Обновлено: 27 июня 2021
Оптимально-калорийное питание увеличивает продолжительность жизни приматам
В последнее время часто приходится слышать, что у приматов (макаки резусы) оптимально-калорийное питание жизнь не продлевает. В этом есть частичка правды, но лишь частичка. Далее я расскажу, почему это утверждение неверно на мой взгляд. А такие выводы делать некорректно.

Оптимально-калорийное питание увеличивает продолжительность жизни приматам
Многие исследования указывают на то, что оптимально-калорийное питание увеличивает продолжительность жизни животным. Но если крысы от нас находятся дальше по генетике, то приматы (обезьяны) имеют очень близкий к человеку генетический код. И было бы интересно проверить на приматах, чтобы примерить оптимально-калорийное питание на себя - на людей. Но в последнее время часто приходится слышать, что у приматов (макаки резусы) оптимально-калорийное питание жизнь не продлевает. В этом есть частичка правды, но лишь частичка. Далее я расскажу почему это утверждение неверно на мой взгляд. А такие выводы делать некорректно. Для проверки гипотезы о продлении жизни на приматах было проведено два очень долгих исследования. Одно было опубликовано в 2009 году, а второе в 2012.
Исследование 2009 года о продления жизни приматов за счёт снижения калорий
В 2009 году были опубликованы результаты исследования, которое провели в Висконсинском Национальном исследовательском центре в США. Исследование длилось в течение 20 лет. В исследовании участвовали две группы обезьян.
Ссылка на это исследование:
- www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19590001
Приматы из первой группы могли потреблять в течение всей жизни столько еды, сколько хотели. А приматов из второй группы ограничивали в калориях на 30%.

Оптимально-калорийное питание увеличивает продолжительность жизни приматам
Результат: Обезьяны, которые кушали всю жизнь на 30% меньше, жили дольше, и старели медленнее. У них в гораздо более позднем возрасте наступали возраст зависимые заболевания. А когда в первой группе обезьян умерли уже 50% приматов (см. график), то в группе с ограничением калорий на 30% умерли всего 20% обезьян. Кроме того, ограничение калорий препятствовало возникновению патологий, связанных со старением. Снизился риск возникновения диабета, рака, сердечно-сосудистых заболеваний и атрофии мозга. Эти данные показывают, что сокращение калорий в рационе увеличивает продолжительность жизни приматам.
Ссылка на график:
- www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2812811/figure/F3/

Оптимально-калорийное питание увеличивает продолжительность жизни приматам
Очень интересно, что авторы исследования сфотографировали внешний вид типичного представителя из первой группы приматов и из второй. И как мы видим на картинке, приматы, которые ели сколько хотели, выглядели намного старше, чем те, которых ограничивали на 30%. У них было мало шерсти, явно были заметны явления остеопороза костей и саркопении - сутуло-осунувшийся вид.
Ссылка на фото приматов в статье:
- www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2812811/figure/F1/
Исследование продления жизни приматов за счёт снижения калорий 2012 года
На видео слева учёный Александр Фединцев рассказывает про эти два исследования - рекомендую послушать.
Предыдущее исследование выглядит впечатляющим. Но в следующем исследовании 2012 года картинка иная. Тут обезьяны с ограничением калорий дольше не жили. И почему-то авторы исследования не делают вывод, что оптимально-калорийное питание не работает, а просто делают вывод, что группа обезьян №1 за период наблюдения имела такую же смертность, как и группа №2. Но те, кто не особо старался вникать в это исследование, сделали вывод, что оптимально-калорийное питание на приматах не работает. Но с этим выводом даже сами авторы исследования не согласны. Давайте попытаемся понять правильные выводы.
Ссылка на исследование:
- www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3832985/
Для начала нужно понять четыре важных момента из исследования 2012 года:
- Исследование 2012 года ещё не закончилось. Закончится только тогда, когда все обезьяны умрут - примерно в 2022 году. И поэтому в 2012 году - это только предварительные данные. И скорее всего максимальная продолжительность жизни к 2022 году у обезьян на 30%-м сокращении калорий будет больше.
- Ни одна из групп обезьян в этом исследовании не ела сколько хотела. Обе группы были в той или иной степени ограничены по калорийности - на 10% (первая группа) и на 30% (вторая группа)
- Первая группа (10% сокращение калорий) также употребляла полезные витамины, минералы и другие добавки к питанию. А само питание было сбалансировано в соответствии с принципами здорового питания.
