Главная / Диагностика / Диагностика старения / Максимальное потребление кислорода – маркер риска смертности

Обновлено: 08 июля 2021

Максимальное потребление кислорода – маркер риска смертности

Максимальное потребление кислорода (VO2max), связано с функциональными возможностями и работоспособностью человека и является сильным и независимым предиктором смертности от всех причин и специфических заболеваний. VO2max является показателем способности доставки кислорода в организм к работающим мышцам.

Рисунок 1. После 30 лет максимальное потребление кислорода постепенно уменьшается с возрастом со скоростью около 10% в десятилетие, но у спортсменов аэробных видов спорта остается на более высоком уровне.

pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29293447

Снижение VO2max с возрастом, в том числе, происходит из-за того, что увеличивается жесткость и теряется эластичность артерий из-за старения.

Поскольку кислород в основном переносится гемоглобином, то концентрация гемоглобина в крови - важный фактор влияющий на VO2max. Оксид азот также влияет на эластичность артерий. Биодоступность оксида азота снижается с возрастом. Тренировка на выносливость может повысить биодоступность оксида азота, который в некоторой степени способен замедлить возрастной спад VO2max.

В итоге, тренированный 70-летний человек может показать VO2max на уровне нетренированного 50-летнего человека.

Как рассчитать свое максимальное потребление кислорода не в лабораторных условиях, а дома? Для этого достаточно знать свой возраст и пол и частоту сердечных сокращений в покое.

Максимальное потребление кислорода - VO2max

Частота сердечных сокращений в покое - ЧСС_пок

Максимальная частота сердечных сокращений - ЧСС-макс,  [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22376273]

  • для мужчин ЧСС-макс = 213 – (0,65 * возраст)
  • для женщин ЧСС-макс = 210 – (0,62 * возраст)

VO2max = 15 * (ЧСС-максЧСС_пок)

Пример:

Мой возраст - 44 года.

Моя ЧСС_пок = 50 ударов в минуту

Моя ЧСС-макс = 213 – (0,65 * 44 года) = 184,4 уд/мин.

Мое VO2max = 15 * (184,4 / 50) = 55,32

Это очень высокий VO2max - самый лучший для долгожительства.

Чтобы не усложнять себе все, просто воспользуйтесь калькулятором.

Предлагаем Вам оформить почтовую подписку на самые новые и актуальные новости, которые появляются в науке, а также новости нашей научно-просветительской группы, чтобы ничего не упустить.


 

Автор статьи  Веремеенко Дмитрий Евгеньевич, основатель исследовательского проекта, изучающего терапии, направленные на увеличение продолжительности жизни человека "Лаборатория Экспертных Исследований Nestarenie_pro" (nestarenie.ru/slb-expert_.html), создатель экспертной системы Nestarenie_pro, основатель Nestarenie Camp (https://nestareniecamp.ru), со-основатель on-line курса Nestarenie, автор книги "Диагностика старения" (https://nestarenie.ru/Diagnostika.pdf), и со-автор книги "Как дожить до 22 века" (http://book.hostenko.com), создатель блога https://nestarenie.ru, Тел. +7 925 9244328 Dmitriy-tae@yandex.ru

Группа nestarenieRU в Facebook www.facebook.com/groups/nestarenie

Мой аккаунт в Facebook: https://www.facebook.com/nestarenieRU

YouTube-канал https://www.youtube.com/c/nestarenieRU

Знаете ли вы, что сайт nestarenie.ru — объективно один из самых популярных в России ресурсов про старение и долголетие - в Яндексе, в Гугле, по количеству, качеству и лояльности аудитории. nestarenie.ru имеет потенциал, чтобы стать одним из самых популярных сайтов о борьбе со старением не только в России, но и в мире. Для этого нужны деньги. Я призываю всех сделать пожертвования, а также убедить своих друзей поступить аналогично.

