Обновлено: 28 июня 2021

Метформин продлевает жизнь

Метформин продлевает жизнь пациентам с сахарным диабетом и с предиабетом. Если сахарный диабет 2-го типа начался в 40 лет, то он сократит жизнь на 11,6 лет мужчинам и на 14 лет женщинам. То есть оставшийся после постановки диагноза период жизни, измеренный в годах, сокращается примерно в 1,5 раза [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14532317]. Метформин снижает риск сахарного диабета 2-го типа у людей с предиабетом до 44 лет также эффективно, как интенсивное изменение образа жизни. Метформин снижает риск развития сахарного диабета 2-го типа у людей с предиабетом в возрасте от 44 до 60 лет менее эффективно, чем интенсивное изменение образа жизни. В качестве терапии первой линии для снижения риска смертности при впервые диагностированном сахарном диабете 2-го типа целесообразно применять метформин. Метформин продлевает жизнь у пациентов с сахарным диабетом.

Метформин продлевает жизнь больным сахарным диабетом 2-го типа и предиабетом, среди пациентов не старше 60 лет.

Метформин впервые был описан в научной литературе в 1922 году Эмилем Вернером и Джеймсом Беллом как продукт, вырабатывающийся в процессе синтеза N, N-диметилгуанидина [https://pubs.rsc.org/en/content/articlelanding/1922/CT/CT9222101790]. В 1929 году было обнаружено его сахароснижающее действие у кроликов [https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/cber.19290620605]. Затем после изобретения инсулина про метформин на время забыли. Однако в 1957 году Стерн попытался применить метформин для лечения сахарного диабета 2-го типа у человека [https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/14746514070070051001] [https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/pdi.606]. Широкий интерес к метформину возродился только после вывода из лекарственного оборота других бигуанидов в 1970-х годах [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/6847752].

Гормезис при старении определяется как процесс, посредством которого кратковременный и несмертельный стрессор индуцирует механизмы стрессовой реакции организма, тем самым повышает стрессоустойчивость и общую продолжительность жизни. Умеренный стресс для митохондрий (частиц клеток живого организма, которые отвечают за выработку энергии) назвали митогормезисом. Впервые митогормезис был описан для червей нематод C. Elegans, которым ограничивали поступление с пищей глюкозы. Низкая доступность АТФ из-за низкой гликолитической активности вызывает активацию 5'АМФ-активируемой протеинкиназы (АМПК). АМПК, в свою очередь, способствует общему катаболизму и митохондриальному дыханию, что приводит к увеличению выработки активных форм кислорода – гормонального «стрессора» Это активирует дальнейшую защиту от стресса, продлевая продолжительность жизни. Слишком высокий уровень активных форм кислорода приводит к значительному повреждению липидов и ДНК клеток организма в результате окисления, что известно как окислительный стресс. Если такой стресс чрезмерный, то в результате погибают клетки, ускоряется развитие возрастных заболеваний. Если организм со стрессом справляется, то тренируются механизмы защиты от стресса и повышается стрессоустойчивость. В результате активизируется стресс-защита и увеличивается продолжительность жизни животного. На нематодах C. elegans было показано, что метформин вызывал изменения, аналогичные тем, которые происходят при метогормезисе, за счет чего увеличивал продолжительность жизни. А подавление сигналов активных форм кислорода нивелировало эффекты за счет которых метформин продлевает жизнь, доказывая, что опосредованное метформином продление жизни у нематод C. elegans зависит от митогормезиса и очень напоминает ответ на ограничение глюкозы в рационе питания C. elegans [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24889636].

Метформин продлевает жизнь мышей, снижал количество случаев онкологических заболеваний, хотя его эффекты варьировались в зависимости от линии и пола животных [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24189526]. Результаты исследований метформина на животных показывают, что препарат задерживает развитие некоторых заболеваний, сокращающих продолжительность жизни животных, тем самым увеличивая ее. Чем в более раннем возрасте начинали давать метформин мышам линии SHR (с 3–9 месяцев), тем больше увеличивалась средняя продолжительность их жизни (+14,1% и +6,1% соответственно). Если препарат начинали давать в более позднем возрасте (с 15 месяцев и старше), эффекта увеличения продолжительности жизни животных не наблюдалось [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21386129]. Максимально (на 1 месяц) продолжительность жизни увеличилась у мышей, получавших лечение с самого раннего возраста. В других экспериментах на разных линиях мышей эффективность метформина в увеличении продолжительности жизни также отрицательно коррелировала с возрастом начала лечения [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24189526] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23900241].

Метформин продлевает жизнь

Метформин продлевает жизнь

Рисунок 1. Кривые выживания самок мышей линии SHR, получавших и не получавших лечение метформином

www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18728386

В самом удачном эксперименте на самках мышей линии SHR, которых начали лечить с 3-хмесячного возраста

www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18728386

метформин давали в низкой дозе. В пересчете для человека – это 510 мг/м2 в сутки. Площадь поверхности тела человека ростом 180 см и весом 80 кг составляет в среднем 2 м2. Для такого человека – это около 1020 мг в сутки. Это меньше, чем обычно используется в клинической практике для лечения людей с сахарным диабетом 2-го типа (1–2 мг в сутки). Такое лечение продлило среднюю продолжительность жизни животных на 37,8%, а максимальную продолжительность жизни – на 10% (рис. 1).

Как прием метформина будет влиять на продолжительность людей? Эксперименты на животных показывают, что введение препарата мышам среднего возраста и старше не эффективно и дает результаты только при использовании с раннего возраста. По аналогии напрашивается вывод, что это может быть справедливо и для людей. Но на практике этого делать категорически нельзя до тех пор, пока такое применение не проверено в клинических испытаниях и не одобрено соответствующими комиссиями и органами. В противном случае человеку можно нанести большой вред. При некоторых состояниях, которые являются факторами, способствующими снижению продолжительности жизни у человека, таких как сахарный диабет и предиабет, метформин продлевает жизнь.

Систематический обзор и мета-анализ 2017 года показали, что больные сахарным диабетом 2-го типа, принимающие метформин, имеют более низкий уровень смертности от всех причин (дополнительные полгода жизни), чем люди, не страдающие диабетом, и население в целом. Они также имели более низкие показатели смертности от всех причин (дополнительные 3 года жизни) и более низкую частоту развития онкологических заболеваний и ССЗ, чем больные сахарным диабетом 2-го типа, получающие другие виды лекарственной терапии [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28802803]. Однако метформин скорее всего не подходит для лечения пожилых пациентов старше 60 лет. Прогрессирование снижения мышечной массы с возрастом приводит к слабости, а затем к смерти [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25365952] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26844538]. И сохранить мышечную массу с помощью упражнений – важная задача. Однако в рандомизированном контролируемом исследовании метформин фактически ухудшал эффективность тренировки мышц у пожилых людей (66,9–73,0 лет) в сравнении с плацебо [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31557380].
В 10-летнем исследовании при коррекции предиабета у пациентов не старше 44 лет (предиабет диагностировали при уровне глюкозы натощак в крови 5,3–6,9 ммоль/л и положительном глюкозотолерантном тесте с уровнем глюкозы в крови через 2 часа 7,8–11 ммоль/л) метформин снижал риск развития сахарного диабета 2-го типа в сравнении с плацебо, так же эффективно, как и изменение образа жизни (аэробные тренировки средней интенсивности не менее 150 минут в неделю), направленное на 7% снижение массы тела. Показатели заболеваемости сахарным диабетом при 10-летнем наблюдении были сходными в различных группах лечения: 5,9 на 100 человеко-лет в группе с изменением образа жизни, 4,9 на 100 человеко-лет для группы, принимавшей метформин и 5,6 на 100 человеко-лет для группы, принимавшей плацебо [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19878986].