- Рацион питания обезьян на 10%-ом сокращении калорий содержал мало метионина. Это очень важно. Ведь в экспериментах на крысах сокращали в питании только метионин на 83% (пожизненно), и добивались продления жизни животных на 30-40% — даже без ограничения калорийности питания.
Ссылка на исследование:
- www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4049285/
И так.
- Первая группа обезьян ела сколько хотела, но только 2 раза в день. Затем еду забирали, а "перекусы" между приёмами пищи не допускались. В результате эти обезьяны съедали на 10% меньше, чем кушали обезьяны из исследования 2009 года. Кроме того этой группе обезьян давали полезные добавки: минералы, флавоноиды, витамины, изофлавоны с эстрогенной активностью, которые могут способствовать уменьшению артериальной жесткости сосудов, что могло задерживать старение сердца и сосудов. Вывод: питание у них было немного ограничено по калориям (на 10% примерно), а также добавлено полезными ингредиентами и сбалансировано в соответствии с принципами здорового питания (соевые бобы, рыба и другие полезные продукты). Кроме того, что крайне важно, источником белка для обезьян была рыба и соевые бобы. А соевые бобы содержат меньше метионина, чем молочные продукты. И даже было показано в исследованиях, что сокращение метионина в рационе продлевало жизнь почти также, как и на оптимально-калорийном питании
- Вторая группа обезьян съедала на 30% меньше калорий, чем обезьяны, которые ели бы вволю круглый день.
Результат: животные из обеих групп умирали одинаково часто (хотя 50% из них ещё живы, а все умрут только к 2022 году). Но обезьяны из группы с 30% сокращением калорий имели лучшие показатели здоровья и самочувствия: ниже холестерин, ниже сахар натощак, ниже триглицериды, меньше уровень окислительного стресса. И хоть в этом исследовании выводы и сделаны заранее, но 50% обезьян ещё живы и окончательные выводы делать рано. И умрут все примерно в 2022 году. И максимальная продолжительность жизни вполне возможно будет больше у обезьян из второй группы с 30% ограничением.
Выводы из двух исследований 2009 и 2012 годов.
Два этих исследования показали две стратегии продления жизни. Первая стратегия - это сокращение калорий на 30%. Эта стратегия была чётко доказана в исследовании 2009 года. Вторая стратегия показала, что сбалансированный, в соответствии с принципами здорового питания, рацион, добавление полезных веществ для продления жизни, а также привычка не перекусывать между приёмами пищи (сокращение калорий всего на 10%), а также сокращение метионина в рационе (!!!) могут дать эффект очень близкий к эффекту, который достигался при сокращении калорий на 30%. И в исследовании 2012 года была показана не бесполезность оптимально-калорийного питания для приматов, а отсутствие явного преимущества оптимально-калорийного питания (-30%) над сбалансированной диетой с сокращением калорий на 10%, с добавлением полезных витаминов, минералов и других веществ, которые продлевают жизнь. Кроме того очень важно заметить, что диета с 10% сокращением калорий была низкометиониновой. А само сокращение метионина в питании уже повторяло эффект оптимально-калорийного питания в других исследованиях.
Однако применительно к человеку, вряд ли сокращение калорий продлит жизнь людям больше, чем на 2-3 года [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15711074]
Предлагаем Вам оформить почтовую подписку на самые новые и актуальные новости, которые появляются в науке, а также новости нашей научно-просветительской группы, чтобы ничего не упустить.
Уважаемые читатели ресурса www.nestarenie.ru. Если Вы думаете, что статьи настоящего ресурса полезны для Вас, и желаете, чтобы этой информацией могли пользоваться и другие люди многие годы, то имеет возможность помочь в развитии этого сайта, потратив на это около 2-х минут Вашего времени. Для этого кликните по этой ссылке.
Рекомендуем ещё почитать следующие статьи:
- Метформин - самое изученное лекарство, которое может продлевать жизнь, если назначено врачом оп показаниям.
- Подробная программа продления жизни научно обоснованными способами.
- Витамин K2 (МК-7) сокращает смертность
- Витамин B6+магний снижают смертность на 34%
- Глюкозамин Сульфат эффективно продлевает жизнь и защищает от многих видов рака
- Фолаты для предупреждения раннего старения
- Как победить метилглиоксаль — вещество, которое нас старит.