      • Карта Viza (доллары): 4215 8901 1587 0138 для переводов за пределами РФ
      • Карта МИР в Сбере (рубли):  2202 2032 1501 6686 (МАЙЯВИ Ч.) - на территории РФ

Узнайте подробнее помочь развитию блога.

Добавить комментарий

Будем благодарны, если после прочтения статьи вы оставите свои комментарии. Ваше мнение очень важно для того, чтобы материал блога был более информативным, понятным и интересным. Перед тем, как оставить свой комментарий, прочитайте Политику конфиденциальности

40 комментариев

Чтобы подписаться на комментарии, прочитайте Согласие с рассылкой и Политику конфиденциальности

Комментируя, вы принимаете условия соглашения.

  1. Ника
    25 декабря 2021, 22:17

    А если пульс в покое всегда с молоду 80 ?
    Что теперь делать?

    1. Дмитрий Веремеенко
      26 декабря 2021, 04:23

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Заниматься бегом

      1. Григорий
        27 декабря 2021, 20:08

        Велосипедом можно бег заменить, если бегать артроз колена не позволяет?

        1. Дмитрий Веремеенко
          27 декабря 2021, 22:32

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          да

  2. Хеля
    15 сентября 2021, 13:13

    Мне без 2 месяцев 52. Значение рассчитала: 51 получилось.

  3. Сергей
    09 сентября 2021, 19:40

    Какие 45-50. Вы спортсмены/атлеты? Сомневаюсь.
    Брадикардия — это ритм сердца с частотой сердечных сокращений (ЧСС) менее 60 ударов в минуту.

    1. Дмитрий Веремеенко
      10 сентября 2021, 05:35

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      У меня с юности, как я начал заниматься спортом сердце всегда сокращаете частотой 40-55, а иногда после сауны и 38 ударов в минуту.

  4. Сергей
    14 марта 2021, 13:31

    Здравствуйте, Дмитрий. Оксид азота получается полезен? А если употреблять цитруллин для его повышения, что скажите? Можете что-нибудь сказать о новом веянии ингибиторов Глутаминазы gls-1, как средства против старения?

    1. Дмитрий Веремеенко
      14 марта 2021, 18:49

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Нет ничего полезного в отрыве от системы. Повышение оксида азота спортом или солнцем – полезно. Каким-то другим методом может наоборот навредить

  5. Елена
    13 марта 2021, 12:30

    У меня ЧС покоя ниже 71 не бывает, 54 года. Это очень плохо?

    1. Дмитрий Веремеенко
      13 марта 2021, 16:09

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      да

    2. Нат*
      14 марта 2021, 18:25

      Елена .. а на улице в состоянии полного покоя тоже пульс ниже не бывает? если бывает попробуйте снизить концентрацию со2 дома ..

    3. Артемий К.
      09 января 2022, 16:06

      Елена, используйте регулярные аэробные тренировки и ваш ЧСС будет понижаться.

  6. Ник Ник
    09 марта 2021, 16:41

    Известно 4 типа реакции тканей организма на 10 минутную ингаляцию 95% кислорода [ Березовский В.А. Напряжение кислорода в тканях животных и человека/В.А. Березовский // ‒ К.: Наукова думка, 1975. ‒ 206 с.]:
    I тип – экспоненциальный рост рО2 и плавное достижение максимума на 6-10 минуте теста с последующим постепенным снижением;
    II тип – то же с достижением максимума на 2-5 минуте и последующим постепенным снижением;
    III тип – неустойчивый рост рО2 с несколькими максимумами за время теста;
    IV тип – отсутствие реакции или падение рО2.
    I и II типы определены как физиологические, III и IV типы ‒ патологические.