Данное исследование было продлено еще на 5 лет. В результате сделан вывод, что лечение предиабета метформином у пациентов в возрасте от 44 до 60 лет снижало риск атеросклероза у мужчин и риск развития сахарного диабета 2-го типа, но в меньшей степени, чем изменение образа жизни с введением аэробных тренировок средней интенсивности не менее 150 минут в неделю. Однако после 60 лет лечение метформином предиабета уже не было эффективным [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28770322]. Эти результаты также подтверждаются данными мета-анализа, выполненного в 2019 году [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31794067].

В мета-анализе 2018 года, включающем 236 рандомизированных контролируемых исследований, анализировали эффективность ингибиторов натрий-глюкозного котранспортера 2 типа (ингибиторы SGLT2) и агонистов глюкагоноподобного пептида 1 (агонисты GLP-1) как перспективных препаратов для лечения пациентов с предиабетом с целью снижения риска смертности от всех причин в сравнении с плацебо [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29677303]. Однако в данный мета-анализ включали в основном исследования продолжительностью в несколько недель, а средняя продолжительность экспериментов составила около 6 месяцев. Мета-анализ включил единственный долгосрочный эксперимент (около 5 лет), в котором у пациентов на инсулинотерапии исследовали отклонение уровня HbA1c от базиса, но не риск развития сахарного диабета в будущем или общей смертности. Расчеты размера выборки в данном эксперименте были связаны с изменениями уровня HbA1c, а не с сердечно-сосудистыми исходами или сахарным диабетом. Выборка в данном случае – это количество пациентов, которое с помощью определённой процедуры, основанной на методах теории вероятности, обязательно выбирали организаторы при планировании дизайна клинического исследования. Размер выборки планировался на основании предположения, что к завершению исследования станет возможным подтверждение или опровержения наличия предполагаемых отличий уровня HbA1c между испытуемыми группами. Случайность – это один из факторов, который нельзя игнорировать при проведении исследования, а малые выборки сильнее «предрасположены» к случайным результатам, нежели выборки большого объёма. Результаты исследований, основанные на недостаточных объёмах общей выборки, содержат существенную неопределённость; неизвестно, как изменится оценка величины эффекта лечения в будущем. Более того, в рассматриваемом исследовании лечение ингибитором SGLT-2 канаглифлозином было связано с 2-х кратным риском ампутаций в сравнении с плацебо. А риск ампутаций при сахарном диабете 2-го типа и так возрастает в несколько раз при осложнении этого заболевания. Таким образом, эти перспективные препараты не имеют доказательной базы, подтверждающей эффективность в коррекции предиабета так, как краткосрочные исследования, включенные в мета-анализ не позволяют проследить за изменением риска смертности, а единственное долгосрочное исследование из-за несоответствующей выборки для оценки риска смертности имеет высокую вероятность показать случайный результат.

Совершенно иное дело, когда сахарный диабет 2-го типа уже диагностирован. SGLT-2 ингибиторы и агонисты GLP-1 рецепторов не могут заменить метформин для лечения сахарного диабета 2-го типа. Однако имеет смысл использовать метформин вместе, например, с ингибиторами SGLT-2 на самой ранней стадии сахарного диабета 2-го типа, особенно при сопутствующей сердечной недостаточности и заболеваниях почек [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31778746]. Комбинация метформина с ингибитором SGLT-2 и розувастатином позволит существенно снизить смертность от ССЗ, улучшить качество жизни у пациентов с сахарным диабетом и высоким риском ССЗ [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29865997].

Рандомизированное контролируемое исследование показало, что у пациентов 60 лет и старше метформин ухудшал эффективность тренировки мышц в сравнении с плацебо из-за риска саркопении [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31557380]. Саркопения – это дегенеративная потеря скелетной мышечной массы, их силы, связанная со старением и малоподвижным образом жизни. Саркопения может прогрессировать до такой степени, что пожилой человек слабеет, теряет способность передвигаться самостоятельно, а затем умирает [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25365952]. Встает проблема выбора лекарственной терапии сахарного диабета у людей в возрасте от 60 лет и старше.

Мета-анализ 2020 года объединяет 7 рандомизированных слепых плацебоконтролируемых исследований среди пациентов с сахарным диабетом 2- го типа, которых лечили агонистами GLP-1 рецепторов. Важно отметить, что во всех 7 исследованиях принимали участие люди пожилого возраста. Средний возраст пациентов в каждом из исследований составлял 60 лет и старше. В результате было показано, что агонисты GLP-1 рецепторов (лираглутид, дулаглутид, семаглутид) достоверно снижали риск основных сердечно-сосудистых событий, таких как инфаркт, инсульт и сердечно-сосудистую смерть у пациентов с установленными атеросклеротическими сердечно-сосудистыми заболеванием на фоне сахарного диабета 2-го типа [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31595657] и значительно снижали смертность от всех причин. В частности, дулаглутид у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа, имевшим либо предшествующее сердечно-сосудистое событие, либо факторы сердечно-сосудистого риска, средний возраст которых составлял 66 лет, в исследовании продолжительностью 5,4 года снижал риск нефатального инсульта и инфаркта миокарда и смертность от сердечно-сосудистых причин [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31189511].

Подведем итоги. Если диабет 2-го типа начался в 40 лет, то он сократит жизнь на 11,6 лет мужчинам и на 14 лет женщинам. То есть оставшийся после постановки диагноза период жизни, измеренный в годах, сокращается примерно в 1,5 раза [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14532317]. Метформин снижает риск сахарного диабета 2-го типа у людей с предиабетом до 44 лет также эффективно, как интенсивное изменение образа жизни. Метформин снижает риск развития сахарного диабета 2-го типа у людей с предиабетом в возрасте от 44 до 60 лет менее эффективно, чем интенсивное изменение образа жизни. В качестве терапии первой линии для снижения риска смертности при впервые диагностированном сахарном диабете 2-го типа целесообразно применять метформин. Если врач назначил метформин, то его можно купить в любой аптеке в РФ. Обычно назначают в дозировке 500 мг 3 раза в сутки, либо 850 мг 2 раза в сутки для лечения диабета 2-го типа.

К метформину для улучшения гликемического контроля возможно добавление ингибиторов SGLT-2, особенно при сопутствующих сердечной недостаточности и заболеваниях почек [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31868769]. После 60 лет для лечения сахарного диабета 2-го типа целесообразно использовать ингибиторы SGLT-2 или агонисты GLP-1 рецепторов в качестве терапии первой линии, но не метформин.

