Главная / Как победить старость: / Питание и голодание / Правильное лечебное голодание продлевает жизнь

Обновлено: 06 ноября 2018

Правильное лечебное голодание продлевает жизнь

Голод в истории человечества - страшное бедствие. Однако сокращение калорий мощно продлевает жизнь грызунам. Не нужно путать голод в дикой природе с методичными лечебными голоданиями. Голод в природе чаще губителен, так как не дозирован и не позволяет получать полноценное питание. Также сокращение калорий в рационе питания продлевает жизнь макакам резусам, но не так сильно как грызунам. У приматов и у человека оптимально-калорийное питание не снижает ИФР-1, зато ИФР-1 снижают голодания или сокращение животного белка в рационе. Сбалансированное оптимально-калорийное питание в Копенгагене и в Норвегии в течение 2-4 лет снизило смертность людей на 20-34%. Сокращение калорий на 25-30% или голодания в рандомизированных контролируемых испытаниях у молодых и пожилых людей снижают смертность. Один из главных механизмов голода для достижения долголетия и защиты от рака - это оптимизация ИФР-1. И поэтому люди карлики с синдромом Ларона, с низким ИФР-1 не болеют раком. А мыши карлики с синдромом подобным синдрому Ларона живут на 20-30% дольше диких мышей. Дополнительное голодание для таких мышей не даёт никаких преимуществ. У Ашкеназских евреев долгожителей дефект рецепторов ИФР-1. 

Процент голодающих в разных странах мира

Процент голодающих в разных странах мира

Голод— это социальное бедствие, вызванное длительной нехваткой продовольствия и приводящее к гибели населения. По утверждению ФАО (2012), каждый седьмой человек в мире страдает от хронического голода и недоедания. От масштабного массового голода в Восточной Африке, в 2011 году умерло от 50 до 100 тысяч человек, на май 2012 года южнее Сахары недоедает каждый четвертый из 856-миллионного населения.

Голод в истории человечества - страшное бедствие.

Голод в историиГолод 1125 года уменьшил население Германии наполовину. 

В 1772 г. в Саксонии 150 тыс. человек умерли от недостатка хлеба.

Массовый голод в Западной Европе ушёл в прошлое с середины XIX века.

Голод в Советской России 1921—1922 годов заставил голодать 40 миллионов (по официальным советским данным — 28 миллионов). Число жертв голода составило около 5 миллионов человек.

Голод в СССР (1946—1947) унёс жизни от 200 тысяч до 1,5 миллионов человек.

В результате голода, вызванного засухой, в Нигерe (Африка) умерло 100 000 человек.

Во второй половине 90-х годов в Северной Корее от голода умерли сотни тысяч человек.

Голодания и сокращение калорийности рациона продлевают жизнь мышам и крысам.

Сокращение калорий до 60% продлевает среднюю продолжительность жизни почти в два раза коротко живущим мышам линии NZB.

dd1

Короткоживущие мыши не живут долго, потому что у них есть какие-то болезни, которые сильно сокращают их жизнь и ускоряют нормальное старение. Так мыши линии NZB/NZW с 3 месяца жизни начинают постепенно заболевать аутоиммунным заболеванием. У этих мышей быстро развивается почечная недостаточность, от которой они и умирают. И вот, оптимально-калорийное питание (60% от того, если бы мыши кушали, сколько хотели) продлевает таким мышам жизнь в 2, а в некоторых исследованиях даже в 3 раза. При чём, у таких мышей оптимально-калорийное, но жирное питание продлевает жизнь меньше, чем маложирная. У мышей с другими заболеваниями, кстати, наоборот высоко жирное, но оптимально-калорийное питание продлевает больше маложирной. Видимо при аутоиммунных заболеваниях жир не слишком полезен. 

Ссылки на исследования:

  • http://jn.nutrition.org/content/117/6/1129.long
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3598724

Четырёх дневные голодания каждые две недели продлевают среднюю продолжительность жизни на 45%, а максимальную продолжительность жизни на 38% коротко живущим мышам линии NZB.

dd1

Такие же мыши короткоживущие, как и в предыдущем исследовании на редких, но длинных голоданиях имели меньшее продление жизни, чем оптимально-калорийное питание. Сроки голодания были в течение 4 дней подряд, каждые 2 недели. Этот протокол голодания был начат в возрасте 6 недель и продолжался до смерти. Максимальная продолжительность жизни выросла на 38%. А средняя продолжительность жизни - на 45%. В этом исследовании мыши, которые периодически голодали, набирали вес тела больше, чем те, которые ели сколько хотели. Дело в том, что 1 раз в две недели - это слишком редкие голодания для мышей. Так как голодающие мышки набирали вес тела, то результат и был меньше, чем при оптимально-калорийном питании. 

Ссылка на исследовании:

  • www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0047637400001093?np=y

dd1У этих мышек из-за голоданий гораздо позже развивается почечная недостаточность от которой такие мышки в основном и умирают. На графике слева это хорошо видно.

 

 

 

Сокращение калорий до 60% продлевает продолжительность жизни в 2,5 раза коротко живущим мышам линии BXSB с тяжёлым нефритом и аутоиммунной гемолитической анемией

dd1Сокращение калорий до 60% продлевало жизнь короткоживущим мышам линии BXSB в 2.5 раза.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1348365

Сокращение калорий до 60% останавливает развитие гипертонической болезни у короткоживущих спонтанно гипертензивных мышей.

dd1Спонтанно гипертензивные мыши также живут мало, потому что у них развивается гипертоническая болезнь (высокое артериальное давление). Гипертоническая болезнь - это также модель ускоренного старения. Повышенное артериальное давление поражает сосуды, сердце, мозг и почки - от чего эти мышки и рано умирают. И вот сокращение рациона питания у таких мышей предотвращает рост артериального давления с возрастом, как видно на графике слева. 

dd1Посмотрите на картинки слева. У мышек, которые кушали меньше калорий, сердце было меньшего размера, а внутренний диаметр аорты был больше. Это показывает то, что у мышей с сокращением калорийности питания сердце и сосуды старели медленнее.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20696994
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10805146

Голодания через сутки продлевают среднюю и максимальную продолжительности жизни средне живущим крысам линии вистар примерно на 83%.

dd1Если короткоживущих мышей можно в чём-то сравнить с наследственно больными людьми, а долго живущих мышей с долгожителями, то средне живущих крыс линии вистар можно в чём-то сравнить со среднестатистическим человеком. Хотя такие сравнения очень условные. И вот средне живущих крыс линии вистар заставили голодать всю жизнь 1 день через день. Как видно на картинке слева, масса тела крыс, которые голодали, сильно отставала в росте, от крыс, которые ели сколько хотели. Голодающие крысы гораздо медленнее развивались. У крыс происходило запаздывание развития. Голодания через день повысили среднюю продолжительность жизни крыс на 83%, а максимальную продолжительность жизни примерно настолько же.

Ссылка на исследование:

  • www.karger.com/Article/Abstract/212538

Долгоживущие мыши умирают от рака, который возникает из-за накопления мутаций ДНК

dd1Долго живущие мыши уже не болеют ускоряющими старение заболеваниями, как коротко и средне живущие. Но они умирают от рака. Вот как это происходит. В процессе роста и развития животного из родительской ДНК получаются дочерние ДНК первого, второго, третьего поколения и так далее. В процессе такого появления всё новых ДНК, дочерние ДНК всё более отличаются от материнской - накапливаются ошибки. Когда таких ошибок становится критически много, то начинают активно развиваться раковые опухоли. И чем быстрее растёт и развивается животное, тем быстрее накапливаются такие ошибки. 

dd1И вот посмотрите. На рисунке 4 графика (А, B. C. D).

На графике b показано, как долгоживущим мышам продлевает среднюю продолжительность жизни лекарство небиволол. Но он не продлевает максимальную продолжительность жизни, а даже её сокращает. И на графике d видно, что небиволол чуть-чуть меньше метопролола сокращает массу тела. И другая противоположность - оптимально-калорийное питание (сокращение калорий на 40%) - сокращает массу тела очень заметно. И как следствие, у долгоживущих мышей сокращение калорий увеличивает максимальную продолжительность жизни также значительно. И это потому, что оптимально-калорийное питание задерживает развитие мышей и сокращает скорость накопления ошибок в ДНК, так как для меньшей массы тела организма (рост же меньше) требуется меньшее количество деления клеток. А также оптимально-калорийное питание усиливает процессы ремонта ДНК.

Сокращение калорий до 60% продлевает максимальную продолжительность жизни на 21-32% долгоживущим мышам линии B6C3F1

dd1Исходя из вышесказанного, можно увидеть, что оптимально-калорийное питание сильно замедляет рост массы тела долгоживущих мышей. Более того, долгоживущие мыши с сокращением калорий так и не вырастают до размеров мышей, которые едят, сколько хотят. Раковые опухоли у мышей с сокращением калорий сокращаются на 60-80%. Происходит задержка наступления смертельных опухолей, из которых лимфома имеет наибольшее количество.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7501958
  • http://tpx.sagepub.com/content/23/4/458.long

Сокращение калорийности рациона продлевает жизнь приматам

Сокращение калорий до 70% продлевает жизнь макакам резусам.

dd1Исследование 2009 года о продлении жизни приматов за счёт снижения калорий, которое провели в Висконсинском Национальном исследовательском центре в США. Исследование длилось в течение 20 лет. В исследовании участвовали две группы обезьян. Приматы из первой группы могли потреблять в течение всей жизни столько еды, сколько хотели. А приматов из второй группы ограничивали в калориях на 30%.
dd1Результат: Обезьяны, которые кушали всю жизнь на 30% меньше, жили дольше, и старели медленнее. Снизился риск возникновения диабета, рака, сердечно-сосудистых заболеваний и атрофии мозга.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19590001

 

Сокращение калорий макакам резусам на 30% тоже немного продлевает жизнь и значительно улучшает здоровье в сравнении с обезьянами, которыми сократили калории на 10% - даже при исключении в питании обеих групп животных животного белка и оптимизации рациона по полезности

dd1

Предыдущее исследование Университета Висконсина выглядит впечатляющим. Но в следующем исследовании Национального института по изучению старения картинка иная. Тут обезьяны с ограничением калорий на 30% жили не намного дольше, чем с ограничением калорий на 10% с полезными добавками к питанию.

