекций дыхательных путей только в 3 мета-анализах из 7 и так далее? Данный обзор изучает РКИ, включенные в такие мета-анализы. Оказалось, что лишь 1/3 РКИ влияния витамина D3 на смертность включали в начале исследования только участников с дефицитом 25(OH)D в крови (меньше 20 нг/мл). Делается вывод, что опубликованные РКИ в основном были выполнены в популяциях без дефицита 25(OH)D в крови. А значит, тот факт, что ряд мета-анализов по результатам РКИ не нашли благоприятного эффекта терапии витамином D3, не опровергает гипотезу, предложенную наблюдательными выводами о неблагоприятных исходах для здоровья при низких уровнях 25(OH)D в крови. 

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28686645

На рисунке ниже видно сравнение самых свежих рандомизированных слепых плацебо контролируемых исследований (РКИ) и мета-анализов этих РКИ (М/А РКИ), а также мета-анализов мета-анализов и РКИ (М/А РКИ и М/А). Можно заметить, что снижение смертности наблюдается только в тех исследованиях, в которых терапия витамином D3 применялась у людей, которые в самом начале исследования имели уровень 25(OH)D в крови (меньше 20 нг/мл) — выделено зеленым цветом. В том числе снижение уровня депрессии, снижение риска сахарного диабета, ССЗ, онкологических заболеваний, снижение артериального давления, количество инфекций дыхательных наблюдается в исследованиях, где уровень 25(OH)D у пациентов до начала терапии витамином D3 меньше или равен 20 нг/мл.

D3_1

На следующем рисунке ниже видно, что результат лечения Хронической Почечной Недостаточности также зависит от уровня 25(OH)D у пациентов до начала терапии витамином D3. Если до начала терапии 25(OH)D меньше или равен 20 нг/мл, то витамин D3 значительно увеличивает эндотелиозависимую дилатацию плечевой артерии, приводит к значительным благоприятным изменениям скорости распространения пульсовой волны и циркулирующего уровня воспалительного маркера интерлейкина-6, улучшает скорость клубочковой фильтрации почек, снижает протеинурию, снижает уровень ПТГ, а также уровень воспалительного маркера с-реактивного белка, подавляет кортизолемию, снижает смертность от всех причин.

D3_3

 

Еще одна причина отсутствия эффективности терапии витамином D3 в ряде исследований для снижения риска смертности и онкологических заболеваний — это слишком короткий период наблюдения. 

2013 год, мета-анализ, Институт респираторных заболеваний, медицинский колледж Гуандун, Чжаньцзян, Китай. Потребление витамина D3 эффективно для снижения смертности только при выполнении следующих условий: длительность наблюдения не менее 3-х лет, До начала наблюдения уровень 25(OH)D в крови ниже 20 нг/мл., терапия именно холекальциферолом. 

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24349197

Крупные исследования показали небольшую, но статистически значимую эффективность терапии витамином D3 для снижения риска рака, особенно, если наблюдение длилось в среднем 11 лет (до 13 лет) с участием 36 282 человек (от 50 до 80 лет), а не всего 3 года, как во многих других исследованиях. Важно, что снижение смертности стало наблюдаться лишь после примерно 10 лет. Именно поэтому важно помнить, что исследования, не показавшие результат для снижения риска рака при дополнительном потреблении витамина D3, длились в среднем 1 год и лишь некоторые немного больше (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29635490)

Ссылка(и) на исследование(я):

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21880848
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24131320

D3_2

Какие из этого можно сделать выводы:

  1. Если в анализах крови ваш уровень общего витамина D — 25(OH)D > 20 нг/мл, то нет необходимости дополнительного приема витамина D3 для повышения его уровня. Стоит только регулярно контролировать его уровень в анализах крови, особенно в зимний период, либо применять минимальную поддерживающую дозу 400 МЕ в сутки. Тем не менее уровень 25(OH)D в крови не выше, чем 56 нг/мл считается безопасным по данным исследования 2017 года от Афинского Университета (Греция) (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28768407) и мета-анализа Калифорнийского Университета (США) 2014 года (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24922127)
  2. Если в анализах крови ваш уровень общего витамина D — 25(OH)D ≤ 20 нг/мл, то рекомендуется дополнительный прием витамина D3 в дозировке от 400 до 1000 МЕ в сутки, а в некоторых случаях по решению врача и выше для достижения уровня 25(OH)D в крови не ниже 20 мг/мл. Дозировки 400-1000 МЕ в сутки были эффективны в крупных исследованиях для снижения риска онкологических заболеваний (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21880848) (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24131320) при исходном уровне у пациентов 25(OH)D < 20 нг/мл. 
  3. Рекомендуемый уровень витамина 25(OH)D в крови 20-56 нг/мл
  4. Меня часто спрашивают, где я сдаю анализы. Раньше я сдавал некоторые анализы через поликлинику. Но сейчас это стало проблемно. Я живу в Москве. В Москве хорошая лаборатория по соотношению цена-качество на мой взгляд — ДНКОМ — ссылка на лабораторию ДНКОМ. Я не сдаю анализы в непроверенных лабораториях, так как некоторые виды анализов в них делают крайне некорректно. Если у Вас возникнут вопросы по лаборатории ДНКом, то вы можете их задать напрямую директору ДНКом и получить оперативный ответ — Диалог с Андреем Исаевым — директором ДНКом
  5. Купить витамин д3 (аквадетрим) можно в любой аптеке, либо по ссылке — аквадетрим (витамин д3
  6. Где можно купить витамин D3 (холекальциферол) читайте по ссылке: Now Foods, Витамин D-3, 400 МЕ, 180 мягких таблеток, либо Now Foods, Витамин D-3, высокая эффективность, 1000 МЕ, 360 желатиновых капсул.
  7. Сводная таблица (см. внизу) наиболее свежих РКИ и мета-анализов на основе которой происходил анализ в данном обзоре:

Краткая выжимка из статьи:

Мета-анализ Калифорнийского Университета (США) 2014 года (ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24922127), а также исследование 2017 года от Афинскиого Университета (Греция) (ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28768407) рекомендует для минимального уровня смертности от всех причин стремиться к уровню витамина D (25-OH) в крови 40 нг/мл (100 нмоль/л), но не выше 56 нг/мл (140 нмоль/л) из-за отсутствия данных по безопасности более высокого уровня. Существуют данные, что как дефицит, так и высокий уровень витамина D связаны с кальцификацией сосудов. Негативные эффекты, связанные с избытком витамина D, включают гиперфосфатемию, гиперкальциемию, повышение уровня матриксных металлопротеиназ (MMP), медиальную кальцификацию, артериальную жесткость и гипертрофию левого желудочка (academic.oup.com/ndt/article/27/5/1704/1844110). Кроме того, избыток витамина D блокирует белок долголетия Клото (vitamindwiki.com/Vitamin+D+-+Health+panacea+or+false+prophet+%28Klotho+gene%29+–+Jan+2013). Клото продлевает жизнь также мощно, как и низкокалорийное питание (ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16123266). Клото блокирует кальцификацию и фиброз (cbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3014041) (ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23034937). Клото противодействует старению, являясь мощным ингибитором образования 1,25-дигидроксивитамина D3 [1,25(OH)2D3], а потому и минерального обмена. У мышей с низким Клото избыточное образование 1,25(OH)2d3 приводит к гиперкальциемии, гиперфосфатемии и кальцификации сосудов, ускоренному старению и ранней смерти. Мыши с низким Клото страдают от более быстрой деградации внеклеточного матрикса. А витамин D-недостаточное питание продлевает продолжительность жизни мышей с дефицитом Клото (ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26538435). Учитывая, что безопасность витамина D выше 56 нг/мл не проверена, то доклинические данные стоит принимать во внимание, к тому же, что еще и уровень витамин D выше 20 нг/мл не дает никаких преимуществ для продолжительности жизни ни в одном РКИ

 

Автор статьи nestarenieRU научный директор OPENLONGEVITY — Веремеенко Дмитрий Евгеньевич (фото слева), автор книги «Диагностика старения« . Тел. +7 925 9244328 Dmitriy-tae@yandex.ru

Предлагаем Вам оформить почтовую подписку на самые новые и актуальные новости, которые появляются в науке, а также новости нашей научно-просветительской группы, чтобы ничего не упустить.


 

Знаете ли вы, что сайт nestarenie.ru — объективно один из самых популярных в России ресурсов про старение и долголетие — в Яндексе, в Гугле, по количеству, качеству и лояльности аудитории. nestarenie.ru имеет потенциал, чтобы стать одним из самых популярных сайтов о борьбе со старением не только в России, но и в мире. Для этого нужны деньги. Я призываю всех сделать пожертвования, а также убедить своих друзей поступить аналогично.