Однако важно понимать, что лекарства только в руках грамотного врача могут принести пользу и продлить нам жизнь. В противном случае их применение не только опасно для здоровья, но и может угрожать жизни. Информация о лекарственных средствах, рассмотренная в данной статье, не предназначена для самолечения, не представляет собой медицинскую услугу, не представляет собой клинические рекомендации.

При приёме метформина необходимо контролировать уровень витамина Б12 в крови и восполнять его.

Кто принимает метформин, должен обязательно раз в год проверять уровень витамина B12 в крови. В противном случае можно рисковать получить деменцию, и даже умереть.

Мой папа имеет сахарный диабет 2-го типа и гипертоническую болезнь. Ему 63 года. Но вот уже второй год у него наблюдаются сильное снижение памяти, и неврологическая симптоматика, свойственная анемии ввиду дефицита витамина B12. Тем не менее он думал, что это врачи плохие, которые назначили ему розувастатин.

Важно заметить, что как раз розувастатин, в отличии от липофильных статинов, не влияет негативно на мозг. Но они же с женой начитались журнала ЗОЖ. Около 5 лет применения низкой дозы розувастатина в сочетании с телмисартаном могут даже уменьшить темпы снижения когнитивных функций у гипертоников! [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/30552406].

Я постоянно говорю моему папе, что нужно проверить уровень витамина B12, так как он пьет метформин, который снижает степень усвоения витамина B12 [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20488910]

И вот мне удалось его привезти в лабораторию ДНКом, филиал которой находится рядом с моим домом (https://dnkom.ru/kontakty-adresa-i-uslugi/m-bratislavskaya/). Результат меня очень озадачил. Так как я понял, что время упущено. И часть нарушений возможно и не восстановить. Его уровень витамина B12 был 158 пг/мл. 

У пожилых людей уровень витамина B12 лучше всего держать не ниже 500 пг/мл. Например, даже при уровне витамина B12 в сыворотке крови от 280 до 500 пг/мл у вегетарианцев и у пожилых людей, его уровень в головном мозге может быть в норме, а может наблюдаться дефицит [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11146329] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26799654]. И только при уровне витамина B12 в сыворотке крови выше 500 пг/мл дефицит витамина в головном мозге не встречался [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19171834] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26799654].

А при уровне витамина B12 ниже 200 пг/мл - это вообще гарантированная пернициозная анемия, что и показали другие анализы крови моего папы

До 1926 года в США ежегодно умирало около 50 000 пациентов от пернициозной анемии, вызванной нарушением всасывания в желудке витамина B12. Дефицит витамина B12 может привести к гемолитической анемии из-за разрушения эритроцитов в костном мозге, которые не прошли процесс созревания [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27308258]. Такая анемия смертельно опасна [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16430460][www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17145235], а также может маскироваться под другие опасные для жизни состояния, например под идиопатическую тромбоцитопеническую пурпуру, которую можно вылечить терапией витамином B12 [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23842487] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27308258].

Сегодня витамин B12 можно просто ввести прямо в кровь с помощью инъекций и спасти человека от смерти. В научных исследованиях зафиксированы случаи, когда терапия анемии витамином B12 спасала людей и в среднем возрасте [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/30285873], и в молодом.

И, кстати, стоит 10 ампул витамина b12 всего около 30 рублей. +- Шприцы стоят дороже.

Но я думаю, что не все потеряно. Завтра ему начнут делать уколы витамина B12. Меня обнадеживают вот такие случаи из исследований.

Документально зафиксирован случай восстановления когнитивных функций у пациента 57 лет после лечения анемии, обусловленной дефицитом витамина B12 [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/32083818]. До лечения его сывороточный уровень был низким 190 пг/мл (референсный диапазон-233-914 пг/мл). Пациент имел симптомы анемии. В течение первой недели лечения ему назначили ежедневное внутривенное введение витамина B12. Далее пациент в течение года пил витамин B12 (3000 мкг/сут.). Уже на 19 день такого лечения симптомы анемии почти исчезли. Оставалось только нарушение когнитивных функций, оцениваемое по шкале MMSE (краткая шкала оценки психического статуса). И только через год лечения когнитивные функции пациента восстановились, а сывороточный уровень витамина B12 составил 1096 пг/мл

Так, что любители метформина - все бегом сдавать анализ на витамин B12.

Метформин регулирует маркер GDF-15, связанный с рисками смертности.

Что это за маркер - читайте в статье "GDF-15 — маркер риска смертности от ССЗ, регулируемый метформином"

Все чаще говорят о заменах метформина. Ищут новые средства для гликемического контроля. Все чаще говорят, в лучшем случае, как об альтернативе о новых группах лекарств: Ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера 2 типа (SGLT2), Ингибиторы дипептидилпептидазы IV типа (DPP-4), Агонисты глюкагоноподобного пептида 1 (GLP-1). Также некоторые авторы уже окрестили берберин, как замену метформина. Но ни одно из этих средств или вообще не изучено на предмет влияния на смертность пациентов, либо очень плохо изучено. Глубокое заблуждение заключается в том, что метформин часто считается препаратом для повышения чувствительности к инсулину и для снижения уровня гликозилированного гемоглобина. Казалось бы, нужно взять другие средства, обладающие таким же или даже лучшим гликемическим контролем, и получить лекарство, которое будет лучше, чем метформин снижать смертность. Но на деле этого не наблюдается. И знаете, возможно, почему? В исследованиях получены данные, что у больных сахарным диабетом, интенсивное снижение HbA1c (гликированного гемоглобина) наоборот повышает смертность [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24595629]. Однако интенсивное снижение HbA1c с помощью метформина сопровождается снижением смертности [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28404659]. Парадокс? Это, вероятно, потому что HbA1c, похоже, повышает антивоспалительный GDF-15. Более того, более высокий уровень HbA1c связан с более высоким уровнем GDF-15 даже у людей без диабета "HbA1c, although with a smaller effect, was associated with higher GDF-15 levels in both participants with T2D and those without T2D, and this is a novel finding" [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/30178545]. Однако метформин независимо повышает GDF-15 [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/30178545]. Возможно поэтому интенсивное снижение HbA1c метформином при сахарном диабете 2 типа связано со снижением смертности, тогда как при снижении HbA1c другими средствами для гликемического контроля, вероятно, снижается и защитный GDF-15. А метформин и HbA1c снижает и GDF-15 повышает, что может частично объяснить защитные сердечно-сосудистые эффекты метформина. Для справки Ростовой фактор дифференцировки 15 - сильный ингибитор воспаления, ингибирует экспрессию рецептора ЛПОНП, что тормозит перерождение макрофагов в пенистые клетки.
GDF-15≥1800 ng/L сильно ассоциировался с кальцификацией и смертностью от всех причин (hazard ratio 3.5; 95% CI 2.1-5.9, P<0.0001) [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22065155]

Возможно поэтому метформин продлевает жизнь и до сих пор остается препаратом первой линии для лечения диабета и инсулинорезистентности с хорошо доказанным снижением смертности в долгосрочной перспективе у людей не старше 60 лет [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28802803]

Метформин улучшает сексуальную функцию у самцов мышей после длительного лечения (потенцию)

С возрастом в результате атеросклероза сосудов у многих мужчин страдает эрекция. Метформин улучшает эрекцию у мышей и тем самым лечит от импотенции, которая возникает в результате атеросклероза сосудов. А это наиболее частая причина импотенции. Только действие метформина постепенное - после курса лечения. Американские специалисты из Университета штата Джорджия показали, что метформин способен расширять сосуды кровеносной системы, расположенные в половых органах. Это и обуславливает то, что кровь в сосудах пениса начинает активно циркулировать и пробуждает хорошую эрекцию [polit.ru/news/2013/09/12/ps_metformin].