Для начала нужно понять три важных момента из исследования 2012 года:

  1. Ни одна из групп обезьян в этом исследовании не ела, сколько хотела. Обе группы были в той или иной степени ограничены по калорийности — на 10% (первая группа) и на 30% (вторая группа)
  2. В этом исследовании в отличии от предыдущего исследования, приматы употребляли минералы и другие полезные добавки к питанию. А само питание было сбалансировано в соответствии с принципами здорового питания.
  3. Рацион питания обезьян содержал мало метионина (животный белок был заменен на растительный). Это очень важно. Ведь в экспериментах на крысах сокращали в питании только метионин на 83% (пожизненно), и добивались продления жизни животных на 30-40% — даже без ограничения калорийности питания. 

Первая группа обезьян из исследования Национального института по изучению старения ела, сколько хотела, но только 2 раза в день. Затем еду забирали, а «перекусы» между приёмами пищи не допускались. В результате они съедали на 10% меньше, чем кушали обезьяны из исследования Университета Висконсина. Их рацион был добавлен полезными добавками и сокращён по содержанию метионина. Вот так получилось, что вроде как ели сколько хотели, но всё равно на 10% меньше.

Вторая группа обезьян съедала на 30% меньше калорий, чем обезьяны, которые ели бы вволю круглый день.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3832985
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5247583

Сокращение калорий и голодания снижают смертность людей от многих возраст зависимых заболеваний и улучшают маркеры здоровья и старения.

Сбалансированное оптимально-калорийное питание в Копенгагене (Дания) с 1917 года в течение 2-х лет было связано со снижением смертности людей на 34%

dd1Голод и сокращение калорий в истории человечества не редкость. Но мало эпизодов, когда оптимально-калорийное питание было сбалансировано и без недоедания полезных компонентов. Так, например, во время 1 мировой войны в 1917 году, датские мужчины и женщины в Копенгагене были вынуждены сократить потребление пищи в течение 2 лет. Но у них, благодаря мудрой политике государства, было адекватное потребление зерновых, овощей и молока. Результатом этого нежелательного эксперимента - впечатляющее сокращение на 34% смертности.

Ссылка на исследование:

  • http://jamanetwork.com/journals/jama/article-abstract/223580

Сбалансированное оптимально-калорийное питание в Норвегии в течение 4-5 лет снизило смертность людей на 20%.

dd1Аналогично, в Норвегии во время 2 мировой войны жители Осло прошли принудительное 20% сокращение питания. Но государство предоставило норвежцам адекватное потребление свежих овощей, картофеля, рыбы и цельных злаков. Это происходило около 4 лет (1941-1945). Во время этого вынужденного эксперимента, смертность снизилась на 30% по сравнению с довоенным уровнем.

Ссылки на исследования:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14795790
  • doi: 10.1016/S0140-6736(51)91210-X

Сбалансированное оптимально-калорийное питание на Окинаве, возможно, является причиной долголетия Окинавцев.

dd1

На Окинаве употребляют на 17% меньше калорий, чем в Японии и на 40% меньше, чем в США. Их рацион содержит меньше белка и метионина. Много свежих овощей, рыбы сои, батат. На Окинаве продолжительность жизни больше, чем в Японии (в 2010 году женщины 87 лет). Но, к сожалению сегодня Макдак покоряет Окинаву, масса тела окинавцев растёт вместе со смертностью. Смертность от ишемической болезни сердца и рака на Окинаве ниже, чем в Японии и гораздо ниже, чем в США. Смертность от всех причин в возрасте 60-64 лет на Окинаве в два раза меньше, чем в Японии. Окинава – страна, где на каждые 2 000 человек 1 человек от 100 лет и старше – в 4-5 раз больше, чем количество долгожителей, проживающих в любой другой промышленно развитой стране.

Ссылки на исследования:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26872721
  • www.sciencedirect.com/science/article/pii/0091743578902463
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17986602
  • http://link.springer.com/article/10.1007/s10522-006-9008-z

Сокращение калорий на 25-30% или голодания в рандомизированных контролируемых испытаниях у людей снижают смертность и риск возраст зависимых заболеваний.

dd1В результате голоданий и оптимально-калорийного питания наблюдаются следующие изменения в организме людей.

  • Снижается инсулин и повышается на 40% чувствительность к инсулину.
  • Ответ инсулина на глюкозу повышается на 29% = повышение β-клеточной функции поджелудочной железы (профилактика сахарного диабета 1-го типа)
  • Улучшается поток-опосредованная дилатация артерий. Этот показатель показывает, на сколько сосуды способны регулировать артериальное давление, а также отражает функциональный возраст сосудов.
  • Снижается (только на голоданиях) ИФР-1. Оптимально-калорийное питание, хотя у грызунов и снижает ИФР-1, но у людей не снижает. Зато у людей ИФР-1 снижают голодания или снижение животного белка в рационе.
  • На основании изменения холестерина и снижения артериального давления после цикла 6 месячного оптимально-калорийного питания наблюдается снижение риска заболеваний сердца и сосудов на 29% в течение последующих лет.
  • Снижаются гормоны щитовидной железы Т3 и Т4 (но не ниже нормы).
  • Снижается С – реактивный белок (маркер воспаления) на 30%, наблюдается омоложение функции иммунитета, снижается ИЛ-6 (маркер воспаления), снижается фактор некроза опухоли (ещё один маркер воспаления).
  • Через два года сокращения калорий снижается индекс инсулинорезистентности НОМА- (с 1.2 до 0.9),
  • Значительно снижается толщина комплекса интима медиа (КИМ) сонных артерий и нормализуется сердечный ритм у людей среднего и пожилого возраста (до уровня возраста на 20 лет моложе). Снижается жёсткость артерий.
  • Снижаются тестостерон и эстрадиол.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27544442
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26443692

Сокращение калорий на 25-30% или голодания в рандомизированных контролируемых испытаниях у пожилых людей и людей в возрасте после 50 лет обращают вспять некоторые возрастные заболевания и снижают риск раковых опухолей в 4 раза.

Сбалансированное оптимально-калорийное питание у пожилых людей может обратить вспять некоторые возрастные изменения в сердечно-сосудистой системе, а также омолодить иммунитет до состояния молодого.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3197347

А сокращение животного белка  снижает в 4 раза риск раковых опухолей у людей в возрасте от 50 до 65 лет, так как снижает ИФР-1. ИФР-1 полезен для сердца, мозга, костей, мышц и так далее. Но он блокирует FOXO и, как следствие, блокирует апоптоз (самоуничтожение раковых опухолей)

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14680980
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18843793
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2673798

Один из эффектов голоданий - оптимизация ИФР-1 продлевает жизнь мышам и защищает людей от рака, а возможно и продлевает их жизнь

Люди карлики с синдромом Ларона, с низким ИФР-1 (от 0 до 20) не болеют раком и сахарным диабетом

dd1В Эквадорской деревушке живут люди с синдромом Ларона. Они не болеют раком, диабетом, и медленнее стареют. У них дефект рецепторов гормона роста. И в связи с этим - низкий (0-20 нг/мл) инсулин подобный фактор роста (ИФР-1), что и обуславливает их устойчивость к заболеванию раком и сахарным диабетом. Что такое ИФР-1 можно прочитать здесь. Интересно, что их гомозиготные родственники (на фото они стоят вместе и по росту гораздо выше), ни по внешнему виду, ни по здоровью ничем не отличаются от жителей Эквадора. Людей с синдромом Ларона наблюдали 22 года. У них из-за дефицита рецепторов гормона роста сокращены разрывы ДНК и повышенный апоптоз (самоуничтожение) старых повреждённых эпителиальных клеток. Из-за лучшего состояния их ДНК и апоптоза (самоуничтожения) старого эпителия в кровеносных сосудах, эти люди медленнее стареют. У них лучше функция стволовых клеток за счёт оптимизации ИФР-1, что приводит к снижению протеинкиназы А. То есть, их стволовые клетки делают кровь и клетки иммунитета более молодыми. У них ниже экспрессия mTOR - гена, отвечающего за долголетие.
У них снижается секрет инсулина почти в 3 раза, снижается супероксиддисмутаза 2, индекс инсулинорезистентности Homa снижается в 3 раза, сильно повышается чувствительность к инсулину - всё это защищает их от окислительного стресса и сахарного диабета. У них ниже воспалительные маркеры: ФНО α и ИЛ-6. Более низкий ИЛ-6 снижает вероятность перерождения клеток в раковые с их метастазированием. 

dd1Они не болеют раковыми опухолями (был зафиксирован только один случай не летального рака), не болеют сахарным диабетом. А 70% причин их смерти не связаны с возрастом и старением. Эти люди маленького роста. Они не вписываются в нормальное человеческое общество из-за их внешности (карликовости). Поэтому они несчастны и склонны к депрессиям, алкоголизму, наркомании, курению. И как мы можем увидеть на диаграмме слева, многие из них умирают от алкоголизма, попадают в аварии, у них есть цирроз печени из-за алкоголя, судорожные расстройства. Если бы эти люди чувствовали себя комфортно в жизни нормальных людей, то с большой вероятностью - это были бы люди супердолгожители, которые побили бы все существующие сегодня рекорды долгожительства. Я предполагаю, что и болезни сердца у них тоже развиваются в основном от стресса и депрессии. Ведь есть исследования на приматах, которые доказали, что у обезьян, находящихся внизу иерархии (как и у людей с синдромом Ларона) из-за постоянного стресса и нереализованности быстро развивается атеросклероз сосудов и, как следствие, - сердечно-сосудистые заболевания. 

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21325617

Я считаю, что люди с синдромом Ларона - это суперлюди, которые даже не осознают, каким даром они обладают. Они могут жить очень-очень долго. Их средняя продолжительность жизни может достигать примерно 100 лет, а максимальная продолжительность жизни может быть около 155 лет. И вот почему....