  • Яндекс.Кошелек 410012847316235
  • Qiwi по номеру телефона ‭+7 (925) 924-43-28
  • PayPal по email’у dmitriy-tae@yandex.ru
  • Карта в Сбере (рубли): 5336690022328688
  • Карта в Сбере (доллары): 4276550025800650
  • ETH 0x8CFE1b95C851Ece1216eC395595D8A0A071D22a7
  • BTC 121PMN9fdoTFQeRgHnucq5gDEHDdfnZrpG

Узнайте подробнее помочь развитию блога.

Рекомендуем ещё почитать следующие статьи:

  1. Метформин — самое изученное и надёжное лекарство от старости.
  2. Подробная программа продления жизни научно доказанными способами.
  3. Витамин K2 (МК-7) сокращает смертность
  4. Витамин B6+магний снижают смертность на 34%
  5. Глюкозамин Сульфат эффективно продлевает жизнь и защищает от многих видов рака
  6. Фолаты для предупреждения раннего старения
  7. Как победить метилглиоксаль — вещество, которое нас старит.

Добавить комментарий

Будем благодарны, если после прочтения статьи вы оставите свои комментарии. Ваше мнение очень важно для того, чтобы материал блога был более информативным, понятным и интересным.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы подписаться на комментарии, введите

226 комментариев к «Витамин 25(OH)D в крови — маркер старения и смертности от рака и ССЗ»

  1. Наталья

    Дмитрий,
    если уровень витамина Д — 20 нмоль ( сдавала в боткинской ),
    то сколько его нужно дополнительно в день принимать, и какой лучше в аптеке купить, на Ваш взгляд?

    И еще вопрос — в ДНКОМ в каком разделе анализов находится этот витамин Д?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Аквадетрим. 1200 МЕ в сутки
      В ДНКОМ поищите в поисковике. Я так обычно искал

  2. Игорь

    Добрый день, Дмитрий.
    Подскажите пожалуйста.
    В табличке «выше» указано оптимальное содержание 25(OH)D — от 57 до 100 nmol/l, что соответствует значениям в единицах «нг/мл» след показателям: от 22,83 до 40 нг/мл.
    В Инвитро сдавал такой же анализ 25(OH)D: invitro.ru/analizes/for-doctors/487/2849/ — как я понял это показатель содержания витаминов D2+D3.
    Вопрос: в табличке выше указывается оптимальное суммарное значение D2 и D3 или нет?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Д3

  3. Андрей

    Результат анализа
    Вiтамiн Д (1,25-дигiдроксихолікальциферол) результат 30 нг/л референсные значения 20-80 нг/мл

    подскажите пожалуйста кто разобрался как правильно пересчитать (1,25-дигiдроксихолікальциферол) который делает лаборатория
    в ту величину которая указана в статье, а именно 25(OH)D nmol/l ?

  4. ameli

    И как видно, наиболее оптимальный для всех людей уровень витамина Д3 в крови 57-100 nmol/l-это не ошибка?
    Референсные значения в моей лаб-ии от 30 до 100 ng\ml.у меня 55,77 ng\ml.То есть я думаю где то посередине нормы
    или надо переводить в nmol\l ?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Не ошибка Так показано в исследованиях

  5. ameli

    Чем чреват повышенный уровень вит Д3 ?
    обычно говорят что его не хватает в организме на нашей широте….

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Кальцификацией артерий и нарушением работы многих органов и систем, повышением смертности.

  6. ameli

    Дмитрий,может ли быть кальцификация сосудов (и в частности верхушки легкого) от переизбытка вит Д3 и недостатка вит К2?
    Если Да,то можно ли исправить ситуацию и как?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Может. Исправить нельзя. Нужно заблокировать от дальнейшего распространения витамином К2 (МК-7)

  7. Алексей

    Дмитрий Добрый день! Подскажите пожалуйста, если уровень витамина D3 в анализах 72нмоль/л, то от принятия аквадетрима лучше воздержаться или можно принимать? Боюсь переборщить с ним. Или просто пока взять под наблюдение? Что посоветуете?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      600 МЕ в сутки

  8. Максим А.

    У меня вопрос к Дмитрию Веремеенко. Сдал анализ на 25(OH)D — показатель 5.68 нмоль/л. Приобрёл Аквадетрим, в какой дозировке и как долго посоветуете принимать, чтобы устранить дефицит?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      2000 МЕ в сутки. Как долго — не знаю — у всех по разному. Сдайте анализ через пол года и будет видно

  9. Ирина Ш.

    Дмитрий, помогите, пожалуйста, разобраться. Мои анализы в другой размерности (сданы в ДНКОМе): Д3 — 14.6 нг/мл (референтные значения по ДНКОМу 2,20 — 42,60 нг/мл ), Д2 — 0.42 нг/мл (реф. значения 0.80-7.00). Причем Д3 у них можно сдать только в комплекте с Д2. Нужно ли мне обращать внимание на то, что Д2 крайне низкий и как-то его модифицировать? до сдачи довольно давно принимаю Аквадетрим по 1-2 капли утром натощак. Остеопороз поставлен как диагноз. Мне — 53 г. Что посоветуете? Заранее спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Витамин Д очень низкий.
      Принимайте витамин Д3 по 10 капель целый месяц. А затем сдайте анализ повторно.

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

          Я пил 30 капель. При дефиците пьют до 60 капель.
          Но так делать нельзя без четкого врачебного понимания необходимости.
          10 — немного, когда это временно. Это нужно чтобы довести витамин Д до нормы, а затем снизить

  10. Андрей

    В статье есть рисунок второй по счету
    и нет ссылки на исследование откуда он взят
    точнее ссылка есть «www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23320612»
    но она судя по всему с какого-то другого исследования (перепутана) (так как она стоит и дальше по тексту еще раз)

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      нет — ссылку могут повторяться, когда исследования содержат инфу и для одних утверждений и для других
      А чтобы увидеть всю инфу нужно использовать doi номер и вводить его в программу sci-hub.cc

  11. Андрей

    Приветствую! А про витамин C что поясните?
    Можно его принимать? Например на зиму (Живу в Питере — тут и D3 нехватка и С наверное, фруктов цитрусовых не ем практически)
    куплена такая вот формула https://ru.iherb.com/pr/American-Health-Ester-C-500-mg-with-Citrus-Bioflavonoids-225-Veggie-Tabs/14309?rcode=lst975

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Очень большая (огромная дозировка). В такой дозе нельзя. Если сможете разделить таблетку на 7 частей, то по одной части в сутки

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

          Потому, что он может защищать клетки в том числе и раковые.

  12. Галина

    Дмитрий, правильно я поняла, что приведенные у вас нормы витамина Д (57-100 nmol/l = 22-40 нг/мл) — это Д2+Д3, он же 25 гидроксикальциферол? Т.е. для принятия решения о необходимости приема Аквадетрима не нужно делать развернутый анализ отдельно на Д2 и Д3, а можно сделать общий, который дешевле? Спасибо

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      ДА — общий

  13. Александръ

    Уровень Д3 выше 20 нг/мл для мужчин (60-65 лет) поднимать не нужно . Риск рака простаты. (Информация от Вас).
    Вопрос —
    1. мне 70, ко мне это тоже относится?
    2. Ежедневно принимать 500 МЕ для поддержки уровня Д3 нужно?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Можно повысить до 40 нг/мл

  14. Гузель

    Дмитрий, уровень 25 ОН суммарный 71, 9 нг/мл. В распечатке написано что до 150 нормально. Принимаю витамин К2 МК7. Опять испугалась. Что теперь делать, не принимать?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      1 капля в сутки витамина д3

  15. irina

    Дмитрий, как Вы можете прокоментировать данную статью
    ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29102433
    «в исследованиях ( к дополнительному анализу исследований до 2012 г) с 1 января 2013 года по 31 мая 2017 года не было обнаружено, что добавка витамина Д может влиять на большинство нескелетных состояний, включая сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, метаболизм глюкозы, расстройства настроения, мышечную функцию, туберкулёз, колоректальные аденомы, материнские и пренатальные условия. …Компиляция результатов 83 исследований показала, что добавка витамина Д не оказывает существенного влияния на биомаркёры системного воспаления. Основной новый вывод ,на который указывает этот систематический обзор, заключается в том, что добавка вит.Д может предотвратить общие инфекции дыхательных путей и обострения астмы. До сих пор мало доказательств того, что добавка вит.Д влияет на большинство условий, включая хроническое воспаление, несмотря на использование увеличенных доз витаминаД, усиливая гипотезу о том, что НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ВИТАМИНА Д ЯВЛЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ ПЛОХОГО ЗДОРОВЬЯ, А НЕ ЕГО ПРИЧИНОЙ. Мы также предполагаем, что добавка витамина Д может оказывать иммуномодулирующий эффекты, которые усиливают устойчивость к острым инфекциям, что снижает риск смерти у ослабленных людей.»
    Я понимаю, что иммуномодулирующий эффект и повышение устойчивости к острым инфекциям, особенно в группе ослабленных людей, это очень большой выигрыш , особенно в масштабах всего здравоохранения и в популяциях пожилых людей , например. Но видимо, всё-таки эффект вит.Д не достаточный для влияние на более глобальные результаты — продление жизни в целом в популяции, через маркеры системного воспаления.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Ирина. Витамины Д дополнительный прием доказано снижает смертность. И не важно какие эффекты у кого работают или нет. Важно что все таки снижает смертность. Дальнейшие исследования покажут. Но уже доказано, что витамин Д3 как минимум предупреждает диабет 1-го типа и ряд аутоиммунных заболеваний. И это самое главное, что нам нужно.