Лечение метформином индуцирует снижение уровня ТТГ как при явном, так и при субклиническом гипотиреозе при лечении диабета 2-го типа

Лечение метформином снижает тиреотропный гормон ТТГ только, если он выше 2,5 мЕд/л, уменьшает размеры небольших твердых узелков щитовидной железы, а также предотвращает увеличение объема щитовидной железы [www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4310072] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24203069]

Метформин снижает повышенные ферменты печени и может лечить неалкогольную жировую дистрофию печени (НАЖБП) у больных сахарным диабетом.

Как часто приходится слышать, что метформин "сажает печень". Но вот целая серия клинических испытаний показывает, что учитывая метаболические эффекты и хороший профиль безопасности, метформин выглядит, как многообещающее лекарственное средство в терапии НАЖБП, особенно у пациентов с компонентами метаболического синдрома. Метформин снижает повышенные ферменты печени, снижает инсулинорезистентность печени, улучшает результаты ультразвукового исследования печени  [www.mif-ua.com/archive/article/36883] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18945255] [www.mif-ua.com/archive/article/36883].

Внимание: метформин опасен при самой тяжёлой стадии почечной недостаточности, но обладает высоким профилем безопасности для людей со здоровыми почками!!!  Приём алкоголя должен быть не позднее 48 часов до принятия метформина и не ранее 48 часов после его применения. Употребляющим метформин необходимо одно временно употреблять витамин В12. Нельзя сочетать употребление метформина с диуретиками, с препаратом Даназол, а также нельзя употреблять метформин при беременности. Метформин признано препаратом с высоким уровнем безопасности, но его как и любое другое лекарство нельзя употреблять без назначения врача [http://cbio.ru/page/55/id/5631]

Наиболее часто назначаемое лекарственное средство для лечения сахарного диабета 2-го типа — метформин. При лечении метформином, если анализ крови на лактат выше нормы, врач может рекомендовать на время отменить метформин. Оптимальный уровень лактата в анализах крови 0,5 — 2,2 ммоль/л

Предлагаем Вам оформить почтовую подписку на самые новые и актуальные новости, которые появляются в науке, а также новости нашей научно-просветительской группы, чтобы ничего не упустить.


 

Добавить комментарий

Будем благодарны, если после прочтения статьи вы оставите свои комментарии. Ваше мнение очень важно для того, чтобы материал блога был более информативным, понятным и интересным. Перед тем, как оставить свой комментарий, прочитайте Политику конфиденциальности

180 комментариев

Чтобы подписаться на комментарии, прочитайте Согласие с рассылкой и Политику конфиденциальности

Комментируя, вы принимаете условия соглашения.

  1. Alexander_PP
    12 февраля 2023, 17:00

    Дмитрий, а после 60 метформин категорически нельзя пить? Есть вроде какие-то очень дорогие лекарства, про которые вы писали, которые применяются в этом возрасте вместо метформина, но, если такие огромных денег нет, то что лучше, принимать метформин или не принимать ничего при СД 2 типа? У нас врачи назначают метформин, не глядя на возраст.

    1. Дмитрий Веремеенко
      13 февраля 2023, 15:02

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Форсила лучше вместо метформина. Форсига (дапаглифлозин) должны бесплатно государством выдавать

  2. ЛарисаА.
    07 ноября 2021, 15:00

    Почему нельзя пить витамин В6? Появились новые исследования?

    1. Дмитрий Веремеенко
      07 ноября 2021, 19:09

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      У нас очень редко бывают его дефициты. А будто дефициты часто пишут в лабораториях.

  3. Юля
    05 ноября 2021, 16:21

    А что тут непонятно в моем вопросе ? Я спросила можно ли пить комбинированый бад, 3 в 1 , в6+в12+5мтгф раз в полгода, или лучше пить по отдельности ?

    1. Дмитрий Веремеенко
      07 ноября 2021, 00:47

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Лучше по отдельности и лучше вообще не пить B6

      1. дмитрий
        22 марта 2023, 20:50

        даже для блокирования гликирования не стоит принимать Б6? он же мощнее метформина

        1. Дмитрий Веремеенко
          22 марта 2023, 23:19

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          ни что не блокирует гликирование

  4. Наталья Николаевна
    02 ноября 2021, 11:03

    Назначение одного вит В12 , наверно, неправильно. Мне представляется правильным сочетание его с фолиевой и В6. Интересно содержание гомоцистеина на фоне метформина без добавления В12.

    1. Дмитрий Веремеенко
      02 ноября 2021, 13:28

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Гомоцистеин снижать нельзя.
      А применять витамин б12 нужн моно. Не нужно его мешать ни с чем
      Терапия для снижения уровня гомоцистеина витамином b12 совместно молитвой кислотой и витамином b6 повышает риск комбинация событий – фатального и нефатального инфаркта миокарда, фатального и нефатального инсульта и внезапной смерти, обусловленной ишемической болезнью сердца.
      ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16531614

      может повышать риск опасных событий и смерти

      1. Юля
        02 ноября 2021, 16:04

        Т.е В6+В12+5мтгф не желательно ? Есть такие комбинированные препараты на айхерб. Допустим так же 1месяц раз в полгода ? Или по отдельности принимать ?

        1. Юля
          05 ноября 2021, 08:39

          Вы не знаете ответа на мой вопрос ?

          1. Дмитрий Веремеенко
            05 ноября 2021, 15:01

            Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
            Отрезайте у ссылок http:

            Если вы мне, то я не отвечаю на вопрос когда его не понимаю))

  5. Наталья
    30 июля 2021, 16:12

    Дмитрий, здравствуйте. Всем женщинам поголовно с диагнозом СПКЯ назначают Метформин,даже без результата анализов. То есть,если СПКЯ,значит инсулинорезистентнось и надо обязательно пить Метформин?. Что вы скажете по этому поводу. Спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко
      31 июля 2021, 01:55

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Я не изучал медицинские протоколы лечения СПКЯ. Поэтому не могу комментировать целесообразность. Но СПКЯ не всегда связана с инсулинорезистентностью, хотя и частью и при СПКЯ Метформин в исследованиях показывает эффективность, если при этом есть ожирение. Если нет ожирения, то нет

      1. Наталья
        31 июля 2021, 12:23

        Спасибо)

  6. Наталья
    01 июля 2021, 17:34

    Дмитрий, мне 36, глюкоза 6,2, пью метформин 1000-1500 в день, иногда отменяю на несколько месяцев и без него начинается спкя со всеми характерными женскими проявлениями, нарушение цикла, высыпания и тп. Стоит ли на основании этого продолжать пить метформин постоянно?