Мыши карлики с синдромом подобным синдрому Ларона (с низким ИФР-1) живут на 20-30% дольше диких мышей.

dd1На картинке слева можно увидеть, как выглядят маленькие мышки с дефектом рецепторов гормона роста (также, как и люди с синдромом Ларона). Интересно, что их гомозиготные родственники (на картинке посередине) ничем не отличаются от диких мышек (на картинке слева) ни по размеру, ни по здоровью и продолжительности жизни. А вот сами мышки с дефектом рецепторов гормона роста (будем их называть мыши Ларона) имеют уровень здоровья и продолжительность жизни гораздо более высокого уровня. Они живут в среднем более чем на 20% дольше, и максимально более, чем на 30% дольше. Очень интересно, что мыши, которых всю жизнь держали на оптимально-калорийном питании (см. на графике слева), живут также долго как мыши Ларона и имеют такое же здоровье. Вот только мыши Ларона могут кушать сколько хотят. Ведь даже, если их посадить на оптимально-калорийное питание, то это не даст им никаких преимуществ (что тоже видно на графике). Мечта - не правда ли?! Дикие мыши из-за оптимально-калорийного питания имеют пониженный ИФР-1. А мыши Ларона генетически имеют очень низкий ИФР-1!!! Вот только они размером маленькие.

Ссылки на исследования:

  • ww.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27688483
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27732088

Частичные нарушения в рецепторах к ИФР-1 у Ашкеназских евреев долгожителей

dd1Интересно, что у Ашкеназских евреев долгожителей дефект рецепторов ИФР-1. Это не тоже самое, что у людей с синдромом Ларона. Но это частично снижает влияние ИФР-1 на организм. И как следствие - они живут дольше обычных людей.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18316725

Сигнальный путь Гормон роста/ИФР-1, который был связан с долголетием в животных, также связан с продолжительностью жизни человека.

 

Untitled 4

В более долгоживущих когортах чаще встречаются люди с генотипом d3-GHR гомозиготным, который влияет на чувствительность рецепторов гормона роста. А это значит, что путь гормона роста и ИФР-1 доказано связан с долгожительством людей

 Ссылки на исследования:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27605408
  • http://advances.sciencemag.org/content/3/6/e1602025.full

Самый безопасный, но эффективный способ снизить ИФР-1 и продлить жизнь людей, доступный нам сегодня.

Я предлагаю использовать для оптимизации ИФР-1 диету Диета Fast Mimicking Diet (FMD). Эта диета была разработана в Институте долголетия, школы геронтологии, на Кафедре биологических наук, Университета Южной Калифорнии, США. И сегодня она даже рассматривается FDA в США, как безопасная и эффективная диета для профилактики возрастных заболеваний. Подробнее про диету FMD можно прочитать в статье "Разгрузочные дни для похудения и здоровья — FMD"
Вот основные эффекты, которые наблюдались в результате этой диеты:

  1. Снижение ИФР-1 на 24% во время диеты и на 15% во время пауз между разгрузочными днями этой диеты.
  2. Снижение массы тела на 3% за 3 месяца только за счёт висцерального жира - без потери мышечной массы.
  3. Снижение С-реактивного белка почти в 2 раза. А ведь повышение показателей С-реактивного белка (маркера воспаления) выше нормы в анализах крови повышает риск рака лёгких в 3-4 раза. Высокие уровни С-реактивного белка сильно повышают риск внезапной смерти от заболеваний сердца. И С-реактивный белок хорошо предсказывает риск развития возраст зависимых заболеваний и продолжительность жизни человека даже после поправок на возраст, пол, индекс массы тела и курение. Так, что снижение С-реактивного белка - это признак возможного продления жизни.
  4. Снижение глюкозы на 11,3%. А значит профилактика сахарного диабета и снижение гликирования белков, как одного из процессов старения.
  5. Омоложение иммунитета и повышение умственной деятельности.
  6. Другие изменения очень вероятны, как и во время голоданий - просто они не измерялись.

Сущность диеты FMD заключается в том, что 1 раз в месяц в течение 5-ти дней подряд калорийность питания и содержание белка в питании резко снижаются. Первый день калорийность питания примерно 1090 калорий в сутки. Содержание белка в пище 10%, жира 56%, а углеводов 34%. Со второго по 5 день калорийность питания примерно 725 калорий в сутки. Содержание белка в пище 9%, жира 44%, а углеводов 47%. В эти дни рекомендуется поесть овощной суп, капусту и ромашковый чай. Остальной рацион должен содержать больше сырых овощей и жиров

Ссылка на исследование:

  • www.cell.com/cell-metabolism/abstract/S1550-4131(15)00224-7

Выводы:

  1. Голод в истории человечества - страшное бедствие.
  2. Однако сокращение калорий продлевает максимальную продолжительность жизни на 13-18% долгоживущим мышам линии B6C3F1, среднюю продолжительность жизни почти в два раза коротко живущим мышам линии NZB, в 2.5 раза коротко живущим мышам линии BXSB, останавливает развитие гипертонической болезни у короткоживущих спонтанно гипертензивных мышей. Голодания через день продлевают среднюю и максимальную продолжительности жизни средне живущим крысам линии вистар примерно на 83%.
  3. Также сокращение калорий продлевает жизнь макакам резусам, а сокращение калорий макакам резусам до 70% и до 90% (с полезным рационом питания во втором случае) дают одинаковую смертность, но на 70% калорий - лучший уровень здоровья.
  4. Сбалансированное оптимально-калорийное питание в Копенгагене и в Норвегии в течение 2-4 лет снизило смертность людей на 20-34%. Сбалансированное оптимально-калорийное питание на Окинаве, возможно, является причиной долголетия Окинавцев. Сокращение калорий на 25-30% или голодания в рандомизированных контролируемых испытаниях у молодых и пожилых людей снижают смертность и риск возраст зависимых заболеваний, а также обращают вспять некоторые возрастные заболевания и снижают риск раковых опухолей в 4 раза.
  5. У человека в отличие от грызунов оптимально-калорийное питание ИФР-1 не снижает. Видимо поэтому эффект от оптимально-калорийного питания на макаках резусах, которые генетически ближе к людям, не был настолько сильным, как у грызунов. Но у людей снижает ИФР-1 сокращение животного белка в питании, а также голодания или разгрузочные дни с очень низким содержанием белка в рационе - диета FMD.
  6. Один из главных механизмов голода для достижения долголетия и защиты от рака - это оптимизация ИФР-1. И поэтому люди карлики с синдромом Ларона, с низким ИФР-1 (от 0 до 20) не болеют раком и сахарным диабетом. А мыши карлики с синдромом подобным синдрому Ларона живут на 20-30% дольше диких мышей, дополнительное голодание для таких мышей не даёт никаких преимуществ. У Ашкеназских евреев долгожителей дефект рецепторов ИФР-1. Это не тоже самое, что у людей с синдромом Ларона. Но это частично снижает влияние ИФР-1 на организм.
  7. Самый безопасный, но эффективный способ снизить ИФР-1 и продлить жизнь людей, доступный нам сегодня - это диета FMD. Более жёсткие способы - это голодания. Но их лучше осуществлять под медицинским контролем - особенно людям в пожилом возрасте и подросткам.

Предлагаем Вам оформить почтовую подписку на самые новые и актуальные новости, которые появляются в науке, а также новости нашей научно-просветительской группы, чтобы ничего не упустить.


 

Уважаемые читатели ресурса www.nestarenie.ru. Если Вы думаете, что статьи настоящего ресурса полезны для Вас, и желаете, чтобы этой информацией могли пользоваться и другие люди многие годы, то имеет возможность помочь в развитии этого сайта, потратив на это около 2-х минут Вашего времени. Для этого кликните по этой ссылке. 

Рекомендуем ещё почитать следующие статьи:

  1. Метформин - самое изученное и надёжное лекарство от старости.
  2. Подробная программа продления жизни научно доказанными способами.
  3. Витамин K2 (МК-7) сокращает смертность
  4. Витамин B6+магний снижают смертность на 34%
  5. Глюкозамин Сульфат эффективно продлевает жизнь и защищает от многих видов рака
  6. Фолаты для предупреждения раннего старения
  7. Как победить метилглиоксаль — вещество, которое нас старит.

Добавить комментарий

Будем благодарны, если после прочтения статьи вы оставите свои комментарии. Ваше мнение очень важно для того, чтобы материал блога был более информативным, понятным и интересным. Перед тем, как оставить свой комментарий, прочитайте Политику конфиденциальности

206 комментариев

Чтобы подписаться на комментарии, прочитайте Согласие с рассылкой и Политику конфиденциальности

Комментируя, вы принимаете условия соглашения.

  1. НАТАЛЬЯ
    11 июня 2022, 14:49

    Дмитрий , есть ли исследования о питании 1 раз в день? Есть ли у вас мнение о вреде/полезности такого режима? Спасибо

    1. Дмитрий Веремеенко
      12 июня 2022, 21:28

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      https://nestarenie.ru/preryvistogo-golodaniya.html

  2. DARIA
    23 апреля 2020, 13:12

    вопрос. нигде не указывается разница между голоданием и сокращением калориййности рациона. Тем не менее эффект и там и там положительный

    1. Дмитрий Веремеенко
      23 апреля 2020, 19:03

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Голодание может омолаживать гемопоэтические стволовые клетки, а сокращение калорий не может

  3. Карина
    03 ноября 2019, 06:55

    Спасибо большое за очень полезную информацию!

  4. Майя
    01 ноября 2019, 19:24

    Дмитрий, а что скажете про мигрени с аурой? Есть рекомендации?

    1. Дмитрий Веремеенко
      01 ноября 2019, 19:30

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Я не врач.

    2. Anthon
      02 ноября 2019, 14:27

      Майя, сейчас на пабмеде каких только исследований не встретишь. На днях мне встретилось вот такое.