      1. ИЛЬЯ

        На счёт предупреждения диабета 1 типа, поосторожней пожалуйста…Убедительных доказательств пока нет. Да, снижает риск сд1 типа, но не более. И ещё, приём в больших дозах витамина Д значительно уменьшает потребность в инсулине, а в некоторых случаях приводит к «медовому месяцу».

  16. irina

    Добрый день, Дмитрий. У меня появилась некоторая настороженность по поводу дополнительного приёма витамина D, т.к. насколько я смогла понять, выгода от добавок витамина D может варьировать от генотипа рецепторов витамина D. Вы можете , как то прокомментировать такую взаимосвязь и не опасен ли приём витамина Д ?
    ncbi.nlm.gov/pubmed/29143981
    ncbi.nlm.gov/pubmed/28362172
    ncbi.nlm.gov/pubmed/27978548
    ncbi.nlm.gov/pubmed/27697512
    ncbi.nhl.gov/pubmed/27732326, 277520299

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Выгоды от добавок витамина Д есть и нет вреда доказанного, пока он не превышает в крови уровень 56 нг/мл.
      Именно поэтому этот уровень и советуем. У части людей есть выгоды и при более высоких концентрациях, но не у всех.
      В последнее время роль витамина Д очень сильно выросла. Раньше его очень не дооценивали. Например, в Великобритании благодаря добавкам витамина Д3 очень значительно снизилась заболеваемость диабетом 1-го типа и многими другими аутоиммуными заболеваниями.
      В любом случае, если пить витамин Д3 вместе с витамином к2 (МК-7), то риски даже после 56 нг/мл по кальцификации будут перекрыты. И мы не советуем больше 56 нг/мл из-за осторожности, хотя в будущем возможно и этот барьер будет повышен
      ——
      Почитал Ваши ссылки. Это известные факты. В них нет ничего такого почему витамин Д было бы применять плохо. Кроме того даже если Вы выявите полиморфизмы в генах — это не обязательно они будут работать, так как их работу могут перекрывать каскад бесконечный других полиморфизнов. И по генетическому тесты Вы не узнаете работает ли у Вас витамин Д эффективно или в меньшей степени. Но в той или иной степени он нужен всем. В ссылках указано на то, что он может не защищать от рака толстой кишки, но таких случаев гораздо меньше. В ссылках есть данные, что он может не защищать от меланомы, но он и не защищает от меланомы, только у некоторых людей защищает. В ссылках есть данные, что у ряда людей он может повышать риск немеланомного рака кожи, но этот рак (например базалиома) не опасен. В некоторых странах базалиому даже за рак не считают. Но роль витамина на д по снижению смертности в основном лежит в том, что он снижает частоту ССЗ и аутоиммунных — особенно диабета 1-го типа. Так в Великобритании применение Д3 доказано снизило очень значительно встречаемость диабета 1-го типа — по сути сделав его гораздо более редким чем раньше.
      К тому же все лекарства, которые мы принимаем имеют ряд людей на которых они не действуют. Например, у меня телмисартан совершенно не снижает давление в любых дозах, хотя это препарат от давления. Но он за счет других эффектов очень хорошо снижает у меня гликированный гемоглобин и воспаление, особенно в сочитании со статинами

  17. Игорь

    Дмитрий, добрый день!
    Подскажите пожалуйста, верно ли я понял, что при уровне витамина Д менее 56 нг/мл нет оснований переживать по поводу кальцификации артерий? Знаю из ваших статей, что риск кальцификации сводится на нет приемом К2, но пока по финансовым причинам не могу позволить себе заказывать К2.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Да

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Калций повышает смертность

  18. Ирина

    Дмитрий подскажите, пожалуйста, с чем может быть связанно то, что пью второй год такой витамин Д (доза лошадиная 5000 IU )
    ru.iherb.com/pr/p/59915
    А при сдаче анализов 38.8 нг/мн, около минимального значения.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Уровень витамина Д (25-OH) в анализах крови ниже <75 нмоль/Л (30 нг/мл) определяется, как опасный. И рекомендуется для минимального уровня смертности от всех причин стремиться к уровню витамина Д (25-OH) в крови в диапазоне от 100 нмоль/л (40 нг/мл) до 140 нмоль/л (56 нг/мл). Для достижения данного уровня при дефиците витамина Д рекомендуется по назначению врача для детей до года потреблять 2000 МЕ в сутки витамина Д3, для детей от года до 18 лет 4000 МЕ в сутки, для людей старше 18 лет - 10000 МЕ в сутки. Для поддержания достигнутого уровня для детей до 6 месяцев - 1000 МЕ в сутки, для детей в возрасте от 6 месяцев до 1 года - 1500 МЕ, для детей в возрасте 1-3 лет - 2500 МЕ, для детей в возрасте 4-8 лет - 3000 МЕ, людям старше 8 лет - 4000 МЕ.

    2. Лариса

      У меня похожая ситуация.
      Пила в капсулах 1000 МЕ.
      После анализов решила перейти на капли.
      Сдам анализы через 3 месяца, посмотрю на результаты.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      не понял вопрос

  19. Лариса

    Добрый день. Какой рекомендованный период нужно принимать 10000 МЕ в сутки,
    если по данным анализов витамин Д (25-OH) 24,04 нг/мл ниже нормы?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      месяц

  20. ВасяВася

    Дмитрий,
    В той самой статье в разделе «Abstract» указано:

    This could lead to a recommendation of 1000 IU for children 1 year of age, and around 8000 IU for young adults and thereafter.

    т.е.
    «Это может привести к рекомедациям по
    1 000 МЕ для детей до года на искусственном обогащенном питании;
    1 500 МЕ для детей на грудном вскармилвании с 6 месяцев;
    3 000 МЕ для детей старше года
    8 000 МЕ для совершеннолетних и более старших»

    Почему у вас указано 4 000, а не 8 000 для тех, Кто старше 18?

    источник:
    ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5541280/

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Из практики применения многих читателей с блога больше 4000 часто вызывает превышение в анализах крови витамина Д, если применять постоянно

      1. ВасяВася

        Дмитрий,
        мне кажется, было бы справедливо (и полезно!) такую информацию указать в тексте статьи выше. Иначе можно понять по-разному 🙂

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

          Напишите дословно строчку, какую Вы хотите указать

  21. Александр

    Дмитрий, добрый день, подскажите пожалуйста, сдал в invitro «5-OH витамин D (25-OH vitamin D, 25(OH)D, 25-hydroxycalciferol)»
    показатель 16 нг/мл, мало да, терапевт посоветовал пить по 20 капель аквадетрима ежедневно в течении двух месяцев и потом по 10 капель в течении трех месяцев, немного смущает дозировка, не многовато ли? Хотелось бы услышать ваше мнение.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Терапевт Вам правильно посоветовал

  22. Марина

    Добрый вечер!
    Сдала анализ в kdl на витамин Д 25-OH результат 11 нг/мл , и на ферратин 18 ,
    Врач сказала пить 15 капель вигантола утром и мальтофер 2 таблеток вечером , через 3 месяца пересдать анализ .
    Сейчас планирую вторую беременность , начала пить витаминный комплекс витрум для беременных , там тоже в составе витамин д3 (400МЕ) , и железо 60 мг.
    Переизбытка не будет ? Есть ли смысл сдать анализы раньше чем через 3 месяца ? В период беременности дозу капель нужно будет сократить ? И как часто проверять анализ ? И как долго можно пить такие дозы ?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Не будет. ВЫ ведь будете по анализам потом смотреть.
      4000 МЕ можно постоянно. И еще Вам нужно сдать анализ на витамин Б12 обязательно.
      Вообще я бы на Вашем месте месяц пил бы по 10000 МЕ витамина Д3, затем сделал бы перерыв на 10 дней и сдал анализ.
      Дефицит витамина Д доказано через ряд механизмов вызывает воспаление, рак и сердечно-сосудистые заболевания. Мета-анализ Калифорнийского Университета (США) 2014 года (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24922127), а также исследование 2017 года от Афинскиого Университета (Греция) (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28768407)
      показали, что низкий уровень витамина Д связан с риском рака толстой кишки и молочной железы, с метаболическим синдромом, сахарным диабетом 2-го и 1-го типов и другими аутоиммунными заболеваниями. Уровень витамина Д (25-OH) в анализах крови ниже <75 нмоль/Л (30 нг/мл) определяется, как опасный. И рекомендуется для минимального уровня смертности от всех причин стремиться к уровню витамина Д (25-OH) в крови в диапазоне от 100 нмоль/л (40 нг/мл) до 140 нмоль/л (56 нг/мл). Для достижения данного уровня при дефиците витамина Д рекомендуется по назначению врача для детей до года потреблять 2000 МЕ в сутки витамина Д3, для детей от года до 18 лет 4000 МЕ в сутки, для людей старше 18 лет - 10000 МЕ в сутки. Для поддержания достигнутого уровня для детей до 6 месяцев - 1000 МЕ в сутки, для детей в возрасте от 6 месяцев до 1 года - 1500 МЕ, для детей в возрасте 1-3 лет - 2500 МЕ, для детей в возрасте 4-8 лет - 3000 МЕ, людям старше 8 лет - 4000 МЕ.