    1. Дмитрий Веремеенко
      03 июля 2021, 00:22

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      На основании глюкозы метформин не назначают

  7. Елизавета
    25 июня 2021, 09:20

    Дмитрий, какой самый эффективный ингибаторы гликирования можно посоветовать на сегодняшний день?

    1. Дмитрий Веремеенко
      25 июня 2021, 21:19

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Не существует пока

      1. Михаил
        02 июля 2021, 13:15

        Дмитрий а как насчёт BROCCO MAX ингибитора гликирования ? ! Заранее благодарен за ответ !

        1. Дмитрий Веремеенко
          03 июля 2021, 00:16

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Сульфорафан активизирует глиоксалазную систему. Это не относится к глюкозепану.

  8. Елена
    02 июня 2021, 07:20

    Добрый день!
    Инсулин 35( высшая граница 26) глюкоза 5,1 вес 90,48 лет, спкя, миома как пить метформин? Давление повышено.

    1. Дмитрий Веремеенко
      03 июня 2021, 00:56

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Нет показаний для метформина

      1. Елена
        03 июня 2021, 22:09

        Вы писали, что при миоме пить метформин, сартаны, аспирин, витамин д 3

      2. Елена
        03 июня 2021, 22:12

        Разве при инсулинрезистентности и лишнем весе не надо метформин?

        1. Дмитрий Веремеенко
          03 июня 2021, 22:20

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          нет. Он показан при диабете и предиабете у людей без ХБП, ХСН, и если возраст не старше 60 лет

      3. Елена
        03 июня 2021, 22:14

        Инсулин 35 это же много?

        1. Дмитрий Веремеенко
          03 июня 2021, 22:19

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          много

    2. Елена
      03 июня 2021, 22:13

      Вы писали, что при миоме пить метформин, сартаны, аспирин, витамин д 3

  9. Дмитрий Веремеенко
    12 мая 2021, 00:04

    Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
    Отрезайте у ссылок http:

    нет

    1. Дмитрий Веремеенко
      12 мая 2021, 23:26

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Потому что они безопасны почти ля всех, а полезны для части людей. И чтобы определить эту часть – нужно сдавать анализы и т.п. Но не у всех есть такая возможность. У кого есть возможность – пользуются экспертной системой. И она определяет кому полезно, а кому никак

  10. Аноним
    03 мая 2021, 04:51

    Вот интересно, теперь метформин вернулся из средств, продлевающих жизнь, обратно в категорию лишь лекарств от диабета? Значит, ранее сообщалась ЛОЖНАЯ информация о положительном воздействии на организм здоровых людей – повышение выносливости, защита от рака и собственно старения, снижение избыточного веса и т. д… Нехорошо получается.

    1. Дмитрий Веремеенко
      03 мая 2021, 06:48

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Он был продлевающим жизнь и остался. Но никакое лекарство и никакая,диета не продлевают жизнь всем подряд. У всего есть показания. Метыормин продлевает жизнь диабетикам и предиабетикам. На блоге нельзя ругаться и писать негатив. А говорить только по существу

      1. Аноним
        03 мая 2021, 07:31

        Комментарий и был по существу – мне, как НЕ преддиабетику, теперь смысла принимать метформин, очевидно, нет?

        1. Дмитрий Веремеенко
          04 мая 2021, 01:33

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          ДА. нет.

    2. Дмитрий Веремеенко
      06 мая 2021, 15:48

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Метформин никогла не был полезен. Просто многие читают невнимательно. Не бывает полезных лекарств диет или иных методов

      1. Дмитрий Веремеенко
        08 мая 2021, 02:25

        Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
        Отрезайте у ссылок http:

        Нет. Ничто не полезно. Не бывает полезного. Бывают показания, при которых что-то может принести пользу, и количество, которое принесет пользу при определенных показаниях.

      2. Аноним
        08 мая 2021, 07:37

        Но его считали полезным, причем основываясь на неких исследованиях. (проведенных без использования научного метода, очевидно) Вы теперь утром натощак больше не съедаете 500 мг. метформина?

        1. Дмитрий Веремеенко
          12 мая 2021, 00:04

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Полезным я никогда не считал. Это могло казаться в силу восприятия и уровня владения информацией.

  11. Наталия
    14 апреля 2021, 15:46

    Добрый день! 48 лет Инсулинорезистентность. Инсулин 10 Индекс НОМА 2,5 Талия 89 рост 164 вес 80 Вес не уходит ни на кето, ни на карнивор, все время срывы Питание в основном низкоуглеводное , много белка и жира . Ферритин 250 Где то в организме идет воспалительный процесс Показан ли Метаформин и дозировка ? Сахар на тощак 5 После еды низкоуглеводной 5,2-5,5 Через пару часов подымается до 6,2 Гипотериоз панкреатит с ферментативный недостаточностью

    1. Дмитрий Веремеенко
      27 апреля 2021, 20:08

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Низкоуглеводное не работает для похудения в долгосрочной перспективе. А работает питание с низкой гликемической нагрузкой

  12. Елена
    15 марта 2021, 14:05

    Мне 72-года., гликозилированный гемоглобин-7.1, глюкоза натощак из вены 11 (200), назначили метформин 500мг на ночь , до этого диагноз диабет2 был поставлен , но назначалась только диета и движение. Вопрос о вит.В12, у меня проблемный кишечник , и я читала , что в таком случае В12 противопоказан , Ваше мнение?

    1. Дмитрий Веремеенко
      23 марта 2021, 04:04

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Не противопоказан

  13. Евгений
    18 февраля 2021, 22:55

    Добрый вечер. Возник вопрос по поводу комбинированного препарата торговой марки ,,Дуглимакс”. Конкретно в дозировке 500/2 и 500/1. Есть ли существенная разница в количестве глимепирида и как это повлияет на кратность приема?

  14. Сергей
    03 января 2021, 14:53

    Дмитрий, скажите как сочетается метформин и рамиприл?

    1. Дмитрий Веремеенко
      04 января 2021, 01:42

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      нормально

  15. Сергей
    10 ноября 2020, 21:05

    Дмитрий, до этого в статье писалось, что метформин понижает ифр-1, сейчас об этом не написано. возникает вопрос – метформин снижает ифр-1 ?

    1. Дмитрий Веремеенко
      10 ноября 2020, 21:16

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      ДА. Но это не повод его пить

  16. Людмила
    22 сентября 2020, 13:25

    Спасибо Дмитрий за ответ. Но дело в том,что у меня болит колено. И вот по осени начались боли. И спина не даёт покоя. Занимаюсь дома посильными упражнениями. Ну и конечно хожу,когда есть возможность.