      Rethinking of the concepts: Migraine is an autoimmune disease? 2019

      Reduction of CD4(+)CD25(+) regulatory T-cells in migraine: Is migraine an autoimmune disorder? 2015

      Авторы выдвигают гипотезу, что мигрень -это аутоимунная болезнь, и приводят какие-то доказательства, накопленные ранее в других исследованиях. Типичные для аутоимунных болезней рекомендации (отказ от глютена и молочки), возможно, могут помочь снизить количество приступов и их силу, но гарантий, конечно, никто не даст, что все мигрени аутоимунные, и никто не сможет точно сказать, сколько тестировать отказ от тех или иных продуктов, чтобы получить заметный эффект.

      У меня после отказа от глютена улучшилось настроение, а отказался я от глютена по причине своего диагноза – в ремиссии после лимфомы Ходжкина, которую некоторые исследователи считают аутоимунной болезнью. Никаких безглютеновых продуктов промышленного производства не ем. Ем 2-3 раза в день, иногда 1 раз в день или 1 раз в 36 часов, периодически снижаю калории, гликированный гемоглобин стал низким 4.3%, хотя когда-то я был на грани диабета 2 типа, и это совпало по времени с развитием острой стадии лимфомы.

  5. Алексей
    28 октября 2019, 08:04

    Судя по последней информации от вас,с голодание не все так просто и не всем оно может быть полезно,скажите, какие основные маркеры стоит отслеживать,тем кто практикует голодание?, перечислю от себя те что мне известны:
    а)Чтобы индекс массы тела был не ниже 22
    б)Чтобы ИФР1 не уходил ниже 110
    Есть еще какие то маркеры по этому поводу,за которыми стоит следить практикующим голодание?

    1. Дмитрий Веремеенко
      28 октября 2019, 17:14

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Читайте тут
      https://nestarenie.ru/fmd.html

      1. Алексей
        29 октября 2019, 05:23

        Спасибо за ссылку,прочитал,увидел противопоказания,буду отслеживать по ним свое состояние здоровья относительно голодания.
        На счет ИФР1, вы как то мне отвечали, что до 49 лет ИФР1 должен быть не меньше 100, а от 50 лет ИФР1 должен быть не меньше 105 ,иначе могут возникнуть проблемы с сердцем.
        FMD диета хорошее открытие для тех кто не может голодать по различным причинам,но в моем случаи голодание дается проще чем данная диета,так как на ней я испытываю больше дискомфорта из за постоянного голода от недоедания,чего нет на полном голодании, его я переношу хорошо,нет ни голода,не вялости, (голодаю 5 дней,каждые пять недель),полноценно провожу рабочие дни и тренировки,вес тела в целом не теряется,а даже на против,за последние 5 циклов голодания прибавил на 1 кг(рацион питания включает в себя мясо,кефир,яйца(умеренно) ),а после выхода полезная пища становиться более вкусной).Из за этих преимуществ для себя,выбрал именно полное голодание.

  6. в параллельных мирах
    22 июля 2019, 06:20

    Я согласен с Вами, спасибо за объяснение.
    Как всегда все гениальное просто.

  7. Сергей
    21 июня 2019, 11:04

    Добрых суток Дмитрий.
    Скажите,что известно на сегодняшний день по поводу голодания для человека?вы в одном из своих видео говорили,что голодание хорошо омолаживает стволовые клетки, но при этом снижение ИФР1 негативно сказывается на сосудах, по этому нужно применять терапию сартанов+статинов,для их починки.
    Вопросы такие:
    Голодание за счет снижения ИФР1 получается негативно сказывается на сердечно сосудистой системе?если да то-
    Можно ли обходясь без данных препаратов чинить сердечно сосудистую систему?- например кардео нагрузкой(при правильном пульсе), медитацией,питанием или еще чем?

    1. Дмитрий Веремеенко
      21 июня 2019, 16:03

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Голодания – это средство, которое может и навредить и принести пользу. Зависит от исходных параметров организма.

      1. Сергей
        21 июня 2019, 17:28

        Понимаю это.
        Мои параметры -рост 170 вес 68
        По рациону питания, получаю все питательные вещества(ориентируюсь на таблицы по химическому составу),калорийность около 2000 тысяч в сутки.
        Имеется опыт голодания 2 года -каждые воскресенья+ 2 дня в подряд раз в месяц. Вес во время голодания практически не теряется, самочувствие бодрое,по этому даже ни как не влияет на рабочий день.
        Меня волнует то,что вы сказали о негативном влияния низкого ИФР1 на сердечно сосудистую систему..просто я хотел попробовать раз в месяц устраивать три дня в подряд например, это понизит ИФР1 , а соответственно ,по вашим словам в долговременной перспективе негативно скажется на сосудах, мне не хочется принимать препараты для нивелирования этого минуса , по этому хотелось бы узнать,какими способами можно еще следить за сосудами,чтобы защитить их от низкого ИФР1 ?

        1. Дмитрий Веремеенко
          22 июня 2019, 03:32

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Повышать ИФР-1 нельзя – это сократит жизнь. Понижать ниже нормы тоже нельзя.
          Голодания продлевают жизнь исключительно через путь ИФР-1/инсулин
          Если он у Вас понизится ниже нормы, то это сократит жизнь и полезных свойств голодания никаких не будет

          1. Сергей
            22 июня 2019, 19:50

            Понял.Тогда такой вопрос задам- к каким показателям ИФР1 нужно стремится, чтобы это положительно сказывалось на продлении жизни и в то же время не вредило сердечно сосудистой системе?

          2. Admin_nestarenieRU
            23 июня 2019, 06:53

            !Рекомендует только врач. Я делюсь данными исследований. Отрезайте у ссылок http

            От 100 до 160 нг/мл в возрасте от 18 до 49 лет, и 105-130 в возрасте от 50 до 69 лет.

  8. Сергей
    10 июня 2019, 18:59

    Добрых суток.
    Верно что в дни голодания,не стоит пить воду с лимонным соком? ..видимо из за того,что такая вода будет повышать инсулин и снижать эффективность голодания ?

    1. Дмитрий Веремеенко
      11 июня 2019, 04:10

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Можнл и пить и не пить. Там сахара мало.

  9. Алекс
    08 июня 2019, 20:53

    Здравствуйте, Дмитрий.
    Правда ли, что голодания вызывают снижение уровня половых гормонов, в частности тестостерона у мужчин? И как скажутся на сексуальной функции и влечении голодания по 4-5 дней в месяц :
    1. сразу после голоданий,
    2. в долгосрочной перспективе?

    1. Дмитрий Веремеенко
      09 июня 2019, 00:38

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      У всех по разному. Именно поэтому голодания показаны не всем

  10. Лариса
    06 февраля 2019, 06:19

    Не могли бы вы предоставить ссылки на информацию про “сегодня она даже рассматривается FDA в США, как безопасная и эффективная диета для профилактики возрастных заболеваний.” Заранее благодарю.

    1. Дмитрий Веремеенко
      07 февраля 2019, 19:25

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Generally Recognized as Safe (GRAS) (www.fda.gov/food/ingredientspackaginglabeling/gras/)
      Общепризнано как безопасное (GRAS)
      GRAS by FDA (https://agemed.org/wp-content/uploads/GERSH-Fast-Mimicking-Diets-A-Novel-Therapy-to-Combat-the-Relentless-Effects-of-Aging.pdf)
      —___
      ‘If the results remain as positive as the current ones, I believe this FMD will represent the first safe and effective intervention to promote positive changes associated with longevity and health span, which can be recommended by a physician,’ Longo said. ‘We will soon meet with FDA officers to pursue several FDA claims for disease prevention and treatment.’ “Если результаты останутся такими же положительными, как и нынешние, я считаю (говорит Вальтер Лонго), что FMD диета будет представлять собой первое безопасное и эффективное вмешательство для содействия положительным изменениям, связанным с долголетием и продолжительностью жизни, которые могут быть рекомендованы врачом”, – сказал Лонго. “В ближайшее время мы встретимся с сотрудниками FDA для рассмотрения нескольких претензий FDA по профилактике и лечению заболеваний.”

      medicalxpress.com/news/2015-06-diet-mimics-fasting-aging.html
      nutritionreview.org/2015/06/diet-that-mimics-fasting-slows-aging/
      gero.usc.edu/2017/02/23/fasting-mimicking-diet-may-reverse-diabetes/

      1. Larisa
        10 февраля 2019, 10:13

        Спасибо, только, как я понимаю, на самом сайте FDA ничего нет, и вся информация со слов Лонго (что они собираются обсуждать с FDA) и из презентации Gersh (тогда всё равно должна быть ссылка, где именно указано, что FDA установил FMD как GRAS, такой нет и, даже если она и GRAS, это не значит, что она рассматривается для профилактики ВЗЗ).

        Еще такой вопрос – у Лонго диета разработанная, т.е. это не просто сокращение калорий, но и состава (может, как раз в составе загвоздка тогда?). Просто не очень понятно про сокращение на 20-30%. Это от чего, от рекомендуемых калорий, от среднестатистически употребляемых для моего возраста/пола/еще чего-то, от того, что употребляю сейчас? Может быть, я уже употребляю на 20% меньше чего бы там ни было, если следую, скажем, рекоммендациям FDA на 2015-2020 годы (health.gov/dietaryguidelines/2015/guidelines/)? Даже вот в этом клиническом исследовании одна группа ела как обычно, а другая специально разработанную FMD (ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28202779). Отсюда может возникнуть вывод – если следовать рекоммендациям, то эффект может быть такой же, как если следовать FMD. А нет ли исследований, сравнивающих группу, следующую FMD и группу, питающуюся согласно рекоммендациям?

        1. Дмитрий Веремеенко
          17 февраля 2019, 23:19

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Как раз я и искал и нашел ссылку на FDA, где было указано про FMD и GRAS. Однако почему-то эту ссылку не опубликовал в комментарии. Теперь искать снова нет не сил не желания. Делайте выводы, какие хотите. 200 комментарий в сутки. Прошу прощения.

  11. Мила
    19 января 2019, 11:20

    Дмитрий, если у женщины 74 года мерцательная аритмия и камни в желчном пузыре, ИМТ в норме, можно ли ей практиковать голодание и FMD диету? И по сколько дней?

    1. Дмитрий Веремеенко
      19 января 2019, 16:41

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Нет

  12. Игорь
    29 декабря 2018, 06:35

    Здравствуйте. А если 3-4 дня голодаешь, а оставшиеся 1-2 дня в рамках fmd, эффект тот же?