Свежие комментарии
Подпишитесь на свежие статьи
Предлагаем Вам оформить почтовую подписку на самые новые и актуальные новости, которые появляются в науке, а также новости нашей научно-просветительской группы, чтобы ничего не упустить.
Добавить комментарий
Будем благодарны, если после прочтения статьи вы оставите свои комментарии. Ваше мнение очень важно для того, чтобы материал блога был более информативным, понятным и интересным. Перед тем, как оставить свой комментарий, прочитайте Политику конфиденциальности
46 комментариев
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/acel.13500 – ограничение питания (DR) либо не оказывает никакого эффекта, либо сокращает продолжительность жизни большинства 41-рекомбинантных инбредных линий (RI)
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
Вряд ли сокращение калорий продлит жизнь людям больше, чем на 2-3 года [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15711074]
Дмитрий,есть ли исследования в смысле помощи для снижения веса семян чиа,клевера,редьки?
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
не изучал
Александр К и Дмитрий, а как вы находите ссылки на исследования по интересующей теме? Например, если я хочу посмотреть ссылки на исследование влияния физической нагрузки против ССЗ? Как искать? Поделитесь опытом, пожалуйста.)))
ну и совсем масштабное исследование ИМТ: Индекс массы тела и смертность от всех причин: мета-анализ 239 перспективных исследований на четырех континентах:
мужчины и женщины: ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4995441/figure/fig3/
по континентам ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4995441/figure/fig1/
ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4995441/
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
Александр. Огромное спасибо. Как всегда от Вас очень интересные ссылки, которые частенько я использую в статьях.
Выходит, что лучший ИМТ от 22,5 до 25, а идеальный 23,5-24.
ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4985299/
еще одно исследование китайцев по зависимости ИМТ и смертности.
там интересное наблюдение у женщин самый низкий риск смертности – за нижней границе смертности (<18.5). У мужчин такого не наблюдалось.
А вот ещё интересно: у кого есть какие соображения насчёт необходимости пищевого окна? Сейчас много говорят о таких системах как 12/12, 16/8, 20/4… Сам стараюсь приучить себя к схеме 16/8, всё лучше, чем бесконтрольное жраньё в течение дня). Дмитрий, как Вы относитесь к такой идее и применяете ли сами?
Да-да, мне тоже интересно. В аюрведе, например, на цикл питания отводится 8 часов – с 10 до 18.
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
Примерно так и питаются в клинических испытаниях люди, которым удалось обратить болезнь Альцгеймера вспять
Жар. Поддерживаю. Люди даже на гране нормы должны очень прислушиваться к своим негаттвныи реакциям на голодания. Реаций серьезных негативных не должно быть.
исследование “питания через день” (alternate-day fasting (ADF)) по сравнению с “ограничением калорийности” (caloric restriction (CR))
результаты: ADF хорошо переносится, не имеет побочных последствий, потеря веса такая же как и в CR. Кроме того после отмены ADF риски набора веса меньше чем после отмены CR
onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/oby.21581/full
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
Александр. Очень хорошее исследование – спасибо
О, спасибо, наконец то на людях провели, но тут нужно учитывать что участники эксперимента были все с лишним весом – ИМТ от 30 и больше.
Потеря веса в группе с ограничением калорийности от 6 кг, а в группе с питанием через день до 11 кг.
Так что людям с лишним весом можно советовать питаться через день. А вот людям с нормальным весом – это уже вопрос, их в исследовании к сожалению не было.
Дмитрий, интересно Ваше мнение. Так как самые фантастические результаты у мышей даёт голодание день-через-день, может, людям стремиться к такой модели, исходя из индивидуального состояния и веса тела? Я не призываю, конечно, всех голодать через день. Просто кому-то для поддержания оптимального веса надо раз в неделю голодать, кому-то придётся два раза, а кому-то, возможно, ещё чаще… Итак, пробуй, пока не нащупаешь точку поддержания оптимального ИМТ! Никогда не понимал тех людей, которые жалуются, что мало едят и не могут похудеть… – ограничивай себя в питании и будет тебе польза для здоровья и экономия бюджета в придачу))) Важно только рассчитать, какая именно схема каскадного голодания для тебя будет приемлема!
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
У мышей гораздо быстрее обмен вещест. Человек, так часто голодая, может получить изза низкого ифр-1 проблемы с сердцем, мозгом, сосудами, костями и мышцами.