  17. Людмила
    21 сентября 2020, 11:48

    Дмитрий большое вам спасибо,за ваши добрые дела. Вот я живу в глубинке и не располагаю такой возможностью,регулярно сдавать анализы. Мне 72 года. У меня диабет 2го типа. Меряю сама сахар. Метформин принимаю уже года 4-5,дибикор по 500 и Метф.по 500 2 раза. Иногда делаю перерывы по 2 недели. Периодически прокалываю В12 . На ночь пью 0,5 розувастатин с Телмисартаном. Утром еще от давления лекарства(Эдарби по20мг) Вот так и живу. Значит мне по возросту уже нельзя принимать Метформин? Подскажите пожалуйста,дорогой Дмитрий. С большим уважением.

    1. Дмитрий Веремеенко
      21 сентября 2020, 13:20

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Вам нужно начать много ходить и двигаться, питаться диетой с низкой гликемической нагрузкой, тренировать мышцы и целесообразно рассмотреть вопрос о метформине с врачом.

  18. ЛарисаЛьвов.
    01 сентября 2020, 14:37

    Уважаемый Дмитрий! Мне 62-года.тоько в этом году гликимированный гемоглобин-5,9, а глюкоза на тощав из вены6,5! Могу я не взирая на возраст пить метформин500?
    Мужу-65, у него похуже ситуация( глюкоза-7,5!) помогите советом, пожалуйста!

    1. Дмитрий Веремеенко
      01 сентября 2020, 21:16

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      В вашем возрасте метформин только усугубит последствия сахарного диабета, даже если сахар в крови будет лучше, но это не значит, что диабет вредит меньше

  19. владимир
    20 августа 2020, 09:00

    скажите обьясните пожалуйста.мама принимает от диабета глибомет .врач предлагал по рецепту метформин,есть ли какая разница между ними глибомет пьет 2 таблетки в день.ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ перейти на метформин или это одно и тоже?еще увидел в комментариях советуете при диабете таурин -для чего он нужен и польза от него?сахар стабильно не падает 8-10 что странно питание может быть одно и тоже а анализ меняться то 8 то 8 то 10.

    1. Дмитрий Веремеенко
      09 сентября 2020, 22:10

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      https://nestarenie.ru/preddiabet-i-diabet.html

  20. Виктория
    17 августа 2020, 07:11

    Замечательная статья , много информации.

  21. Стараюсь не стареть
    18 июля 2020, 14:03

    Здравствуйте, Дмитрий!
    Скажите, есть ли смысл в FMD диете, если индекс массы тела менее 25?

    1. Дмитрий Веремеенко
      19 июля 2020, 00:33

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Нет

  22. Сергей
    17 июля 2020, 08:31

    Здравствуйте, почему в данный момент вы не принимаете метформин? Разочаровались в нем?

    1. Дмитрий Веремеенко
      17 июля 2020, 11:19

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Потому, что показания к нему – диабет и преддиабет. У меня нет ни того, ни другого

  23. Троя
    25 июня 2020, 16:43

    У меня сахар в норме, но немного повышенное давление. Когда принимаю метформин (месяц антирака), то давление само по себе приходит в норму и становится заметно лучше кожа лица. Интересно, какими свойствами препарата обусловлены эти эффекты. И хоть Вы убрали метформин из программ, я решила для себя его оставить.

    1. Дмитрий Веремеенко
      30 июня 2020, 06:25

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Соблюдайте диету.
      Так в последние годы накапливается все больше данных о том, что риск развития гипертонии и кардиометаболических нарушений в большей мере связан с повышенным потреблением сахаров, а не соли. Вероятно, вред соли преувеличен, хотя и игнорировать его нельзя полностью. Механизмы, с помощью которых высокое потребление сахаров повышает артериальное давление, могут заключаться в стимулировании активности симпатической нервной системы, повышении секреции гормона ренина, задержке натрия в почках, повышении уровня лептина, снижении оксида азота, что в результате приводит к повышению артериального давления [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25717381]. Таким образом, питание с низкой гликемической нагрузкой, но без сокращения количества углеводов (замена простых углеводов на сложные), является возможным средством контроля повышенного артериального давления. Гликемическая нагрузка пищи – это показатель, который оценивает, насколько пища повысит уровень глюкозы в крови. Проспективное исследование греческого населения (20 275 изначально здоровых) в течение 10 лет [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25638596], а также рандомизированное контролируемое исследование с участием 3583 человек с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25250626], показали, что низкая гликемическая нагрузка в питании снижает риск общей смертности и добавляет несколько лет жизни. Подробнее об этом можно узнать в главе данной книги, посвященной правильному питанию.

  24. Петр
    18 июня 2020, 14:11

    Дмитрий, добрый день.
    Вы для нас безусловный авторитет, хочу вам задать такой вопрос. С такой идеей еще никто вопрос не задавал.

    Если у меня в моем варианте 3 нет метформина. Но, обращаю ваше внимание, у меня не получается полностью жить на диете OL, все равно ем быстрые углеводы – рис, пюре, суши, вареные каши. Так вот, с учетом того, что я лишь частично на OL диете (прошу простить эту нелепую формулировку) и отказался от жареного совсем, стараюсь есть сырые овощи, но все равно ем супы и быстрые углеводы, как итог имею всплески инсулина(исходя из материалов вашего сайта).
    При всем при этом, что у меня в рационе есть быстрые углеводы, стоит ли мне употреблять метформин? Если да, то постоянно или в какие месяцы? Может не 500 и не 1000 мг, а всего полтаблетки?
    Что вы на этот счет думаете? Хотелось бы получить от вас развернутый ответ. Заранее спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко
      18 июня 2020, 17:52

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Если у Вас нет предиабета или диабета, метформин не даст Вам никаких преимуществ. Так как он доказан только для тех у кого диабет или предиабет. Пить просто так, потому, что кажется, что так будет лучше – это не научный подход.

      1. Петр
        19 июня 2020, 12:46

        Спасибо!
        То есть правильно ли я делаю вывод из вашего ответа – если я питаюсь неверно (в парадигме нестарение.ру), то никакими препаратами нивелировать или скомпенсировать вред такого питания, например, потребления быстрых углеводов нет возможности?

        1. Дмитрий Веремеенко
          25 июня 2020, 02:26

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Правильно

  25. Станислав
    21 мая 2020, 19:49

    Добрый вечер,Дмитрий! Скажите,для профилактики колоректального рака,какая дозировка будет оптимальна,при приёме метформина (глюкофажа) или глюкофажа лонг? ( меня по родственной линии,умирали от этого типа рака,не хочется такой же участи)

    1. Дмитрий Веремеенко
      22 мая 2020, 00:01

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Метформин не доказан для профилактики колоректального рака – это пока гипотезы

      1. Станислав
        22 мая 2020, 16:23

        А по по поводу аспирина,против рака,тоже не доказано?

        1. Дмитрий Веремеенко
          22 мая 2020, 23:38

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Аспирин вызывает рак у людей после 75 лет

          1. Сергей
            26 июня 2020, 14:47

            даже 75мг в сутки?

          2. Дмитрий Веремеенко
            30 июня 2020, 06:18

            Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
            Отрезайте у ссылок http:

            Для чего именно. Для разжижения крови 50 – норм.