      1. Марина

        Спасибо ! Обязательно проверю б12. Ещё хотела добавить ,что на протяжении 3х месяцев пью эутирокс . Сейчас увеличила дозу до 75мг,
        Врач сказала что перед беременностью нужно понизить до 2,2 минимум, а то и ниже.
        ( ттг был осень высокий — 35 , при нормальном т3, и т 4, спустя 1,5 месяца пила 50 мг , уменьшился до 4,5 поэтому сейчас пью 75) и контроль через 1,5 мес . По УЗИ диффузные изменения щитовидной железо по типу Аит. Хотя до первой беременности все было в норме .

  23. Наталия

    Дмитрий добрый вечер,Вы пишете:
    Павел31.03.2017 в 13:03
    Здравствуйте,

    У меня повышен ионизированный кальций 1.38 (при верхней границе нормы 1.32) и общий 2.59, в то время как имеется дефицит витамина Д.
    Может ли быть повышен кальций в организме из-за низкого витамина Д и стоит ли мне принемать витамин Д?

    Спасибо.

    Ответить ↓
    Дмитрий Веремеенко01.04.2017 в 15:45
    Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

    Закономерно. Видимо из-за дефицита витамина Д3 и К2 вы теряете кальций и он выходит из костей и откладывается в мягких тканях. Это очень плохо. Нужно витамин Д3 и К2 пить
    Вот и у меня ионизированный Са всегда чуть повышен или на верхней границе нормы Са-1,37ммоль/л при норме 1.16-1.32,а витамин D 25OH -32,63 нг/мл при норме 30-50 нг/мл.Скажите пожалуйста мне нужно ещё повышать витамин D?.Когда я показала результат анализа на иониз.Са врачу ,она сразу у меня спросила принимаю ли я витамин D,добавив при этом что витамин D ПОВЫШАЕТ уровень См в крови!Я совсем запуталась,объясните пожалуйста как правильно поступить?.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Витамин Д не повышает.
      Пейте витамин к2 и магний цитрат, а также 1 таблетку 1 раз в неделю викасол

  24. Тамара Нгуен

    Дмитрий, добрый вечер. 1,25-дигидроксихоликальциферол-64 нг/л (референтные 20-80). После 2-х месяцев приема по 5000ме вит.Д3. ( был дефицит). Сколько сейчас пить Д3 как поддерживающую дозу (есть АИТ) и кормление грудью? Спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Выше 56 нг/мл — уже не норма. НЕ пить 1 месяц, затем по 1000МЕ в сутки

  25. Rostislav

    Здравствуйте, Дмитрий! Сдал анализ в инвитро на витамин 25( OH) D — 16 нг/мл при референтном значении 30 — 100. Живу за полярным кругом, где мало солнца+ зимой 40 дней полярная ночь (то есть солнца вообще нет в эти дни) . Скажите сколько мне принимать чтобы витамин пришел в норму и сколько можно принимать после , в период полярной ночи, например? Спасибо

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Дефицит витамина Д доказано через ряд механизмов вызывает воспаление, рак и сердечно-сосудистые заболевания. Мета-анализ Калифорнийского Университета (США) 2014 года (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24922127), а также исследование 2017 года от Афинскиого Университета (Греция) (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28768407)
      показали, что низкий уровень витамина Д связан с риском рака толстой кишки и молочной железы, с метаболическим синдромом, сахарным диабетом 2-го и 1-го типов и другими аутоиммунными заболеваниями. Уровень витамина Д (25-OH) в анализах крови ниже <75 нмоль/Л (30 нг/мл) определяется, как опасный. И рекомендуется для минимального уровня смертности от всех причин стремиться к уровню витамина Д (25-OH) в крови в диапазоне от 100 нмоль/л (40 нг/мл) до 140 нмоль/л (56 нг/мл). Для достижения данного уровня при дефиците витамина Д рекомендуется по назначению врача для детей до года потреблять 2000 МЕ в сутки витамина Д3, для детей от года до 18 лет 4000 МЕ в сутки, для людей старше 18 лет - 10000 МЕ в сутки. Для поддержания достигнутого уровня для детей до 6 месяцев - 1000 МЕ в сутки, для детей в возрасте от 6 месяцев до 1 года - 1500 МЕ, для детей в возрасте 1-3 лет - 2500 МЕ, для детей в возрасте 4-8 лет - 3000 МЕ, людям старше 8 лет - 4000 МЕ.

  26. андрей

    Здравствуйте Дмитрий. Пью во время завтрака уже три месяца аквадетрим по 4-5 капель плюс К-2 300мг.
    Сдал анализы . Витамин Д 25-ОН 31.7 ng/ml . У меня хронический гастрит и недавно лечил язву желудка.
    Вопросы
    1.В какое время дня лучше всего принимать аквадетрим с витаминим К-2.
    2.По 10000МЕ сколько месяцев пропить с учетом , что живу в Ташкенте и уже много солнечных дней.
    3.Что еще (кроме проблем в желудке) может мешать усвоению витамина Д?
    4. Какие еще сдать анализы?
    СПАСИБО

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      1. В любое и после еды в случае с витамином К2
      2. 10000 МЕ — 1 месяц
      3. Генетика
      4. Анализы для каких целей?

      1. андрей

        Спасибо.
        Анализы для каких целей? -чтобы определить сколько мне нужно ежедневно принимать витамина Д.
        На айхербе нашел витамин Д и К2(МК-?) https://www.iherb.com/pr/Now-Foods-Mega-D-3-MK-7-5000-IU-180-mcg-60-Veg-Capsules/79866?rcode=lst975
        1.Подскажите .Подойдет ли мне по две капсулы в день на месяц?
        2.Люблю пить растворимый шиповник. Состав:пакетик 2грамма. (85%сухой экстракт шиповника,боярышник 5%,солодка голая2%,душица мелкоцветная1%,шток розы 1%,сумаха6%) . Вопрос: не будет ли мне вредить такой напиток ежедневно( вроде в шиповнике содержится витамин С) ???
        Спасибо.

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

          Купите аквадетрим в аптеке, а не на айхербе

          1. ИЛЬЯ

            Про аквадетрим пишут,что пустышка, с очень слабым эффектом. Советуют приобретать именно на айхербе.

          2. Дмитрий Веремеенко

            Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

            Аквадетрим один из самых лучших. А кто пишет про пустышку — пишут бездоказательно.

  27. андрей

    Дмитрий подскажите: детям нужно ли пить кальций ?
    Если да то сколько (4 и 8 лет) ?
    спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Не нужно

  28. Роман

    Дмитрий, здравствуйте.
    Прочитав Вашу интересную статью, сдал анализ — 16 нг/мл.
    Стал принимать капли Thorne Research 4’000 me в сутки и 180 mcg витамина K2 (MK-7).
    Через 2 недели появилась сыпь на коже, красные прыщики, зуд, язвочки, стали глаза слезиться, отеки.
    Немного поизучав интернет, предположил, что это может быть аллергия на витамин D.

    Подскажите, пожалуйста, как можно избежать аллергических реакций в процессе повышения уровня витамина D?
    Чем может быть вызвана такая реакция?

    С уважением, Роман

  29. андрей

    Дмитрий прошу подскажите :.Люблю пить растворимый шиповник. Состав:пакетик 2грамма. (85%сухой экстракт шиповника,боярышник 5%,солодка голая2%,душица мелкоцветная1%,шток розы 1%,сумаха6%) . Вопрос: не будет ли мне вредить такой напиток ежедневно( вроде в шиповнике содержится витамин С) ???
    Спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      НЕ будет

  30. Роман

    Дмитрий, здравствуйте.
    Прочитав Вашу интересную статью, сдал анализ — 16 нг/мл.
    Стал принимать капли Thorne Research 4’000 me в сутки и 180 mcg витамина K2 (MK-7).
    Через 2 недели появилась сыпь на коже, красные прыщики, зуд, язвочки, стали глаза слезиться, отеки.
    Немного поизучав интернет, предположил, что это может быть аллергия на витамин D.