Никогда не понимал тех людей, которые жалуются, что мало едят и не могут похудеть… — ограничивай себя в питании и будет тебе польза для здоровья и экономия бюджета в придачу)))
Если бы все было так просто , проблемы бы не было общемировой . Наш древний мозг сопротивляется . А насчет здорового питания – оно как раз гораздо дороже , чем питаться мусором типа доширака ,колбасы и пельменей из сетей типа Пятерочка , учитывая постоянные акции на данные продукты . Мясо , рыба особенно , и полезные овощи достаточно дороги .
Индекс массы тела и смертность: 10-летнее проспективное исследование в Китае.
384533 людей были набраны через информационная система здравоохранения Yinzhou в период между 2004 и 2009 годами Окончательный анализ был ограничен 372793 участников (178,333 мужчин и 194,460 женщин) в возрасте от 18 лет и старше
в результатах исследования более высокий риск смертности был при низком ИМТ и относительно низкий риск смертности среди лиц с более высоким ИМТ
nature.com/articles/srep31609
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
Это многофакторная модель. Так те кто меньше весит, видимо были бедными, имели плохой уровень медицины и гигиены. В Китае ведь сильно бедное население а деревнях.
А вот здесь в новостях пишут об опасности лишнего веса в плане онкологии:
Международная группа медиков пришла к выводу, что лишний вес связан с заболеваемостью до восьми видами рака. Исследование опубликовано в The New England Journal of Medicine, кратко о нем сообщает издание EurekAlert!
Страдающие лишним весом подвергают себя рискам, связанным с возможностью появления рака желудка, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, яичников, менингиомы (опухоли головного мозга), щитовидной железы и множественной миеломы.
Избыток жира приводит к гиперпродукции эстрогена, тестостерона и инсулина, что, в частности, способствует развитию воспалений, которые могут стимулировать возникновение рака. Указанные риски не зависят от пола и географической принадлежности. К своим выводам ученые пришли, проведя метаанализ более тысячи исследований, инициированных ВОЗ и посвященных связи рака и лишнего веса.
news.mail.ru/society/26889273/?frommail=10
Различия в изменении экспрессии генов между молодыми и стариками при ограничении калорийности
В молодом возрасте ограничение калорий более эффективно в рамках данного исследования
genesandnutrition.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12263-016-0528-0
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
НА основные маркеры старения сокращения калорий у стариков получается не повлияло
Тогда видимо ограничивать метионин нужно лет с 22-х до 65, а после уже не нужно.
Дмитрий, раньше писали, что ифр сокращаем с 40 до 65. Теперь новая информация? 50-65?
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
с до 40 до 65.
50-65 – это самый опасный период. Но так как опухоли растут годами, то начинать нужно с 40
Как-то это очень условно… Ясно, что переедать не стоит. Но должны быть какие-то более ясные ориентиры в выборе калорийности питания — индекс массы тела, процент жира в организме и т.п. Иначе может получиться как с молодыми барышнями, сидящими на диете в 1000 ккал — едят мало, двигаются ничтожно мало, жировая ткань при этом за 30%. Одним словом “скинни-фэт”, что к здоровому образу жизни не имеет никакого отношения.
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
Просто нужно правильно питаться и раз в неделю голодать. А если есть склонность к похудению, то вообще голодать нельзя, просто не передать и всё. Опыт на обезьянах — это же усреднёно. Но я, Вы, ваш друг — это не усреднённость. Опыт на обезьянах просто показывает, что переедание и лишний вес тела ускоряет старение. Если вес тела всю жизнь держать внорме и питаться правильно, то всё ОК. Кому-то для этого нужно сокращать калории, кому-то голодать. А кто-то наоборот вес набрать не может и тогда ему не нужно ничего сокращать. А что касается метионина — это просто в возрасте 50-65 лет нужно резко сокращать животный белок. В других возрастах всё ок.
На 30% сократить еду не трудно, но как в таком случае избежать ненужной потери веса тела, может есть какие нибудь технологии удержания ИМТ при сокращении калорий? Разве только голодания с потерей веса, а потом откорм до исходного значения.
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
Если вес низкий, то считай, что природа сама вам сократила. И вам сокращать не нужно до тех пор, пока возраст не придёт.
Если метионин есть в значительных количествах в любых продуктах животного происхождения, а в крупах и бобовых высокий гликемический индекс то возникает следующий вопрос вопрос – а чем питаться? Овощами? Или можно диеты не менять, а снизить количество пищи т.е. грубо говоря вместо 2 кг. творога в день съедать только 1 кг. творога, это поможет?