    1. Дмитрий Веремеенко
      29 декабря 2018, 07:34

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Да

  13. Дмитрий
    11 октября 2018, 13:22

    Здравствуйте.
    Если FMD 5 дней тяжело выдержать, если ли смысл в периодических (к примеру раз в две недели) суточных полных голоданиях только на воде?
    Спасибо

    1. Дмитрий Веремеенко
      11 октября 2018, 23:31

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      5 дней fmd равны по эффективности 5 дням голоданий

  14. Валерий
    29 сентября 2018, 17:51

    Читал что при голодании возможно повышение билирубина, асата и алата. А как ведет себя гемоглобин и гематокрит? Во время голодания он повышается?

  15. Алексей Быков
    29 июля 2018, 22:25

    Дмитрий, правильно понимаю, что fmd-диета раз в месяц, или голодание 36 часов в неделю, или 2-3 дня в неделю на овощах – все это дает одинаковый эффект для омоложения организма и продления жизни, нужно просто выбрать удобный вариант для себя?
    Или все-таки что-то из перечисленного предпочтительнее?

    1. Дмитрий Веремеенко
      30 июля 2018, 00:13

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Нет. Fmd омолаживает стволовые клетки, а голодания 36 часов и 3 дня на овощах – нет

  16. Irina
    17 июля 2018, 03:33

    1 месяц – голод на воде 5-7 дней (это уже с выходом), затем всё время OL-diet и под конец месяца 5 дней FMD.
    2 месяц – пол месяца питаться по OL-diet, а затем FMD 10 дней подряд.
    можно так?? для молодого здорового человека, имт 25 есть что жечь. только на 2 месяца хочу сделать (на 3й месяц вернусь к режиму 1р в мес голод 5 дней), просто я бы хотела сделать некоторые сравнения и результаты. это же не сильно критично стрессовать так? )

    1. Дмитрий Веремеенко
      19 июля 2018, 08:15

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Когда мы качаем мышцы и делаем жим штанги 5 подходов 1 раз в неделю, то сила резко падает, но в дни отдыха растет.
      Как Вы думаете. Что будет если сделать скажем 15 подходов жима штанги 1 раз в неделю. Или делать жим по 5 подходов 5 дней в неделю. Конечно вы просто убьете мышцы, а сила снизится, так как сила растет когда вы отдыхаете, а не когда делаете упражнение.
      То же и с голодом и с fmd. Я думаю даже 5 дней раз в месяц очень много. На 7 день уде начинают погибать клетки мозга. А они не восстанавливаются. Слишком часто голодая вы также не лаете организму время для восстановления разрушенного во время голода. Голод крайне грубо разрушает организм. Просто когда голод короткий и не часто, то организм умеет его пережить и восстановить функции еше больше чем до голода.Если лелать как предлагаете вы, то нанесете только необратимый вред

      1. Irina
        23 июля 2018, 21:06

        спасибо, наверное самый оптимальный вариант длительного голода 5 дней – 1 раз в в сезон) а что тогда с периодическими голоданиями ( короткими ПГ с режимом 16/8 или 20/4, они же не могут быть вредны. Вы не знаете исследований, которые бы доказывали безопасность при таких регулярных циклах без пищи, например очень популярно сейчас у прогрессивного фитнес народа 5 дней в неделю ПГ по режиму 20/4 и первый прием пищи не ранее 16:00.

        ещё один вопрос, что безопаснее и предпочтительнее для здоровья длительная “правильная” кето-диета или Ваша OL-diet – http://nestarenie.ru/ol-diet.html

        1. Irina
          23 июля 2018, 21:13

          вот нашла у Вас в другой статье про 16/8
          “Можно, например, пропустить завтрак. Покушать в первый раз только в 12.00, а второй раз в 20.00. Тогда остальные 16 часов наш организм будет технически голодать ежедневно. Эта схема наиболее популярна и получила название 16/8.
          Второй вариант — это голодать 1 или 2 раза в неделю в течение 24-х часов (от ужина одного дня до ужина другого дня)”

          это информация ещё актуальна?

          1. Дмитрий Веремеенко
            24 июля 2018, 18:16

            Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
            Отрезайте у ссылок http:

            Да

        2. Дмитрий Веремеенко
          24 июля 2018, 18:17

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          OL-diet безопасна.
          Кетодиета опасна и вредна

  17. Алексей
    28 мая 2018, 13:20

    Добрый день. Не нашел на сайте информации про пропуски приема пищи и “периодическое голодание” в режиме 16 часов голод/8 часов на прием пищи. Не кидайтесь тапками, но может есть какой-то накопительный эффект от таких голоданий? Не силен в мед.терминологии и анализе научных изысканий, но первая ссылка ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29753587 на которую обратил внимание, говорит только об отрицательном эффекте. Значит ли это, что голодание в таком режиме однозначно не полезно? Честно говоря, расстроен, т.к. по режиму и ритму жизни такой метод мне очень подходит.

    1. Алексей
      28 мая 2018, 13:48

      А вот здесь ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29667372 говорится, что пропуск приема пищи помогает поддерживать гликемический контроль, что не плохо, видимо. В общем очень нуждаюсь, в пояснении этого вопроса.

      1. Алексей
        28 мая 2018, 13:56

        Вот еще, но похоже, здесь опять все плохо: ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28490511

        1. Дмитрий Веремеенко
          28 мая 2018, 14:56

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Что плохо?

          1. Алексей
            28 мая 2018, 18:38

            Я, к сожалению, только через translate.google могу читать статьи на pub.med и трудно, иногда, понять, о чем речь, но я так прочитал, что пропуски завтрака могут вызывать, цитата: “более высокие концентрации постпрандиального инсулина и повышенное окисление жира с пропуском завтрака указывают на развитие метаболической негибкости в ответ на длительный пост, который в долгосрочной перспективе может привести к низкосортному воспалению и нарушению гомеостаза глюкозы.”
            Вообще, исследований на эту тему, с одной стороны, много, и я далеко не все посмотрел. С другой стороны, некоторые из них рассматривают ситуации в худшем варианте, когда пропуск завтрака ведёт к перекусам и превышению калоража за счёт пустых калорий, я так понимаю, за счёт простых углеводов, и сокращению дневной активности. А вариант, когда калораж соблюдается, активность сохраняется, я не видел. Возможно и нет ещё таких исследований.

          2. Алексей Е
            22 июня 2018, 08:38

            Американские биологи провели пилотное исследование эффективности популярной диеты 16:8, также известной как периодическое голодание. В течение 12 недель добровольцы с лишним весом ели в течение восьми часов каждый день, а оставшиеся 16 — пили только воду. В результате, как сообщается в статье, опубликованной в Nutrition and Health Aging, участникам удалось снизить свой вес на 2,6 процента, а их систолическое давление упало на семь миллиметров ртутного столба.
            nplus1.ru/news/2018/06/21/sixteen-by-eight
            content.iospress.com/articles/nutrition-and-healthy-aging/nha170036

      2. Дмитрий Веремеенко
        28 мая 2018, 14:57

        Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
        Отрезайте у ссылок http:

        У здоровых людей пропуски пищи повыщают чувствительность к инсулину обычно

    2. Дмитрий Веремеенко
      28 мая 2018, 15:00

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Полезно

  18. Татьяна
    24 мая 2018, 07:56

    Дмитрий, Почему такой запрет на клизмы? При 7-ми дневном голодании самый тяжелый у меня 3-й день. Если есть силы делаю клизму и становится легче. Почему клизма облегчает самочувствие?

    1. Дмитрий Веремеенко
      27 мая 2018, 04:08

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Клизма нарушает микрофлору.

  19. Надежда
    06 мая 2018, 12:01

    У меня вопрос. Придерживаться таких понятий , как вход в голодание и выход из голодания особой диетой, которая обычно рекомендуется в группах по оздоровлению? Спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко
      07 мая 2018, 15:04

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Можно и так. Только без всяких клизм и очищений.

  20. Елена
    03 мая 2018, 09:29

    Здравствуйте, Дмитрий! Допускается ли 24-часовое голодание во время беременности? Скажем, раз в неделю.

    1. Дмитрий Веремеенко
      04 мая 2018, 00:47

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Категоричестки нет. Во время беременности наоборот кушать хорошо. Иначе можно сделать ребенка инвалидом или убить.

  21. Дмитрий золотухин
    26 апреля 2018, 05:55

    Добрый день, Дмитрий!При голодании нельзя сауну и хамам по какой причине ?А то я привык на голоде 5 ти суточном два раза в баньку.а тут нельзя ломка моих стереотипов.Но хочется не вредить себе

    1. Дмитрий Веремеенко
      26 апреля 2018, 17:10

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Голодания повышать катехоламины, что учащает пульс, усугубляет иногда некоторые аритмии. А сауна тоже повышает пульс, что может быть опасным

  22. Алексей
    05 апреля 2018, 22:30

    Спасибо большое за ответ, Дмитрий!
    Чуть не сделал себе сегодня клизму на четвёртый день голодания, но успел прочитать Ваш ответ. Спасибо.

    Прокомментируйте ещё, пожалуйста легкую сауну или хамам, ежедневно при голодании (или через день?).
    Опять же рекомендуете, нейтрально или не рекомендуете.

    Цель – способ вывода токсинов при голодании. Ну и проще голодать, если весь вечер проводишь в хамаме, подальше от дома и холодильника.

    Заранее большое спасибо за ответ!

    1. Дмитрий Веремеенко
      10 апреля 2018, 02:59

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      При голодании нельзя сауну и хамам.
      ПРи голодании не выводятся никакие токсины – это миф. При голодании понижается ИФР-1 – гормон – отсюда и его эффекты

  23. Алексей
    04 апреля 2018, 07:51

    Добрый день, Дмитрий!
    Подскажите, пожалуйста, с точки зрения эффективности голодания, улучшения вывода токсинов при голодании, снижения возможных побочных эффектов от голодания, влияния голодания на общее омоложение и продолжительность жизни:
    В данном случае речь про полное голодание на воде, 3-5 дней.
    1. Употребление энтеросгеля: рекомендуете, нейтрально, не рекомендуете. Если рекомендуете: один, два, три раза в день?
    2. Клизмы: рекомендуете, нейтрально, не рекомендуете? Если рекомендуете: то ежедневно, или на какие-то дни голодания?