    Можно иметь патологический тип реакции на кислород и не знать об этом… Для адекватного подхода необходимо прямое измерение , а не косвенное ……

    1. Дмитрий Веремеенко
      11 марта 2021, 01:35

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Дело в том, что максимальное потребление кислорода лишь кореллирует с ЧСС покоя. Но нужно подобрать лучший уровень ЧСС покоя для долголетия. Поэтому совсем не важно какой реальный мак ЧСС. Важно в итоге понять какой нужен ЧСС покоя. Не максимальное потребление кислорода влияет на долголетие, а ЧСС покоя

  7. Апанасенко Г.Л
    09 марта 2021, 10:12

    Всё очень просто. Организм, как и лю.бой другой механизм, работает за счёт энергии: чем больше энергии, тем устойчивее организм. Потенциал энергии определяется МПК мл\кг.мин. Т.Е. это основной показатель жизнеспособности и долголетия. Мы впервые описали БЕЗОПАСНЫЙ УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ- такой уровень МПК, выше которого нет ни заболеваний, ни эндогенных факторов риска. Он равен 42 мл для мужчин и 35 для женщин. Всё подтверждено западнвми исследователями Все феномены описаны в моих книгах. Мои публикации за рубежом вызвали шквал откликов и заказов на стать. 1. Apanasenko G.L. LAWS OF THERMODYNAMICS and public health. Archives of nutrition and public health-2019, v.1,issue 2, 5 okt

  8. Илья
    09 марта 2021, 08:50

    Дмитрий, уточните пожалуйста методику измерения “в покое”? Это во время сна, лежа на диване, утром, вечером, еще как-то?

    1. Дмитрий Веремеенко
      09 марта 2021, 13:27

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Утром проснуться и померить спустя час после пробуждения

  9. Апанасенко Г.Л
    09 марта 2021, 07:31

    Это норматив который далёк от реальности. У меня разработана экспресс-оценка уровня здоровья. См Интернет

  10. Марина Сид
    09 марта 2021, 04:01

    Дмитрий, у меня по вашей формуле VO2Max 72 , а Гармин уверенно пишет 45, Кому верить?

    1. Дмитрий Веремеенко
      09 марта 2021, 13:28

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      А сколько у Вас ЧСС в покое?

      1. Марина Сид
        10 марта 2021, 05:07

        ЧСС покоя 38 уд/мин. Возраст – 38 лет пол – женский.

        1. Дмитрий Веремеенко
          11 марта 2021, 01:31

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Марина. Если вы спортсмен, то все верно. Если вы не спортсмен, то предполагаю, что у Вас есть брадикардия, которая является не нормой. У Вас есть заключение ЭКГ сердца?

  11. Vic
    09 марта 2021, 00:09

    Добрый день,
    1) В 30-35 лет пульс в состоянии покоя был 43-45 ударов, сейчас, сейчас, в 43 года в пределах 48-52, ниже не получается, по данному калькулятору VO2max очень высокий,
    2) Месяц-два назад было интересное явление, в момент окончания очень тяжелой физ нагрузки чувствую, что остановилось сердце (перестал слышать удары, я их слышал с детства, более того мог мысленно немного замедлять/ускорять), проходит 2-3 секунды, делает 3 частых ритмичных сильных удара и сново останавливается на несколько секунд, я пытаюсь прощупать пульс, а его нет…, потом сново 3 сильных удара, и сново тишина…, мысленно пытаюсь продолжить сердебиение и оно восстанавливается, все как обычно после нагрузки. При этом сознание свежее, болей никаких. Больше при примерно тех же нагрузках такое не повторялось.
    Что это может быть, почему пульс в состоянии покоя резко поднялся, стоит ли начинать беспокоиться ?
    Спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко
      11 марта 2021, 01:41

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Сделайте ЭКГ. Если ЭКГ в норме, то нечего беспокоиться

  12. Олег
    08 марта 2021, 23:10

    Почему-то никогда не указывают, в каком положении тела измеряется ЧСС покоя. Лежа,сидя или стоя-пульс естественно разный

    1. Дмитрий Веремеенко
      09 марта 2021, 13:31

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      сидя

  13. VICTOR
    08 марта 2021, 22:04

    А почему нет рекомендации взять реальную ЧСС max? Например с кардио тренажёра?