    Подскажите, пожалуйста, как можно избежать аллергических реакций в процессе повышения уровня витамина D?
    Чем может быть вызвана такая реакция?

    С уважением, Роман

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Пейте аквадетрим. НА него вроже ни у кого я не встречал аллергию

      1. ОлегЗ**

        У моей жены Аквадетрим вызывал головокружение и вообще очень плохое самочувствие от одной капли. Вигантол пила по 1й капле больше года. Результат 28,7нг\мл. Решили увеличить до 2х капель-появились неприятные ощучения в голове. Заторможненность мышления. Теперь, из за этой попыти увеличить на одну каплю, больше не может принимать и вигантол. Ждем с айхерба другой вариант Д3. Будем пробовать. Что это, аллергия или еще что непонятно.

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

          Рассмотрите вероятность невроза и ноцебо

  31. Наталья

    Исследование Результат Единицы Референсные
    значения
    Добрый день, Дмитрий! Сдала анализы, немного в шоке. Вит.Д принимаю уже второй год по 1000-1500, а результат ниже нормы, зато кальций выше. Прочитала, какие лекарства не дают усваиваиваться вит.Д — я таких не принимаю. И нужно ли повышать вит.В12? Хотелось бы знать ваше мнение. Спасибо.

    Кальций 2.62* ммоль/л 2.10 — 2.55
    Железо 8.34* мкмоль/л 9.0 — 30.4
    Витамин В12 375 пг/мл 187 — 883
    Фолиевая кислота 2.5* нг/мл 3.1 — 20.5
    Витамин 25(ОН) D 25 нг/мл см.комм.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Нужно витамин Д3 пить в виде аквадетрима.

      1. Наталья

        Добрый день! Я и принимаю аквадетрим, до скольки капель можно увеличить прием? Не будет ли ещё повышаться кальций? И нужно ли повышать уровень В12? Спасибо.

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

          Аквадетрим до 8 капель на постоянной основе.
          ВИтамин Б12 нужно повысить в крови до 500

  32. Юрий

    Дмитрий, читал в интернете статьи с рекомендациями для профилатики рака иметь уровень витамина Д в крови — в диапазоне 80-100 Нг/мл. Как Вы думаете — возможно это не слишком будет высокий уровень , если принимать витамин К-2 по 200мкг ежедневно ?
    Или этот уровень чреват повышением рисков старения и заболеваний ( анпример кальцитфткации) ?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Это слишком высокий уровень, который может приводить к кальцификации артерий и сокращению жизни.

  33. Геннадий

    Дмитрий.В инструкции аквадетрима пишется доза для детей возраст 2-3 лет, с целью профилактики 500-1000ME.В других источниках пишут 600 МЕ в сутки детям от 1 до 8 лет.
    У вас — для поддержания достигнутого уровня для детей до 6 месяцев — 1000 МЕ в сутки, для детей в возрасте от 6 месяцев до 1 года — 1500 МЕ, для детей в возрасте 1-3 лет — 2500 МЕ, для детей в возрасте 4-8 лет — 3000 МЕ, людям старше 8 лет — 4000 МЕ. (судя по ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5541280/)
    Какая доза все-таки оптимальная?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      У меня — это не у меня, а по самым свежим научным данным

      1. Геннадий

        Очень уважаю ваши статьи,которые опираются на научные данные.На ранд.клин исследования.А не на различные мнения,не важно кого.

  34. Игорь

    Дмитрий, а есть ли все-таки какой-то более менее проверенный аналог аквадетрима? Не могу много пить из-за сочетания вкуса и запаха, а в анализах уровень 20, надо повышать. Может быть что-то можете посоветовать с того же айхерба все-таки… Или чем забить вкус сильно, с чем принимать) Спасибо

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Любой витамин д в каплях

  35. Альбина

    При нехватке Д3 врач назначила дозу 5000 ме два месяца ежедневно. После приёма вигантола 2 мес. уровень повысился до 30 НГ/мл.Далее сама назначила Д3?Now Foods 4000 ме,повысила через 2 мес до 46 НГ/мл. Нашла причину нехватки: полиформизм в гене внутриклеточного рецептора Д3. Дмитрий, почему категорически капли, а не капсулы с IHerb? И второй вопрос: нужно ли делать перерывы в приёме Д3?

  36. Альбина

    При нехватке Д3 врач назначила дозу 5000 ме два месяца ежедневно. После приёма вигантола 2 мес. уровень повысился до 30 НГ/мл.Далее сама назначила Д3 Now Foods 4000 ме,повысила через 2 мес до 46 НГ/мл. Нашла причину нехватки: полиформизм в гене внутриклеточного рецептора Д3. Дмитрий, капсулами с IHerb можно заменить аквадетрим?И второй вопрос: нужно ли делать перерывы в приёме Д3?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Если у Вас от капсул повышается витамин д в крови, то можно.
      Перерывы делать не нужно, если вы его не переборщили.

  37. Елена

    Дмитрий, муж в течении 2х месяцев принимает Аквадетрим по 5000 МЕ. Результат анализа — 27,2. Ему 63 года. Увеличить дозу или не нужно для его возраста? Если увеличить, то на сколько и на какой период? Спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Пропить месяц 10000 МЕ и сдать анализа. А потом уже принимать решение.

  38. Андрей

    Дмитрий, подскажите. С т.з. фармакокинетики если для поддержания нормального уровня витамина D необходимо 2500 IU ежедневно, то если принимать через день по 5000 IU эффект будет таким же?
    Благодарю!

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Да

  39. Ульяна

    Дмитрий,добрый день.а можно для профилактики попить витамин Д?без сдачи анализов,и как можно поднять уровень железа в крови,если анализ показал 7,8 mkmol. Спасибо

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Без контроля за анализами потребление витамина д не продлит жизнь

  40. Алина

    Добрый день, Дмитрий. Начала принимать Аквадетрим, т.к. уровень D3 составил 23 нг/мл, принимаю 4-ый день (по 20 капель) — появилось плохое самочувствие. Заторможенность мышления, слабость, тело немного ноет и немного немеют пальцы на руках и ногах иногда. Я одновременно принимаю Мальтофер, т.к. у меня низкий ферритин (10 мкг/л). Может ли Д3 иметь такие последствия на организм или эта комбинация препаратов? Стоит ли прекращать его принимать?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Прекратите. И сдайте анализ на железо и на гемоглобин

      1. Алина

        Гемоглобин 13.2 г/дл. Я, правда, не знаю норма это или нет. Железо сдам, норму тоже не знаю, можете подсказать?

  41. Mila

    Прошу Вас подсказать, будет ли усваиваться витамин Д, если принимать его после 18 часов? Или желательно до 16 часов?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Да

  42. Алла

    Добрый вечер, Дмитрий!
    Подскажите, пожалуйста, в Вашей лекции -Профилактика и ранняя диагностика рисков онкологических заболеваний , есть рекомендация для уровня витамина 25 OH D в крови уровень лучший 38 нг/мл.
    У меня уровень 38,18 нг/мл и алгоритм мне рекомендует ежедневное употребление витамина Д -2000 МЕ в каждом месяце.
    Вопрос: зачем его тогда поднимать, если это лучший показатель ? Мне 49 лет ИМТ 19,8

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Лучший от 40 до 56

  43. Екатерина

    Добрый день! Дмитрий, как Вы относитесь к лецитину из подсолнечника от Now Foods? Я пью много лекарств и Бадов, вами рекомендованых.Поможет ли Лицетин работе печени?Спасибо за ответ.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Дефицита лецитина в организме не бывает, а его избыток может быть опасен

  44. Лина

    Дмитрий!Доброго времени суток.У меня Витамин Д 28нг/мл. Если Вам не сложно, перечислите, пожалуйста, анализы, которые нужно сдать перед приёмом Витамина Д, чтобы он не пошёл во вред организму.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Никакие. Пр ото принимать

  45. Андрей

    В сухом остатке: раньше желательный уровень был 40-56, теперь же 20-56 нг/мл.

  46. Борис

    Кальциферолы и их производные (как и витамины Д) — сильный яд для волчьих и грызунов, особенно для грызунов. Механизм действия интересный)
    Концентрация в крови 100 — 150 нг/мл в течение 2 лет вызывает незначительную гепатомегалию без каких-либо проявлений. А вкупе с применением препаратов кальция (глюконат например), магния (цитрат, магнезия), алюминия (антациды) быстро, в течение 1-2 мес, даёт множественные камни в почках и почечные колики.
    Как ни странно, кальцинация органов при этом отсутствует. Кальций в плазме не повышается. Хотя случаи кальциноза от вит.Д в литературе встречаются — например, при отравлении комбикормовым маслом для кур с витамином Д (использовали для жарки).
    При изначально повышенном уровне кальция в крови применение витамина Д противопоказано. Это симптом остеопороза и значительного образования паратгормона (у женщин после менопаузы?). Именно в этом случае происходит кальцинация органов, причём без всякого витамина Д. А вместе с ним вообще труба.