    Заранее большое спасибо!

    1. Дмитрий Веремеенко
      05 апреля 2018, 20:56

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      1. Можно.
      2. Лично я не стал бы.

  24. Валерия
    31 марта 2018, 01:32

    Ваше мнение про белую глину для внутреннего применения. Возможно нет исследований и антинаучно не знаю но пару месяцев пью и на фоне приема глины есть возможность крайне сокращать рацион без особого чуства голода. Чайная ложка на стакан воды раза 3 в день,чай без сахара с стевией(травой),кофе,цикорий вечером или травный чай,вода практически голодание. Можно так? Иногда в глиняную воду ложу чайную ложку шелухи подорожника с айхерба для перистальтики.
    Так можно хоть неделю и даже десять дней спокойно продержаться.

    1. Дмитрий Веремеенко
      31 марта 2018, 19:53

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      У меня нет данных

  25. Kонстантин
    22 марта 2018, 01:58

    В догонку к прошлому комментарию: про снижение калорий при высоком потреблении белка: насколько я понимаю, такого же снижения IGF не будет поэтому хотелось бы понимать, не будет ли совсем положительных эффектов или они все будут, но менее ярковыраженные?

    1. Дмитрий Веремеенко
      22 марта 2018, 13:33

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Будут мене выражены

    2. Жар
      22 марта 2018, 15:17

      Константин, высокое потребление белка в плане продолжительности жизни можно прикрыть только ещё гораздо большим потреблением жиров, как на кетогенной диете.

      Во всех остальных случаях высокое потребление белка – будет жизнь только сокращать, это подтверждают исследования на мышах и крысах.

  26. Kонстантин
    22 марта 2018, 01:57

    Дмитрий, скажите пожалуйста, что думаете о периодическом низкокалорийном питании, но не по FMD модели, а по традиционным атлетическим/культуристическим протоколам?

    Пример:
    – Ежедневный дефицит калорий 15-20% (скажем, вместо 2,800 калорий 2,240 в день)
    – Период от 2 до 6 недель
    – Высокий белок во время диеты (около 1.8г на кг веса, т.е. около 135гр для человека весом 75кг)
    – Средний – относительно низкий уровень углеводов и жиров (по остаточному принципу – чтобы обеспечить достаточный дефицит калорий, но получить все необходиме микро и макронутриенты)
    – По окончании обычное питание на уровне затрат калорий или в небольшой профиците (для набора мышечной массы)

    Таким образом, также как и с FMD будет низкокалорийное питание. Однако, в отличии от FMD не будет кетонов (из-за высокого уровня белка).

    Такое питание должно сохранять мышечную массу лучше, но интересно какие из положительных эффектов FMD можно ожидать в каком случае, а какие – нет?

    Большое спасибо!

    1. Дмитрий Веремеенко
      22 марта 2018, 13:35

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Будут и плюсы и минусы. Чего больше я пока не могу сказать

  27. Светлана
    04 марта 2018, 01:49

    Дмитрий, если последний приём пищи был в 19 часов , а последующий – допустим через 25 часов в 20 часов – это можно считать суточным голоданием? Если Часы сна попадают

    1. Дмитрий Веремеенко
      04 марта 2018, 18:41

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      ГОлодания сутки не могут омоложивать гемопоэтические стволовые клетки, как делают это FMD диета

  28. Александр PP
    27 февраля 2018, 17:16

    Дмитрий, подскажите пожалуйста. У меня депрессивное расстройство. Читал,что креатин оказывает определенное положительное влияние на это дело, думаю вы лучше меня знаете. И я так понял что голодания тоже приносят пользу при депресси за счет стимуляции нейрогенеза, может еще чего то (поправьте если ошибаюсь). Вопрос в том как можно сочетать эти вещи, ведь креатин повышает ИФР-1 я так понял. Можно ли начинать курс креатина сразу после голодания и за сколько дней заканчивать курс, до следующего голодания, ведь креатин еще остается в организме. Или вообще эти вещи не сочетаемы, так как нейтрализуют друг друга. Заранее благодарю за ответ.

    1. Дмитрий Веремеенко
      27 февраля 2018, 21:57

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      нельзя сочетать. Креатин вообще не нужно применять

      1. Александр PP
        28 февраля 2018, 09:45

        Почему креатин не нужно? Есть данные что он положительно влияет, или это не так?

        1. Дмитрий Веремеенко
          04 марта 2018, 18:13

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          ОН не продлевает жизнь и теоретически может ее сократить

      2. Александр PP
        01 марта 2018, 20:46

        и еще не известно ли вам что нибудь плохого про цитруллин? его принимаю, позиционируется как противоастеническое средство. спасибо.

        1. Дмитрий Веремеенко
          02 марта 2018, 19:41

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Мне не известно, чтобы он исследовался на продление жизни – это для меня главный критерий. Я никогда не применяют ничего, что не проверено на продление жизни и жизнь не продлевало

  29. Анна
    26 февраля 2018, 09:00

    Дмитрий, подскажите, имеют ли смысл 24-48 часовые голодания раз в неделю, при условии, что проводится 5 дневное голодание раз в месяц- 4-5 месяцев подряд, а потом 5 дневное голодание раз в три месяца? Имеет ли смысл при такой схеме устраивать одно -двух дневные еженедельные голодания, например, для снижения общей недельной калорийности пищи…, будет ли в них какая-то польза для здоровья? Мне 42 года.
    Заранее спасибо!

    1. Дмитрий Веремеенко
      26 февраля 2018, 13:26

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Если есть много лишнего веса тела, то может и имеет. А так нет.

  30. Петр
    25 февраля 2018, 10:50

    Обязательно этим займусь, ведь такая важнейшая тема требует серьезного подробного и всестороннего изучения.

  31. Петр
    23 февраля 2018, 11:46

    Дмитрий! Вы ссылаетесь на те же статьи о которых речь как раз и идет. Они безусловно ценные, но все-таки какие-то фрагментарные, не хватает системности. В них не затронуты более длительные голодания, нужны ли они, не упоминается такой важный момент как ацидотический криз. Конечно написано о голодании масса всего но как выбрать достоверные сведения подтвержденные исследованиями?

    1. Дмитрий Веремеенко
      24 февраля 2018, 02:34

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Более длительные голодания повреждают головной мозг.

      1. Петр
        24 февраля 2018, 14:47

        Дмитрий! А можно ссылку на исследования где доказано, что голодание более 5-7-ми суток повреждает мозг?

        1. Дмитрий Веремеенко
          24 февраля 2018, 17:19

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Сами поищите, если не трудно. Я не знал, что Вы меня об этом спросите и не сохранял ссылки. А поиск займет время, которого у меня нет отвечая на 100 комментариев в сутки на этом блоге.

  32. Петр
    22 февраля 2018, 20:57

    Дмитрий! Статьи очень ценные по информации и хотелось бы более подробно и глубже, ведь исследований по этой важной теме наверняка очень много. Важно еще знать о длительности, режиме проведения,выход, то есть практические вещи.

    1. Дмитрий Веремеенко
      23 февраля 2018, 02:56

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      http://nestarenie.ru/fmd.html
      http://nestarenie.ru/pravilnoe-lechebnoe-golodanie-prodlevaet-zhizn.html

  33. Irina
    27 ноября 2017, 03:55

    Здравствуйте Дмитрий, смотрела в каком-то док фильме про голодание одного врача, который пациентов некоторых проводил через голодания 5 более дней, давая им кроме воды и кофе – бульон на костях. 200 гр бульона – чуть меньше 60 кк, этот врач утверждал, что до 100 каллорий в сутки организм не воспринимает как питание, а следовательно процесс голодания не нарушается. Правда ли это с научной точки зрения? можно ли использовать это периодически

    1. Дмитрий Веремеенко
      27 ноября 2017, 11:02

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      ДА

  34. Алексей
    29 сентября 2017, 12:40

    Дмитрий Добрый день. В очередной раз отмечаю у себя, что на второй третий день fmd диеты растёт нижнее давление. Сегодня утром например цифры были 117/93. Скажите, это нормально или нет? Мочевая кислота и креатинин в пределах нормы. Ближе к верхней границе.

    1. Дмитрий Веремеенко
      29 сентября 2017, 14:34

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Да. Так бывает.

  35. Марина
    02 июня 2017, 06:41

    Дмитрий, подскажите, пожалуйста, а во время проведения FMD диеты двигательной активностью заниматься можно? Умеренными кардио нагрузками, например?

    1. Дмитрий Веремеенко
      02 июня 2017, 09:56

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Если нет склонности к пониженному давлению, то можно. Я занимался

      1. Владимир Н.
        29 сентября 2017, 16:15

        Я вообще тренировки не отменяю и иногда захватываю 2 силовых через день или 1 силовую и 1 кардио во время FMD (мой постоянный режим 3 тренировки в неделю из них 2 силовые и 1 кардио соблюдаю уже почти 3 года). Организм не успевает устать – показатели и ощущения на тренировках не отличаются от нормального режима. И это при том, что во время FMD до и после тренировок не пью минимальную дозу BCAA (а вообще BCAA начал до и после тренировок пить всего примерно пару месяцев назад – перестал чувствовать иногда (1 раз в неделю) периодически накатывающее ощущение легкой перетренированности, BCAA мне как вегетарианцу занимающемуся физическими нагрузками теоретически не вредно в минимальных дозах до и после тренировки – по крайней мере пока я так думаю и организм/анализы подтверждают что пока все ок с этим). На следующей ближайшей после FMD тренировке силовой чувствуется снижение легкое максимального силового показателя (по сравнению с этим же режимом нагрузок что был до FMD) – но только в 1ю тренировку и то незначительно – потом все в норму приходит. По кардио если она приходится первой после FMD – вообще разницы не чувствуется, а на упражнениях со своим весом даже легкость необычайная – здесь понятно из-за чего – после FMD общий вес тела всегда немного ниже – на 1.5-2 кг как минимум.
        Но это все индивидуально очень – только на 3й год тренировок (В начале 2017 года) я нашел сайт Дмитрия и начал пробовать его схему. FMD первое было в марте 2017. Я не супертренированный спортсмен, но 2 с хвостом года постоянных тренировок было до начала использования схемы и FMD. Силовые тренировки у меня просто силовые, без упора на бодибилдинг. Лично мое мнение что с точки зрения продления жизни бодибилдинг тем больше опасен чем больше вес спортсмена будет превышать ИМТ 25 – и не важно что причина мышечная масса вместо жира. Но это просто личное мнение – не готов подтверждать его ссылками на статистику, считаю трату времени на поиск статистики сейчас малоприоритетной по сравнению с кучей более актуальных насущных вопросов.