    1. Дмитрий Веремеенко
      08 марта 2021, 22:51

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      У каждого ли дома стоит кардио тренажер. К тому же такие эксперименты по определению максимальной ЧСС и реального определения максимального потребления кислорода иногда заканчиваются летально. И поэтому требуют наличия средств реанимации

      1. Максим (56лет-183см-72кг-талия82см)
        09 марта 2021, 05:49

        У меня каждое устройство разные цифры показывает!
        Например: айфон программа “Здоровье” за январь 2021 показывает средний МПК 54.8 мл(кг.мин). Пульс за январь: 40-167 уд.мин.

        А вот спорт часы Suunto9 за последнюю пробежку 7 марта (7км) поставили 37.4 VO2(макс). Средний пульс 147 уд.мин.

        Велотренажер на лоджии стоит у меня SVENSSON INDUSTRIAL FORCE E750 там по дисплею другие цифры даже с внешним датчиком.
        Я хоть и каждый день кручу, но уже вечером, поэтому особо не напрягаюсь, обычно на дисплее не цифры смотрю, а Интернет.

        1. Дмитрий Веремеенко
          09 марта 2021, 13:28

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Телефоны фигню показывают. Им можно доверить только ЧСС определить

          1. Максим (56лет-183см-72кг-талия82см)
            09 марта 2021, 13:38

            Согласен, особо не доверяю телефону, но у меня на него с аппл вотч5 сигнал идет. Когда бег или ходьба на большое расстояние использую часы Suunto9 (сделано в Финляндии), а потом результат перебрасываю в айфон (смотреть удобнее)!

            На своем велотренажере проверял синхронно аппл вотч5 и Suunto9 – минимальные различия в показаниях.

      2. Апанасенко Г.Л
        09 марта 2021, 07:26

        Мы уже давно развиваем термодинамическую концепцию здоровья .Апанасенко Г.Л. Термодинамическая концепция здоровья. “Журнал НАМН України”, 2017, т. 23, № 1-2.с. 3-8. Предлагаю для печати книгу “Управление здоровьем человека” 288 стр. Там всё подробно изложено

    2. Олег
      08 марта 2021, 23:17

      Согласен абсолютно. У меня в 53 года реально измеренная чсс макс. – 182, что совершенно не соответствует формулам типа “220-возраст”

      1. Дмитрий Веремеенко
        09 марта 2021, 13:33

        Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
        Отрезайте у ссылок http:

        на самом деле важен не МПК, а ЧСС покоя. Просто чтобы подобрать нужную ЧСС покоя, лучше считать по этой формуле. Поэтому и не важно особо, какая реальная ЧСС макс. Важно, какая она расчетная

        1. Максим (56лет-183см-72кг-талия82см)
          09 марта 2021, 19:19

          Сейчас, свой ЧСС покоя сравнивал по аппл вотч5 и настольным измерителем давления и пульса (ФРГ), который имеет сертификат “медицинский прибор” – полное совпадение в течении часа (56-58 уд\мин).

        2. VICTOR
          09 марта 2021, 21:50

          А зачем ЧСС покоя подбирать? Её-то уж точно можно измерить без всякого риска для жизни

          1. Дмитрий Веремеенко
            11 марта 2021, 01:32

            Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
            Отрезайте у ссылок http:

            Так ее и замеряют. Рассчитывают ЧСС максимальную

    3. Апанасенко Г.Л
      09 марта 2021, 10:13

      Виктор абсолютно прав

  14. Дмитрий Веремеенко
    08 марта 2021, 21:42

    Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
    Отрезайте у ссылок http:

    beregifiguru.ru/Калькуляторы/Максимальный-кислород-калории

    Это нормы МПК
    pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29293447/
    pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/27881567/
    pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/19454641/

Свежие комментарии