  26. Сергей
    13 мая 2020, 13:15

    Дмитрий, способен ли метформин повышать уровень гормона роста? Ведь он снижает сахар, а низкий сахар в крови способствует повышению гормона роста

    1. Дмитрий Веремеенко
      13 мая 2020, 19:32

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Снижение сахара не повышает гормон роста. Это не так. Гормон роста на время голода повышает голод. Но будучи повышенным, он все равно не работает, так как его рецепторы в печени молчат, будучи заблокированными. А после окончания голода гормон роста снижается опять. Что касается глюкозы, то ее снижение снижает сигнал гормона роста

  27. Сергей
    06 мая 2020, 21:09

    Заметил что при приеме метформина появляется со временем слабость, голова начинает хуже соображать Такое впечатление что препарат негативно влияет на процессы мышления Понижается настроение мир кажется в серых тонах. Краски жизни как бы тускнеют. От этого сложилось впечатление что лекарство негативно как то влияет на голову. Где то были исследования японских ученых по этому поводу . Может это просто нехватка витамина Б12. Хотя я прокалываюсь Мильгаммой 2 раза в год. И еще вопрос можно ли принимать б12 (метилкобаламин) в таблетках как дополнительный источник витамина?

    1. Дмитрий Веремеенко
      07 мая 2020, 02:28

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      можно, если есть его дефицит

    2. Эд
      07 мая 2020, 08:07

      Так сдайте анализы, провертись.

  28. Сергей
    13 апреля 2020, 21:45

    “3-4 недели лечения с помощью метформина (500 мг 3 раза в сутки) снижает ИФР-1 у пациентов с диагнозом рак эндометрия до нормы.”
    а меньшие дозы (500-1000мг в сутки) снижают ИФР-1 ?

    1. Дмитрий Веремеенко
      14 апреля 2020, 02:15

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      А у вас разве рак эндометрия? Снижает у пациентов с раком эндометрия

      1. Сергей
        14 апреля 2020, 15:11

        У вас инструкция в конце статьи: “метформина 1-2 раза в день по 500 мг.”
        Это для кого дозировка и как она на ИФР-1 влияет? вопрос в этом был.

        1. Дмитрий Веремеенко
          14 апреля 2020, 23:48

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Диабет и преддиабет

  29. Артур
    13 апреля 2020, 01:58

    Уважаемый Дмитрий!
    При КВ-19 гибнут люди с повышенным уровнем ИЛ6, он запускает цитокиновый шторм,
    применяют специальные антитела-ингибиторы. (Актемра)
    Не проще ли понижать заранее препаратами типа метформина? Успеет ли он понизится?

    1. Дмитрий Веремеенко
      13 апреля 2020, 11:58

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Индгибиторы ил6 нельзя применять при ряде осложнений этой болезни

  30. Наталья
    07 апреля 2020, 12:06

    Добрый день! У меня рассеянный склероз ремиттирующе-рецидевирующее течение. Ремиссия. EDSS -1.5 балла. Креатинин – 75,2, глюкоза 4,68. Имеется избыточный вес (+/-) 15 кг. 3 раза в неделю выполняю статические упражнения по системе Изотон, т.е. физ нагрузка есть. Назначили иммуномодулирующую терапию препаратом интерферон бета 1 а 44 мгк 3 раза в неделю (теребиф). Скажите пожалуйста могу ли я принимать метформин, в какой дозе, в какое время? Если принимать метформин, надо ли колоть теребиф? Пожалуйста не откажите с ответом.

  31. Аброр
    24 марта 2020, 21:18

    До еды или после, я хотел узнать.

    1. Дмитрий Веремеенко
      25 марта 2020, 03:32

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      метформин во время еды

      1. Аброр
        25 марта 2020, 08:20

        Спасибо. А антибиотики гепатоксичеые когда лучше принимать? Пол часа до еды или после?

        1. Дмитрий Веремеенко
          26 марта 2020, 21:59

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          все по разному

  32. Аброр
    24 марта 2020, 21:18

    В какое время лучше принимать гепотоксичные антибиотики и как защитить печень.

    1. Дмитрий Веремеенко
      25 марта 2020, 03:32

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      защитить магнием

      1. Аброр
        25 марта 2020, 08:22

        В суточной норме или больше? Сдать анализы нет возможности, так как брат в больнице лежит. Там их не делают.

        1. Дмитрий Веремеенко
          26 марта 2020, 22:00

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          В суточной

  33. Елена
    01 марта 2020, 11:51

    Здравствуйте Дмитрий ! Очень хочу услышать ваше мнение. Метформин пью на протяжении 7 лет на данный момент мне 42 года, у меня СПКЯ на фоне инсулинорезистентности при отмене
    метформина приблизительно на пол года, состояние значительно ухудшилось, вес стремительно пошёл вверх появилась слабость. Даже при значительном сокращение быстрых углеводов. Вопрос вот в чем в данный момент я беременна , мнение врачей разнится 50/50 в продолжение приема метформина при беременности не знаю как быть? Что говорят исследования по поводу приема этого препарата в период беременности?

    1. Дмитрий Веремеенко
      02 марта 2020, 02:51

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      При беременности нельзя. К тому же Вам нужно витамин б12 повышать

      1. Аброр
        23 марта 2020, 10:39

        Дмитрий, а к с вами связаться? Почта например?

        1. Дмитрий Веремеенко
          23 марта 2020, 23:21

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Я здесь общаюсь июли в вебинарах и на школах

  34. Андрей
    23 февраля 2020, 11:58

    Здравствуйте Дмитрий! Мне 50 лет гост 1м90см примерно 3 года назад стал расти сахар 2,5 года назад врач назначил Сиофор 1000 мг 2 раза в сутки весил тогда 105 кг сахар к началу лечения натощак 5,9.сбросил вес до 80 кг на фоне приема Сиофора гликированный гемоглабин был4,3
    Последний год стал нарушать диету итп вес набрал 90. несколько месяцев назад начал чувствовать что сахар подрастает снизил вес до 87 кг измерял глюкометром сахар на тощак от4,9 до 5,5. Вчера вечером забыл принять Сиофор и сегодня утром натощак глюкометр показал 6.
    В последние несколько лет после сильного стресса не могу восстановить нормальное эмоциональныое состояние. Курсами принимаю афобазол.
    Пдскажите,есть ли у меня еще шанс миновать диабе,или он уже при мне?
    Заранее спасибо,Андрей.

    1. Дмитрий Веремеенко
      26 февраля 2020, 15:51

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Если диабет пришел, то можно добиться его ремиссии. Но стоит расслабиться и есть что угодно, как он возвращается.

  35. Дзиов Игорь
    21 февраля 2020, 11:09

    Здравствуйте, Дмитрий. Мне 57 лет, спортзал 3 раза в неделю. Несколько лет по назначению врача принимаю метформин, вначале 1000, сейчас 500 вечером. Прием начал до посещения тренажерного зала. Вы советуете в дни тренировок прием исключить. Хотелось бы уточнить: мне лучше исключить прием вечером предыдущего дня или вечером в день тренировки? Заранее спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко
      21 февраля 2020, 16:12

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      У вас сахарный диабет? Зачем врач назначил метформин? Если нет диабета, он вам не нужен в вашем возрасте

      1. Дзиов Игорь
        21 февраля 2020, 17:22

        У меня инсулинорезистентность.