  36. Тамара
    01 июня 2017, 13:10

    Дмитрий,здравствуйте!Теперь голодать только от 5 дней? Я вот настроилась на 36 часов,т.как вообще впервые буду голодать или можно первый месяц все таки 36 часов?И еще вопросик,резус фактор как то влияет на ифр—1?

    1. Дмитрий Веремеенко
      01 июня 2017, 13:45

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      По резусу фактору нет данным. Что касается голоданий, то омоложение происходит при голоданиях от 2-х дней у мышей и от 4-5 дней у людей. 36 часов пполезны для здоровья, но не на столько

      1. Тамара
        01 июня 2017, 14:29

        значит 4 дня голодать,Дмитрий,упражнения можно делать в гол.дни. из витаминов пью ундевит,остальное идет в заказе + еще уголь в гол.дни,этого хватит?вода,зеленый чай,кофе. мое давление,всегда пониженное ,страдаю только шейным—плечевыми болями.

        1. Дмитрий Веремеенко
          01 июня 2017, 16:07

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          В дни гододаний сидеть лучше дома и меньше двигаться. Изза головокружений возможны обмороки изза пониженного дпвления. Нужно пить утром угодь, а вечером ундевит. А вообще при пониженном давлении лучше не голодать, а fmd диета.

          1. Андрей
            12 марта 2018, 21:26

            Но ведь, если я правильно понял, FMD диета иммунитет не омолаживает?

          2. Дмитрий Веремеенко
            13 марта 2018, 22:06

            Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
            Отрезайте у ссылок http:

            Омолаживает также, как и голодание и полностью повторяет эффекты голоданий.

  37. Георгий Ермаков
    31 мая 2017, 13:23

    А что скажете о снижении ИФР-1 алкоголем?

    1. Дмитрий Веремеенко
      01 июня 2017, 03:33

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Алкоголь поражает печень. Печень защищаясь вырабатывает FGF-21. FGF21 блокирует рецепторы гормона роста, и ИФР-1 снижается. Это защитная функция организма. Немного повышает FGF21 и инфаркт, так как организма пытается защищаться. Но разве полезно вызывать инфаркт для этого?
      —————–
      Уровень сывороточного фактора роста фибробластов 21 независимо связан с острым инфарктом миокарда. Но это не значит, что FGF21 вызывал инфаркт, а это организм защищаясь fgf-21 сильнее секретирует. Это из серии, что ветер сильный потому что деревья качаются и воздух разгоняют.
      ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26091256
      ————-
      Так например если искусственно вводить FGF-21 после инфаркта миокарда, то это уменьшает повреждение сердца через защитное действие адипонектина
      ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25712519

      1. Иван
        10 декабря 2019, 09:28

        если иногда, раз в год. проводить фмд голодание алкоголем для снижение ифр-1 , то сколько можно выпивать в день в течении 5 дней. по 100-200 грамм водки в сутки достаточно?

        1. Дмитрий Веремеенко
          10 декабря 2019, 18:58

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Такое снижение сократит жизнь

  38. Георгий Ермаков
    31 мая 2017, 07:43

    Автора не остановить 🙂 vechnayamolodost.ru/articles/vashe-zdorove/goloday-ne-goloday-2/

    1. Дмитрий Веремеенко
      31 мая 2017, 09:57

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Я уже объяснил, что автор во всех своих высказываниях опять не прав. И многие ему объяснили. Он просто пошёл на принцип. НЕ любит он голодания и всё тут

    2. Дмитрий Веремеенко
      31 мая 2017, 10:37

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Вот чем отличаются голодания от низкокалорийного питания в науке, а не в словаре. Until recently, it was believed that HSCs were irreversibly damaged by the aging process. До недавнего времени считалось, что Гемопоэтические стволовые клетки необратимо повреждаются в процессе старения. Recent work in mice shows that cycles of prolonged fasting (PF) of greater than 72 hr followed by refeeding can stimulate the proliferation of and rejuvenate old HSCs Последние работы на мышах показывают, что циклы длительного голодания более 72 ч с последующим восстановительным кормлением могут стимулировать пролиферацию и восстановление старых Гемопоэтических стволовых клеток. These effects are at least partially mediated by lowered insulin-like growth factor-1 levels in the blood and stem cell microenvironment, which leads to lowered protein kinase A (PKA) activity. Эти эффекты, по крайней мере, частично основаны на снижении ИФР-1 в крови,, что приводит к понижению протеинкиназы а.А вот этим отличается голодание от сокращения калорий судя из этого исследования 2014 года. It is important to recognize that PF is different from caloric
      restriction and alternate-day fasting. Because both have
      been reported to lower IGF-1 levels,22 they may be benefi-
      cial to maintaining HSC function. Dietary restriction had
      previously been reported to maintain HSCs in mice.21
      However, neither has been reported to rejuvenate the immune
      system or HSCs, and Cheng et al. suggest that a 24-hr
      fasting period (such as that used in alternate-day fasting) is
      insufficient for rejuvenation or chemoprotection.Важно признать, что голодания отличаются от низкокалорийного питания
      Потому что оба имеют более низкие уровни igf-1, Сокращение калорий замедляет старение гемопоэтических стволовых клеток у мышей, но не может обратить их возраст вспять. Потенциала низкокалорийного питания оказывается недостаточно для омоложения иммунитета. ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25072352

  39. Георгий Ермаков
    29 мая 2017, 09:21

    Вот новое: vechnayamolodost.ru/articles/zdorovyy-skepsis/goloday-ne-goloday-vsye-ravno-you-re-gonna-die/
    Или это не так?

    1. Дмитрий Веремеенко
      29 мая 2017, 10:50

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Не так. Статья ложная, содержит некорректную информацию.Странный комментарий делает автор статьи «Кстати, на тот момент ему было 69 лет, и благодаря голоданию Рой собирался прожить до 120. Увы, это ему не удалось — он умер в 79. Но приверженцев голодания это не останавливает.» А с чего вдруг он должен был прожить 120. Что в экспериментах на животных где-то показано, что человек должен 120 проживать. Даже в тех экспериментах на долгоживущих мышах блэках, где именно сокращение калорий продлило жизнь мышам МПЖ на 21-32%, то там первая мышка из группы CR 40% умерла на 21 месяце жизни, в то время как самая долгоживущая мышка из группы без лимита еды прожила 44 месяца. ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7501958 Это потому что у каждой мышки разное здоровье. И если у CR 40% МПЖ 53 месяца — это совсем не значит, что они все умерли именно в эти 53 месяца. Это всё потому что у каждой мышки изначально разное здоровье. Так и у Роя, который хотел дожить до 120 свой уровень здоровья. Да и ограничивать калории он начал не с детства, как мышки, чтобы хоть как-то претендовать на больший результат. Вполне возможно, что он мог бы на безлимитном питании умереть и в 40 лет от инсульта и в 50 и в 60. Этого мы не узнаем. Поэтому эта фраза автора статьи лишена всякого смысла. Единственный смысл, который она несёт — это то, что сокращение калорий не продлевает жизнь радикально, как нам бы хотелось, чтобы доживать до 120 до 150 до 200 лет и так далее. А что продлевает? ДА собственно пока ничего. Но выиграть 10-20 лет с помощью CR мы можем. И чем хуже у нас генетика, тем сильнее возможно и выиграем. Так сартаны гипертензивным крысам продлевают жизнь на 100%, а крысам вистар уже на 20% примерно, так как у них здоровье изначально лучше
      ————–
      Называть низкокалорийное питание не корректно голоданием. Это научная неточность и ложь. Даже голодания по-разному воздействуют на организм. Любой учёный должен знать, что нужно точно формулировать воздействия. Иначе будет путаница. Так как даже одни и те же лекарства в зависимости от дозы могут вызывать разные эффекты. Например, литий в терапевтической дозе (для лечения биполярного расстройства) может вызывать почечную недостаточность.
      ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26043842
      В то время как литий в низких дозах (геропротекторных) может наоборот защищать от почечной недостаточности.
      ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24408869
      Так и голодания могут быть бесполезными, полезными и вредными для продления жизни в зависимости от режима. Во всём важна доза. Иначе и физической культурой можно продлить жизнь (улучшая эластичность артерий к примеру), а можно сократить, повышая жёсткость артерий в зависимости от режима.
      ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24585152
      Вот почему важно даже чётко указывать режим голоданий, не говоря уже о том, что нельзя путать низкокалорийное питание и голодания.
      Возвращаясь к вопросу какое исследование на приматах является корректным, то – это вот это. Исследование 2009 года о продлении жизни приматов за счёт снижения калорий, которое провели в Висконсинском Национальном исследовательском центре в США. Исследование длилось в течение 20 лет. В исследовании участвовали две группы обезьян. Приматы из первой группы могли потреблять в течение всей жизни столько еды, сколько хотели. А приматов из второй группы ограничивали в калориях на 30%. У них был одинаковый рацион питание – отличие только по калорийности!!!!! Экспериментальная группа была ограничена по калориям начиная с 7-14 лет (не с раннего детства) – это тоже важно.
      «The animals were evenly matched and randomized to control or CR diets taking into consideration baseline food intake, body weight and age. Individualized food allotments were calculated based on daily food intake data that were collected for each animal over a 3 to 6 month period. Once animals were assigned to either control or CR groups, each CR animal’s individually determined baseline intake was reduced by 10% per month over a 3-month period to reach the desired 30% restriction.»
      Перед тем, как сокращать калории для каждого примата в течение 3-6 месяцев вычислялся индивидуальный рацион и сокращали калории также индивидуально для каждой обезьянки. А не массово (по средней), как некоторые думают.
      ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19590001
      Некорректное исследование на приматах – вот это. Точнее оно корректно, а вот выводы из него некорректны.
      ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3832985
      1. Исследователи в этом исследовании поступили иначе. Они дали для приматов в этом исследовании другой рацион питания по составу нежели в предыдущем исследовании. «A notable difference between the two studies is the composition of the monkey diets. The NIA-1-87»
      2. Также между первым и вторым исследованием отличался источник животного белка. Для 30% CR приматов источником белка был лактальбумин (белок из сыворотки коровьего молока). В то время как источником белка второго исследования приматов были (пшеница, кукуруза, соя, рыба, люцерна). То есть во втором исследовании приматов была сокращена доля животного белка. «Additional differences between the two diets include the source of nutrients. Protein sources for the NIA study include wheat, corn, soybean, fish, and alfalfa meal, whereas the WNPRC diet protein source was lactalbumin.»
      Это важно так, как, например, исследования на людях показывают, что у людей в возрасте 50-65 лет низкое потребление белка ассоциируется с крупным снижение ИФР—1 и с мощным снижением риска рака и общей смертности в следующие 18 лет жизни. Интересно, что при замене в этом возрастном периоде животного белка на растительный эти риски резко снижались. sciencedirect.com/science/article/pii/S155041311400062X