  47. Ольга

    Дмитрий, показатель 25-OH витамин D (25-Hydroxyvitamin D)в анализе 31.5 нг/мл. Занесла в панель, по рекомендациям в 1\2\3 этапах прием 2000 МЕ аквадетрима, т.е. 4 капли. Когда целесообразнее сдать анализ повторно, через 3 или 6 месяцев приема?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Скачайте новую панель

  48. Наташа

    В сентябре этого года впервые сдала витамин Д — 52 нг.мл. В 2017 пила 2000 м.е., летом прерывала прием, в 2018 пила 5000 м.е. с витамином К, летом иногда пропускала прием, но пила хоть и не каждый день. Сейча спродолжаю в той же дозировке с К (МК-7). Чувствую бодрость и отсутствие осенней хандры.
    Как я понимаю рекомендации по приему в статье устарели.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Какие рекомендации устарели?

      1. Наташа

        Вы пишите в статье «Если в анализах крови ваш уровень общего витамина D — 25(OH)D > 20 нг/мл, то нет необходимости дополнительного приема витамина D3 для повышения его уровня. Стоит только регулярно контролировать его уровень в анализах крови, особенно в зимний период, либо применять минимальную поддерживающую дозу 400 МЕ в сутки».
        Там выше по ветке человеку с уровнем 16 нг/мл вы рекомендуете для ежедневного приема 4000 м.е.
        Чуть больше 20 это низкий уровень, очень мало, а 400 м.е. это даже не младенческая доза.

  49. Наташа

    В сентябре этого года впервые сдала витамин Д — 52 нг.мл. В 2017 пила 2000 м.е., летом прерывала прием, в 2018 пила 5000 м.е. с витамином К, летом иногда пропускала прием, но пила хоть и не каждый день. Сейчас продолжаю в той же дозировке с К (МК-7). Всегда его покупала на айхерб. Аквадетрим и вигантол получается дороже. Чувствую бодрость и отсутствие осенней хандры.
    Как я понимаю рекомендации по приему в статье устарели.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Какие рекомендации устарели?

  50. Игорь

    Дмитрий, скажите пожалуйста, за какое время высокие дозы D3 способны вызвать кальсификацию сосудов? Во время простуды пару-тройку дней принимал Аквадетрим до 30 000 МЕ в день за раз. Это может быть поводом для беспокойства?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Не может

  51. Наталья

    Всей семьей пьем вит Д. Отталкивались от уровня 25(он) 24 нг/мл.
    У детей уже 80 нг/мл
    Я подняла до 70, но потом перешла на детскую дозу (4000, да-да, это детская доза))), и уровень упал до 48 нг/мл. Поэтому поднять не проблема, проблема- удержать. А превентивные антиэйдж доктора рекомендуют держать уровень всегда в районе цифры 80-100 в анализах.
    Придется вновь перейти на дозу 8-10 тыс месяца на три, и потом откорректировать дозу, в зависимости от анализа.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      80-100 — это уровень, сокращающий жизнь.

    2. Андрей

      Наталья, как можно доверять каким-то «превентивным антиэйд докторам»? Жесть какая-то.

      1. Наталья

        Можно доверять. Когда эти самые доктора помогают тебе улучшить качество жизни, и ты из амебы превращаешься в жизнеспособного активного человека, который забыл даже что такое банальные сопли и вечная хронь. Доктора, которые в отличие от строго доказательных, не говорят тебе, чтобы ты лечил голову, или приходите, когда совсем все плохо будет, тогда и полечим. Это именно те доктора, которые внимательно изучают все исследования, а также дотошно изучают анализы пациента, и устраняют все дефицитные состояния. После чего жизнь играет новыми красками.
        Профессор С.Ю.Калинчкнко с вами бы поспорила об уровне Д в крови 80-100.

        1. Жар

          Наталья, почти всё, что увеличивает жизненную активность — ускоряет старение. Да, высокие дозы витамина Д — помогут от простудных заболеваний, также ещё поможет увеличение гормонов щитовидной железы Т4 и Т3 и к тому же будете деятельны и активны с кучей энергии. А ещё спортивны — если увеличите ИФР-1. Но стариться при этом будете быстрее. Живи быстро — умри молодым.
          А вот размеренная, спокойная, не особо энергичная жизнь — как у долгожителей, с медленным обменном веществ — позволит жить долго.

        2. Бадрик

          Высокий уровень — допинг! Вам хорошо на коротком отрезке времени, вы полны энергией. Но при этом вы быстрее изнашиваетесь. Как автомобиль. Я вот езжу не более 80 км.в час. Мне так комфортно. Получил отличную побочку — автомобиль не убивается, ездит долго, исправно. Так и с высокими содержаниями витамина Д3. Аналогия

        3. Роман

          Пусть лучше с ними поспорит:
          prodoctorov.ru/moskva/lpu/22226-klinika-professora-kalinchenko/otzivi/

  52. Юрий

    Дмитрий , т е по новым данным нелбязательно стремится к уровню ? Достаточно и 25? Или лучше всеже стремится?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      20-56 нг/мл

  53. игорь

    Добрый день. Ребёнку возрастом 6 лет в профилактических целях , зимой, какую дозу витамина D3 можно давать ?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      НИкакую, если в анализах его крови витамин д выше 20 нг/мл. 400 МЕ можно на всякий случай

    2. Ильгам

      Если есть генетическая предрасположенность к диабету 1 типа, то в целях профилактики не помешало бы.

      1. Дмитрий Веремеенко

        Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

        Генетическая предрасположенность, определенная по ген тесту — это ни о чем.

  54. Ирина

    Дмитрий, здравствуйте!
    В свете новых данных в статье возникли вопросы.
    1. В выводе 1 к статье читаем: «Если в анализах крови ваш уровень общего витамина D — 25(OH)D > 20 нг/мл, то нет необходимости ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО приема витамина D3 для повышения его уровня». Мой уровень вит Д в норме (42,2). Пила витамин Д3 согласно алгоритму (постоянно). Сегодня снова скачала и перезаполнила алгоритм. Но снова на всех 3-х этапах (т.е постоянно) рекомендация принимать вит.Д3 в дозе 1500МЕ в сутки. Почему? Это не согласуется с выводом 1 статьи.
    2. В выводе 2 даже при пониженном уровне вит. Д «рекомендуется доп. прием вит. D3 В ДОЗИРОВКЕ ОТ 400 ДО 1000 МЕ в сутки» А у меня в алгоритме при нормальном уровне – 1500МЕ.
    Поясните, пожалуйста, как и сколько принимать вит. Д3, если его вообще нужно принимать в моём случае. Хотелось бы быть уверенной в правильности своих действий (моя программа №12). Спасибо!

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Скачайте алгоритм снова

  55. Л.Б.

    Дмитрий, а при аутоиммунных заболеваниях вит. Д необходимо держать на верхней границе нормы или нет?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Нет этому доказательств

    2. Ильгам

      Советуют держать выше верхнего предела, ближе к 70-80…Хотя доказательств, увы нет.Всё индивидуально.

      1. Дмитрий Веремеенко

        Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

        Верхняя граница 70-80 вызовет кальцификацию сосудов и сократит жизнь.

  56. Елена

    Добрый вечер, Дмитрий.

    У меня витамин Д 33 нг/мл, остеопороз. В ЦИТО рекомендовали пить D3 ТЕВА 0, 5 мг
    Что лучше принимать Аквадетрим или D3 Тева
    есть какие-то исследования о пользе В3 Тева?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Если витамин д 33 нг/мл, то пить не нужно. Никак на остеопороз это не повлияет 100%

  57. Елена

    Спасибо. Может пить по 1000 в день, чтобы поддержать этот уровень
    а про D3 Teva есть какая-то информация?

  58. Alla

    Извините, что-то запуталась я в рекомендациях.. Вроде в прошлом году кто-то( не помню) советовали вит Д 10000МЕ принимать ежедневно, даже Малышева сказала, что это норма, в своей передаче. Вот мы уже год пьем с мужем по 10000МЕ вит.Д ежедневно, а семилетняя внучка-4000МЕ. Пить или не пить дальше, вот в чем вопрос?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Срочно прекратить и сдать анализ на витамин D. У Вас очень опасно высокая доза на протяжении года

  59. Светлана

    Дмитрий, для профилактической дозы 400 МЕ можно ли пить капсулы 2000 МЕ раз в 5 дней? Т.к. капсулы уже закуплены, согласно недавним рекомендациям алгоритма (по анализам я сейчас в норме 20-56 нг/мл).