      2. Дзиов Игорь
        21 февраля 2020, 18:09

        Гликированный гемоглобин 5,7
        Инсулин 20

      3. Дзиов Игорь
        21 февраля 2020, 19:00

        Тренировки в 10 утра

  36. Vytas
    16 февраля 2020, 22:35

    В Европе наоборот, доказано что Метформин вызывает рак. Вот статья poisknews.ru/themes/medicine/metformin-ot-diabeta-mozhet-sprovoczirovat-rak/ Я живу в Литве и здесь об этом предупредили и врачи и печать.

    1. Дмитрий Веремеенко
      16 февраля 2020, 22:51

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Не нужно распространять фейки. Даже в вашей ссылке говорится, что это неправда. Вы путаете “доказано” с “заподозрено”. Подозревают любой продукт питания. Но доказано мало что. Метформин доказано снижает риск рака.
      https://nestarenie.ru/metformin-preparat.html
      —–
      В 2013 году статистики Джон Иоаннидис и Джонатан Шонфельд рассмотрели “Поваренную книгу Бостонской кулинарной школы, и случайным образом собрали из неё несколько рецептов, которые в сумме содержали 50 ингредиентов [academic.oup.com/ajcn/article/97/1/127/4576988]. Затем они в поисковой базе научных исследований PubMed нашли исследования, изучавшие связь каждого ингредиента с риском онкологического заболевания.

      Исследования внесли путаницу. Так как связь с онкологическими заболеваниями нашли для всех этих продуктов питания. Значит ли это, что нужно прекратить есть все?
      Нет. Это значит, что нельзя подозрением подменять доказательства. Так как доказательством являются не любе исследования и не расследования по подозрениям, а рандомизированные контролируемые исследования в которых любые подозрения и любая польза доказываются намного реже, чем «развеиваются».

  37. Валентина
    14 февраля 2020, 14:33

    Конечно продлевает, потому что держит сахар в норме. А значит с сахарным диабетом 2 типа жить можно долго и счастливо. Особенно хороший эффект от приема глюкофаж лонг, он действует плавно и курс приема простой.

  38. Светлана
    02 февраля 2020, 15:08

    Дмитрий,здравствуйте! Что это за шумиха вокруг метформина в последнее время. Из препарата для онкопрофилактики он( якобы) вообще онкопротектор из за примесей в виде нитрозаминов. Да и диабет не профилактирует?! ЭТО ЧТО.??? И как теперь трактовать вышеуказаную статью?

    1. Дмитрий Веремеенко
      05 февраля 2020, 21:05

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Профилактирует диабет и онкологической опасности нет. Читать статьи нужно внимательно в оригинале, а не распускать слухи.
      https://nestarenie.ru/metformin-snizhaet-risk-saharnogo-diabeta-2-go-tipa-u-lyudey-do-60-let.html
      https://nestarenie.ru/metformin-preparat.html

  39. Лена
    28 января 2020, 14:58

    Добрый день Дмитрий. Моему мужу назначили дуглимакс по 2-3 табл в день . После 2 месяцев приёма начал болеть ночью живот внизу слева. Он носитель австралийского антигена. Можно ли пить его мужу и связана ли боль с приемом дуглимакса. Фгдс делали, все нормально. Спасибо.

  40. Дмитрий Веремеенко
    25 января 2020, 19:18

    Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
    Отрезайте у ссылок http:

    Ну вот и все. Метформин при преддиабете снижает риск диабета до 44 лет, умеренно до 60 лет и совсем не снижает если его пить после 60. На мышах метформин продлевал жизнь тоже, если мышам его давали в раннем возрасте (с 3-х месяцев), но чем мыши были старше при начале лечения, тем меньше был его эффект до исчезновения эффекта (начиная с 15 до 19 месяцев). Также было предположение, выдвинутое на основании наблюдательного исследования, что метформин может улучшать ответ при тренировке мышц, когда у пожилых мышечная масса не растет под воздействием тренировки мышц. Но рандомизированное контролируемое исследование закончилось провалом. Метформин фактически ухудшал эффективность тренировки в сравнении с плацебо.
    Таким образом, метформин — это препарат не для пожилых.
    ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31557380

  41. Асия
    23 января 2020, 08:53

    У мамы какое-то время держался высокий сахар, искали диабет, но не нашли. Она от пережитого страха с тех пор сама принимает 500 метформина утром, бросать отказывается категорически. Верит, что им спасается. Возраст 70, вес лишний имеется. Есть ли разница, будет она принимать обычный или Лонг?

    1. Дмитрий Веремеенко
      23 января 2020, 21:43

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Нет разницы. Лучше конечно ей его не пить. Ну или хотяб самую маленькую дозу 250 мг в сутки, чтобы работал как плацебо. В ее возрасте без диабета он не работает.

  42. ЗАЙТУНА
    09 января 2020, 08:54

    Дмитрий здравствуйте! Мне 66 лет.Сахар в норме,но чуть повышен холестерин 6,1.Артроз 2 степени коленного сустава,пью аспирин .У меня лишний вес 25 кг.Можно ли пить Метформин? И В КАКИХ ДОЗАХ?

    1. Дмитрий Веремеенко
      10 января 2020, 08:10

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Нельзя, если нет диабета

  43. Валентина
    07 января 2020, 17:35

    Дмитрий, Вы раньше принимали метформин. Сейчас не принимаете?

    1. Дмитрий Веремеенко
      08 января 2020, 05:27

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Сейчас нет.

  44. Riko
    07 января 2020, 16:59

    Если у меня нет диабета и вообще всё в норме, нету явных показаний для применения из этой статьи – есть ли смысл принимать метформин как профилактика против старения и продление жизни? Конкретно мне непонятно есть ли от него польза для людей без диабета, повышенного сахара и т.д.

    1. Дмитрий Веремеенко
      08 января 2020, 05:30

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Нет смысла

  45. Роман
    03 января 2020, 13:58

    Дмитрий, а метформин можно использовать при раке, чтобы понизить сахар и не было питания раковым клеткам

  46. Игорь К
    01 января 2020, 14:01

    Дмитрий, по поводу метформина в программках например 5 и 6( диабет или избыточный вес). Если нет диабета и в анализах сахар и гликированный гемоглобин в норме, но ИМТ выше нормы. Все равно применять как написано программе?

    1. Дмитрий Веремеенко
      08 января 2020, 06:52

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Сдать глюкозотолератный тест и глюкозу натощак. Если они в норме, то не применять.

  47. Роман
    31 декабря 2019, 09:20

    Имеется ввиду прекратить прием метформина до употребления алкоголя За сколько времени нужно отменить прием препарата

  48. Роман
    31 декабря 2019, 09:10

    Скажите за сколько часов необходимо прекратить принимать препарат до приема алкоголя?