      3. Также растительный белок содержит меньше метионина. Во втором исследовании приматов источник белка был в основном растительный. А ведь в экспериментах на крысах сокращали в питании только одну аминокислоту L метионин на 83% (пожизненно), и добивались продления жизни животных на 30-40% — даже без ограничения калорийности питания. И наоборот — низкокалорийное питание с добавлением в рацион аминокислоты L метионин не приводило к продлению жизни. ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4049285
      4. Кроме этого рацион приматов во втором исследовании, в отличии от первого исследования содержал флавоноиды, известные своей антиоксидантной активностью и, в частности, изофлавоны с эстрогенной активностью, которые могут способствовать уменьшению артериальной жесткости.
      5. Источники жира во втором исследовании приматов были из соевого масла и масла из других натуральных ингредиентов (например, кукурузы, пшеницы и рыбы). Рыбная мука содержит около 8-12% жира и богата Омега-3 жирными кислотами. Источником жира для приматов из первого исследования было кукурузное масло. «Fat content of the NIA study diet was derived from soy oil and the oils from the other natural ingredients (i.e. corn, wheat, and fish). Fish meal contains approximately 8–12% fat and is rich in omega-3 fatty acids. The WNPRC study dietary fat was derived from corn oil.» А различные источники жира по разному влияют на продолжительность жизни на мышах. ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25313149
      6. Источник углеводов во втором исследовании приматов – молотая пшеница и кукуруза – около 3,9% сахарозы. То есть грубое волокно с низким гликемическим индексом. В то время как у приматов в первом исследовании источник углеводов – кукурузный крахмал – 28,5% – сахароза. То есть в первом исследовании приматов источник углеводов был с высоким гликемическим индексом. «Carbohydrate content was also strikingly different; although both diets have 57–61% carbohydrate by weight, the NIA study diet was comprised primarily of ground wheat and corn, while the WNPRC study diet contained corn starch and sucrose. Indeed, the WNPRC diet was 28.5% sucrose, while the NIA study diet was only 3.9% sucrose.» А ведь исследования на мышах показывают, что если у мышей на низкокалорийном питании в рационе было столько же Конечных продуктов гликирования, сколько в рационе питания мышей без низкокалорийного питания, то мыши на CR жили даже немного меньше чем мыши без ограничения калорий. То есть базовый процент конечных продуктов гликирования способен полностью отменить продление жизни от низкокалорийного питания. И наоборот низкий уровень гликирования в питании может имитировать сокращение калорий в питании michaellustgarten.wordpress.com/2014/07/25/advanced-glycation-end-products-theres-more-to-health-than-counting-calories-protein-fat-and-carbs/
      7. Ещё очень важно, что контрольная группа приматов во втором исследовании на самом деле была тоже сокращена по потреблению калорий на 10% «Another important difference in study design is that the NIA study CON monkeys were not truly fed AL, unlike the WNPRC study. The regulated portioning of food for the NIA CON monkeys may be a slight restriction and thus, largely prevented obesity. Rodents can benefit from even a moderate 10% CR; rats lived significantly longer than those fed AL as reported by Duffy et al.27. Survival was increased at all levels of CR (10, 25, and 40%) compared to AL. The NIA CON monkeys may experience survival benefits similar to the 10% restriction reported in the rodent data.» А ведь в исследованиях на грызунах даже 10% CR имело заметное преимущество для грызунами, которые ели сколько хотели.!!!
      8. Таким образом обе группы приматов во втором исследовании были сокращены по потреблению калорий. Контроль на 10%, а эксперимент на 30%. Во втором исследовании рацион питания обеих групп был составлен так, что имитировал низкокалорийное питание даже если калории не сокращать. Так в нём были сокращены гликирование из-за источника углеводов с низким гликимическим индексом. Во всех исследованиях по продлению жизни низкокалорийным питанием и голоданиями на грызунах показывается, что этот эффект обусловлен снижением ИФР-1. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25072352 – это для примера с описанием механизмов. А ведь у приматов во втором исследовании источник белка был преимущественно растительный, что по крайней мере у людей сильно снижает ИФР-1. А это значит, что приматы во втором исследовании немного имитировали (за счёт изменения источника белка) голодания. Важно помнить, что в РКИ было доказано, что у людей низкокалорийное питание в отличии от голоданий не снижает ИФР-1 ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26443692. Эти данные были получены в 2016 году. Поэтому ранние исследователи могли этого не знать. В итоге никак нельзя на основании этого исследования на приматах утверждать, что CR на приматах мало эффективно. Ведь в обеих группах, независимо даже от количества калорий было питание имитирующее эффект голодания: низкомитиониновым с низким животным белком, с низким уровнем гликирования, снижающее ИФР-1. Да и к тому же во обеих группах животных было сокращение калорий на 30% и на 10% соответственно. Тем более никак нельзя говорить, что это исследование говорит про ГОЛОДАНИЯ на приматах.

      ИФР-1 после снижения во время голоданий или FMD через какое-то время возвращается, но не сразу. И прежде чем вернуться приводит к изменениям в организме. Как во время спортивной тренировки. Вы расходуете ресурсы, но потом во время отдыха Вы их уже не расходуете, но ресурсы восстанавливаются сверх того, что было до этого.Так и во время FMD снижается ИФР-1 и вместе с этим гибнут старые и слабые клетки, но им на замену сразу после начала кормления начинают синтезироваться новые и в гораздо большем объёме. В итоге. в 6 раз растёт синтез новых гемопоэтических стволовых клеток и их становится больше, чем до голоданий ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25072352 Сами такие голодания продлевают жизнь ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10854629 Восстанавливается соотношение белых клеток крови до уровня молодых ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25072352 снижается гибель гемопоэтических стволовых клеток крови. Стоит заметить, что подобные изменения на гемопоэтические стволовые клетки низкокалорийное питание не производит даже у грызунов, а только голодания. Поэтому голодания и низкокалорийное питание и по этому признаку не одно и то же. Активизируется фактор транскрипции FOXO 1, что повышает апоптоз раковых опухолей и стимулирует омоложение функции гемопоэтических стволовых клеток, что тоже у грызунов не наблюдается при низкокалорийном питании, а только после голоданий такое омоложение ГСК ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25072352, защищается ДНК от повреждения ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4102383 , У людей такие голодания защищают баланс белых клеток крови при терапии рака – кровь регенерирует даже у людей до 80 лет, а гемопоэтические стволовые клетки от терапии рака не повреждаются bmccancer.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12885-016-2370-6 ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4102383 ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25072352 ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2815756/ FMD омолаживает гемопоэтические стволовые клетки при химиотерапии рака, также как и голодания именно из-за временного сильного снижения ИФР-1 с последующим восстановительным кормлением, а низкокалорийное питание так не может ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27411588 FMD улучшает двигательную координацию, память, нейрогенез за счёт временного снижения ИФР-1 с последующим восстановительным кормлением ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4509734 FMD обращает вспять симптомы рассеянного склероза в 20% случаев у мышей, приводя заболевание в ремиссию из-за временного сильного снижения ИФР-1 с последующим восстановительным кормлением ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4899145/ FMD восстанавливает клетки поджелудочной железы в модели диабета 2-го типа за счёт временного снижения ИФР-1 с последующим восстановительным кормлением – низкокалорийное питание этого не делает ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28235195 FMD в модели индуцированного стрептозотоцином диабета 1-го типа обращает диабет вспять. При чём во время цикла FMD из-за сильного снижения ИФР-1 клетки поджелудочной железы сильно разрушаются, а затем во время восстановительного кормления быстро восстанавливаются и их становится в разы больше, чем до снижения ИФР-1. ПОЭТОМУ ВАЖНО НЕ ПОСТОЯННОЕ СНИЖЕНИЕ ИФР-1, А ЦЕННЕЕ ВРЕМЕННЫЕ ЕГО СПАДЫ С ТЕМ, ЧТОБЫ ПОТОМ ВО ВРЕМЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО КОРМЛЕНИЯ В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ ОМОЛОДИТЬ ФУНКЦИИ МНОГИХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ – НИЗКОКАЛОРИЙНОЕ ПИТАНИЕ, КАК ПОКАЗЫВАЮТ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТАКОГО НЕ МОЖЕТ. Поэтому для Вас это одно и тоже, а для исследователей – не одно и тоже, При чём в исследованиях показано, что важны даже на грызунах, а не только на людях именно длинные голодания от 3 суток и немного более, если речь о грызунах. НА людях более немного. Иначе такие процесс не происходят, так как ИФР-1 снижается недостаточно сильно.