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      ДА

  60. Александр

    Здравствуйте, Дмитрий!
    Уточните, пожалуйста по поводу анализа.
    У нас анализ на D3 стоит в пять раз дороже, чем на D.
    Обязательно ли делать именно на D3, или достаточно сдать на D ?
    В чем разница?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Анализ на D3 вообще не нужен
      Нужен на 25(OH)D

  61. Ирина

    Дмитрий, есть ли какие-то рекомендации по соотношению доз при приеме D3 и K2 (MK-7)?
    Например, на каждые 1000 МЕ D3 пить по 100 мкг К2МК7

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Нет.

  62. Александр

    Ещё вопрос по поводу кальция. Я так понимаю, что Вы не рекомендуете дополнительно принимать кальций. Но может бы ть при определенных значения кальция он нужен дополнительно?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Я таких состояний не знаю.

  63. Александр

    И еще, не лучше ли употреблять Аквадетрим + ? Там сочетание витаминов А и Д.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Витамин А вреден, если его избыток в организме. Не нужно его употреблять. А его дефицита почти не бывает

  64. Александр

    Дмитрий, Вы не изучали воздействие лимонной кислоты на старение?

  65. Pavel

    «Верхняя граница 70-80 вызовет кальцификацию сосудов и сократит жизнь.» — 1. Дмитрий, а не могли бы, пожалуйста, привести источник приведённого утверждения. Судя по рекомендациям эндокринологов и графикам из Ваших материалов никакого увеличения смертности при данных значениях не просматривается. 2. И какие верхние границы вит. Д всё-таки можно считать безопасными, на Ваш взгляд? Для аутоимунщиков это очень важный вопрос!

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      В статье, к которой вы пишите комментарий, есть метаанализ 2016 года, в котором рекомендуются границы 40-56 нг/мл. Почитайте этот метаанализ в оригинале по ссылке.

  66. Нара

    Я считаю, для поддержания нормального уровня витамина Д надо пить детям 1000ЕД, взрослым 2000ЕД. Летом перерыв. К2МК7 200 мг после 50 лет
    обязательно. Большие дозы витамина Д, могут быть вредны. Они, конечно, повышают тонус и дают энергию — большие дозы — но переизбыток действительно может увеличивать износ организма и со временем привести к обратному эффекту. Но 400 МЕ явно мало. Так как витамин Д расходуется и при дефиците снижается иммунитет.

  67. Роман

    Дмитрий, последнее время появляются источники, что текущие уровни витамина D слишком низкие, и видел рекомендации держать уровень 60-80, а терапевтически ряд российских эндокринологов прописывает 100 — 120. Мол сильно оживляет имуннитет, уходяд ряд аутоимунных реакций, снижается риск диабета, итд
    Вы же советуете не не превышать порог 56. Пожалуйста, скажите, какие могут быть негативные последствия превышения.
    Благодарю за внимание.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Это не верные данные, так как знаю на чем базируются такие мнения — ни на чем. Лишь на следствии, но не на причине.
      Негативные последствия — сокращение жизни

  68. Роман

    Пожалуйста, разъясните какие именно отрицательные моменты случались с людьми (участвующими в исследованиях) превышающими уровень 56. Какие процессы сокращали жизнь?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Кальцификация артерий. Это то, что убивает и необратимо.

  69. Роман

    В если принимать паралелльно MK-7 и магний + B6, регулярно контролировать ионизированный кальций в крови и не пересекать нижнюю планку ПТГ, риски кальцификации сохраняются?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Неизвестно. К тому же чрезмерный витамин д не дает никаких преимуществ. Вам это надо? И он подавляет белок долголетия Клото, который рекордно мышам жизнь продлевал.

  70. Роман

    Кальцификация сосудов развивается, если есть постоянный переизбыток кальция в крови. А если раз в месяц регулярно контролировать уровень кальция в крови и он будет в норме, то превышение уровня в 56 не может считаться критическим с точки зрения угрозы кальцификации?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Витамин Д также подавляет белок долголетия Клото, который рекордно продлевал жизнь мышам.

  71. Роман

    Прочитал, чтотон ингибирует Klotho при дозировке 600 МЕ, но такая низкая дозировка не позволит удержаться в диапазоне 40-56 нг/ммоль. Как быть?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Он ингибирует дозозависимо. В 600 ме совсем немного. Поэтому достаточно 400 -1000 ме в сутки пить

  72. Роман

    Дмитрий, пожалуйста, дайте ссылку на исследование, где указаны конкретные цифры по дозировке приема витамина D или его уровня в плазме, которые ингибируют синтез Klotho.
    Я как раз из тех пациентов, которым выписали достигнуть уровня 100 нг/ммоль. Сейчас у меня 85 и, начиная с 60 у меня начались отеки и какие-то непонятки с почками, которые пока как болезнь не диагностируются (показатели кальция в крови в норме — принимаю К2 и магне B6 по Вашей рекомендации). А последнюю неделю стала операционная память тормозить и голова побаливать.
    Из Ваших ссылок я вычитал, что в тканях витамин D может накапливаться в переизбытке, а в плазме его будет мало и поэтому передоз не фиксируется. Допустим, кальцификацию я протекционирую K2 + Mg + B6, но вот от идеопатической нефрапатии и нарушения когнитивных функций тут уже не обезапаситься.
    Пожалуйста, дайте ссылки где есть цифры по уровням.
    Благодарю за внимание.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Кроме того, появилась новая информация, что витамин Д в при переизбытке ингибирует белок долголетия klotho.
      Ссылки на источники данных:

      ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18678710
      vitamindwiki.com/Vitamin+D+-+Health+panacea+or+false+prophet+%28Klotho+gene%29+%E2%80%93+Jan+2013
      selfhacked.com/2014/12/22/experiment-megadosing-vitamin-d3/

  73. Роман

    Вы спросили, надо ли мне высокий уровень D? У меня есть в организме ряд аутоимунных процессов, в т.ч. дисплазия соединительной ткани, которая, как мне объяснили, случилась ввиду дефицита витаминов и минералов. Поэтому прописали уровень 100.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Уровень 100 сократит жизнь. Для борьбы с аутоиммунными нужна диета FMD

  74. Роман

    Благодарю, Дмитрий.
    А когда новая статья появится про витамин D? Вы упоминали недавно, что готовите.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Вы написали комментарий под обновленной статьей.

  75. Роман

    Ясно. Думал отдельная статья будет. В поисковике несколько разных страниц по витамину D выдает.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Так яее с нуля переписал.просто по старому адрессу.

  76. Роман

    Дмитрий, добрый день.
    Изучил исследования про ингибирование гена Klotho, но нигде не нашел цифр по верхнему ограничению ежедневной дозы потребления витамина D и периоды ее применения, а также не увидел данных верхней допустимой нормы содержания 25-OHD3 в сыворотке.
    Да, четко указано о вреде больших доз потребления и высокого содержания в крови, но нигде не наткнулся на конкретные цифры.
    Пожалуйста, если есть исследования с конкретными цифрами, дайте информацию. Или может я невнимательно изучил исследования.
    Благодарю.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Верхней границы пока нет. Но мы сами скоро это исследуем

  77. Роман

    Дмитрий, а подскажите, пожалуйста, где можно анализ крови на уровень содержания FGF-23 и Klotho сделать?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Первый нигде. Klotho скоро будет в ДНКом. Больше нигде

  78. Андрей

    outsideonline.com/2380751/sunscreen-sun-exposure-skin-cancer-science

    Тут говориться, что витамин Д надо поддерживать через солнце, а не принимать добавки. Что думаете об этом Дмитрий?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      А если солнце вызовет меланому?

      1. Максим

        А если Ахмед на «Приоре» с тонированными стеклами поедет на красный свет … до меланомы можно и не дожить!

        Я загораю с мая по сентябрь, в октябре анализ на витамин Д сдавал, было 41 нг/мл.
        Надо будет в апреле повторить аназиз, посмотреть сколько витамина за зиму израсходовалось?

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

          Это не наш путь. К тому же загар старит

  79. Лариса

    Я смотрела лекцию на ютубе (D for debacle),в ней утверждалось,что солнце может вызвать меланому как раз если бывать на нем редко. Меланому вызывают UVA1 лучи,проникающие глубоко в дерму и разрушающие ДНК. А UVB не проникают глубоко, дают витамин D и загар-выработку меланина в эпидермисе-верхнем слое кожи, и загар наоборот защищает от дальнейшего проникновения опасных лучей в дерму. Там приводились исследования,что люди,чья работа связана с постоянным нахождением на солнце, никогда не болели меланомой.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Передача — это не ислледования. Нужно не передачи смотреть, в которых чаще всего ложь, а метаанализы исследований читать

  80. Алина

    При анализе 25(OH)D =12 нг/мл принимаю Д3 в дозировке 7000 на протяжении месяца (согласно назначению врача и рекомендациям Минздрава РФ необходимо придерживаться такой дозировки 8 недель). Необходимо ли одновременно принимать К2?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Не обязательно.