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
Денис. В крупах умеренный ГИ. Их вполне полезно кушать и бобовые полезно. Второй момент, судя по исследованиям на людях ограничивать метионин нужно только в возрасте 50-65 лет.
Вот бы ещё списочек сбалансированного питания для обезьян – чем кормили и какие именно добавки давали:)
То , что макакам получится продлить жизнь ограничивая их в калориях не чего не покажет для людей .
1 Макаки это даже не офисный планктон с минимальным потреблением энергозатрат ,а уровень детей в песочнице где нет интеллектуальной и физической выносливости, повышенного уровня стресса и др. Макаки не ходят на работу , не думают о куче дел и не разгружают вагоны .
2 Поможет ли кому из людей понижения калорийности питания -да . Лентяям , бездельникам , отдыхающим , индусам под пальмой и др . А в основе навредит – людям с высокими физическими и интеллектуальными нагрузками и др
3 Понаблюдайте за людьми . Один ест 1 раз в день, другой 2 раза, 3 раза , не говоря о количествах , перерывах между пищей и многими другими факторами . Как можно давать рекомендации по ограничению питания тем кто питается 1 раз в день или и так мизерно ест ?
А тут на сайте не дают рекомендаций. Тут выражают мнения,анализируют, обобщают и интерпретируют исследования
кстати да … тоже об этом подумала читая .. животные сидят в клетках .. стрессов особых нет .. жрачку добывать не нужно .. инфекций нет .. травм драк хищников нет ..
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
Обезьяны не в клетке жили, а в парке
Согласен с Василием, достаточно тяжело сопоставить данные этих исследований с гипотетическим влиянием подобной диеты на человека из-за множества факторов. Таких как например активность – мы не знаем какова она у обезьян в эксперименте, а я хожу в среднем по 20 тыс. шагов в день и слабо представляю, как это осуществить ещё урезав питание. Также не берутся в расчет никакие наследственные явления…
Как всегда, придется экспериментировать на себе;)
В основном из наблюдений за людьми – едят основательно 3 раза в день и куча перекусов, гоняний чаев между едой, в итоге получается, что средний человек ест около 10 раз в день.
1) “А в основе навредит — людям с высокими физическими и интеллектуальными нагрузками и др…” – вот уж таких людей, которым теоретически низкокалорийное питание может навредить, в развитых странах явно меньшинство)
2) А вот как персонифицировать метод – актуальный вопрос. Знаю девушек, подсчитывающих калории ежедневно, – так вот у некоторых средний калораж 1000-1500 ккал при умеренно активном образе жизни, при этом назвать их слишком худыми никак нельзя. Некоторые же индивиды, не имея ожирения, втрое больше едят (а то и в 10 раз, если верить историям про Майкла Фелпса). А в исследованиях про какие-то 30% ограничения речь…
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
30% для каждой обезьянки индивидуально от их рациона, при котором они ели сколько хотели.
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
Вот именно. Минус 30% от того, сколько бы вы ели, если ели бы сколько хотели. Там каждой обезьянке индивидуально рассчитывали
Да дело не в количестве , а в качестве . Можно доширак есть ведрами , а можно устрицы , креветки и разное мясо , желательно учитывая количество метионина . Насчет калорий и их подсчета , считаю это маразмом – что нам даст сжигание разной еды в кислороде , что и обозначают калоражем ? Дим , уж лучше гликемический индекс тогда использовать .
Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
Отрезайте у ссылок http:
Просто нужно правильно питаться и раз в неделю голодать. А если есть склонность к похудению, то вообще голодать нельзя, просто не передать и всё. Опыт на обезьянах – это же усреднёно. Но я, Вы, ваш друг – это не усреднённость. Опыт на обезьянах просто показывает, что переедание и лишний вес тела ускоряет старение. Если вес тела всю жизнь держать внорме и питаться правильно, то всё ОК. Кому-то для этого нужно сокращать калории, кому-то голодать. А кто-то наоборот вес набрать не может и тогда ему не нужно ничего сокращать. А что касается метионина – это просто в возрасте 50-65 лет нужно резко сокращать животный белок. В других возрастах всё ок.
“не чего не покажет” “людям с высокой интеллектуальной нагрузкой”.
Немного смешно.