  81. Яков Андреевич

    Дмитрий , подскажите, какую дозу и сколько времени принимать в свете новых рекомендаций при такой выписке из протокола анализов : «Определение уровня 1,25-ОН витамина Д = 21.6 референтные значения 30-49.9»??

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      400-1000 МЕ

  82. Яков Андреевич

    Дмитрий, не пойму, если референтные значения от 30 до 49.9 то показатель 21.6 сильно низкий! Разве не надо его срочно поднимать дозой 10000МЕ до 40 хотя бы, как ранее рекомендовалось Вами?? Спасибо!

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Оптимальные значения витамина d — выше 20 нг/мл. Если вы его повысите выше — это не даст никаких преимуществ. А вот подавить белок долголетия КЛОТО — может

      1. Василий

        Дмитрий, добрый день! А не натыкались ли на исследование касаемо того, что D3 повышает эстрадиол у мужчин!?

  83. Виктор Фёдорович

    Дмитрий, добрый день!
    Витамин В12=466 пг\мл
    Витамин 25(ОН) D=27 нг\мл
    Вопрос: есть необходимость поднимать оба витамина и до какого уровня?
    Спасибо за ответ!

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      б12 до 500-814
      витамин д — достаточно

  84. Я.А.

    В июле 2018 г витамин D у меня был 44.7 при реф. значениях (30-42.7) Дмитрий, как Вы, думаете на сколько за этот период мог понизиться уровень вит. D ? Из личного опыта или опыта читателей блога? Спасибо!

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      У всех по разному

  85. Светлана

    ДМИТРИЙ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ! СДАВАЛА В INVITRO

    ВИТАМИН В12=418 ПГ/МЛ РЕФЕРЕНС 187-883
    ВИТАМИН 25(ОН)D 28 НГ/МЛ
    ВОПРОС: КАК БЫТЬ В ДАННОМ СЛУЧАЕ? ЧТО КОРРЕКТИРОВАТЬ И ДО КАКОГО ПРЕДЕЛА? ПОЧЕМУ РЕФЕРЕНСНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ У ВИТ.В12 ТАКИЕ РАЗНЫЕ?
    12 МЕСЯЦЕВ В ГОДУ ЧУВСТВУЮ УПАДОК СИЛ, СОСТОЯНИЕ СТАНДАРТНО-АМЕБНОЕ, НО ЛЕТОМ СОСТОЯНИЕ НЕМНОГО ЛУЧШЕ . ДАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СОВЕТ. БЛАГОДАРЮ

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Потому, что референсы в вашей лаборатории устарели. Их пора менять. Они не отражают реальный дефецит

  86. Елена

    Добрый день, анализ на вит Д3 составил 17.22. Алгоритм не откорректировал дозировку, как была 400-1000, так и осталась. Это ошибка?Не пойму какое количество Д3 мне принимать, чтоб восполнить дефицит??

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Если до этого принимали 1000 МЕ, то увеличить дозу немного

  87. Елена

    И еще напомните код для алгоритма, некоторые колонки заблокированы.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Заблокировано, то что не нужно открывать, иначе вы что-то сделаете ни так. 0099

  88. Антон

    Здравствуйте Дмитрий! Случайно обратил внимание на D3, и начал принимать по 20 капель Вигантола( 10 000 МЕ) утром во время еды. СКАЖУ ЧЕСТНО, МОЕМУ ВОСТОРГУ НЕ БЫЛО ПРЕДЕЛА! Уже после первого же приёма я обнаружил улучшение зрения, а именно улучшилась контрастность и чёткость, цвета стали ярче, увеличилась дальность зрения, улучшилось зрение в темноте. Так же почти сразу улучшился сон, я стал легко засыпать и сам сон стал сладким и продуктивным. Далее где-то через неделю я заметил улучшение психологического состояния, а именно ушли тревоги, раздражительность, легче стал контролировать эмоции и тд. Я занимаюсь спортом, и здесь всё стало на свои места, вернулись на должный уровень силовые и выносливые показатели, и время восстановления гораздо сократились. Дальше больше, у меня язвенная болезнь 12и перстной и сопутствующий СРК и боли, дисбактериоз итд. Так вот после 3х лет боль в животе прекратилась, и нормализовался стул. А так же улучшилось состояние половой функции, состояние кожи и координация движений. Качество жизни увеличилось в разы! Короче приём D3 повлиял вообще на всё! Когда я нашёл этот сайт и почитал Ваши рекомендации я, после 6 недель прекратил приём D3, и выдержав паузу в 7 дней сдал анализ. Результат 51 нг/мл. Сейчас принимаю по 8 капель Вигантола ( 4000 МЕ). Посоветуйте пожалуйста как действовать дальше, потому что теперь я однозначно буду принимать D3 пожизненно. Спасибо)

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Мета-анализ Калифорнийского Университета (США) 2014 года (ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24922127), а также исследование 2017 года от Афинскиого Университета (Греция) (ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28768407) рекомендует для минимального уровня смертности от всех причин стремиться к уровню витамина D (25-OH) в крови 40 нг/мл (100 нмоль/л), но не выше 56 нг/мл (140 нмоль/л) из-за отсутствия данных по безопасности более высокого уровня. Существуют данные, что как дефицит, так и высокий уровень витамина D связаны с кальцификацией сосудов. Негативные эффекты, связанные с избытком витамина D, включают гиперфосфатемию, гиперкальциемию, повышение уровня матриксных металлопротеиназ (MMP), медиальную кальцификацию, артериальную жесткость и гипертрофию левого желудочка (academic.oup.com/ndt/article/27/5/1704/1844110). Кроме того, избыток витамина D блокирует белок долголетия Клото (vitamindwiki.com/Vitamin+D+-+Health+panacea+or+false+prophet+%28Klotho+gene%29+–+Jan+2013). Клото продлевает жизнь также мощно, как и низкокалорийное питание (ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16123266). Клото блокирует кальцификацию и фиброз (cbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3014041) (ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23034937). Клото противодействует старению, являясь мощным ингибитором образования 1,25-дигидроксивитамина D3 [1,25(OH)2D3], а потому и минерального обмена. У мышей с низким Клото избыточное образование 1,25(OH)2d3 приводит к гиперкальциемии, гиперфосфатемии и кальцификации сосудов, ускоренному старению и ранней смерти. Мыши с низким Клото страдают от более быстрой деградации внеклеточного матрикса. А витамин D-недостаточное питание продлевает продолжительность жизни мышей с дефицитом Клото (ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26538435). Учитывая, что безопасность витамина D выше 56 нг/мл не проверена, то доклинические данные стоит принимать во внимание, к тому же, что еще и уровень витамин D выше 20 нг/мл не дает никаких преимуществ для продолжительности жизни ни в одном РКИ https://nestarenie.ru/vitamin-d3.html

  89. Антон

    Значит я довёл до оптимального уровня, и теперь мне его нужно поддерживать. Правильно я Вас понимаю? Вопрос какой дозировкой поддерживать уровень 51 нг/мл в крови?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Оптимальное значение — выше 20 нг/мл. Вам не мешает его снизить до чуть выше 20 нг/мл, а потом уже поддерживать

      1. Антон

        Я имею в виду, какова золотая середина между максимально эффективным уровнем 25-ОН и таким уровнем который не будет сильно подавлять белок Клото?

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

          20 нг/мл

  90. Антон

    А как же значения от 40 до 56? Разве не лучше держать уровень в районе 40?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Значения от 40 до 56 не подтвердились
      Это была просто красивая гипотеза.

      1. Антон

        А как Вы считаете, на сколько мне нужно прекратить приём витД, если моё текущее значение 51нг/мл, а я хочу снизить его до 20? И какой дозировкой можно удержать 20нг/мл на постоянной основе? Спасибо)

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

          400 МЕ в сутки достаточно, кроме солнечных дней летом , когда вы на солнце

          1. Антон

            Это в 10 раз меньше чем вы рекомендовали ранее

  91. Наталья

    Здравствуйте, Дмитрий!
    Прошу прощенья, что вопрос не по теме этой статьи. Меня интересует вебинар «Как победить депрессию, научно обоснованными способами»: 29 апреля 2019 года с 20:00 до 23:00. На странице https://nestarenie.ru/vebinar-depressiyu.html#inicio_pagina написать комментарий невозможно, требуется ввести какой-то пароль. Что это значит и как можно принять участие в вебинаре? Очень жду ваш ответ.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http:

      Это значит, что страница пока закрыта и будет открыта возможно сегодня или завтра.

Добавить комментарий

Будем благодарны, если после прочтения статьи вы оставите свои комментарии. Ваше мнение очень важно для того, чтобы материал блога был более информативным, понятным и интересным.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы подписаться на комментарии, введите