Главная / Диагностика / Диагностика старения / Толщина комплекса интим-медиа (КИМ) общей сонной артерии – маркер старения сосудов и смертности от инсульта и инфаркта

Обновлено: 04 июля 2021

Толщина комплекса интим-медиа (КИМ) общей сонной артерии – маркер старения сосудов и смертности от инсульта и инфаркта

Толщина комплекса интим-медиа (КИМ) общей сонной артерии (их две - левая и правая, нужно измерять обе), измерение проводится при ультразвуковой допплерографии сонных артерий (УЗДГ).

dd1Интим сосудов — это внутренняя часть сосудов, которая выстилает внутреннюю полость. Её толщина — показатель возраста сосудов. Это один из показателей возраста артерий. Ведь, чем уже просвет в сосудах, тех хуже протекает через сосуд кровь, хуже кровоснабжаются все органы и системы организма. На картинке слева показан чуть более молодой сосуд, а справа — более старый, в котором увеличена толщина КИМ. В результате уменьшен просвет, и ухудшен ток крови по такому сосуду. 

Связь между толщиной КИМ и сердечно-сосудистыми событиями была продемонстрирована неоднократно.

Связь между толщиной КИМ и сердечно-сосудистыми событиями была продемонстрирована неоднократно. Увеличение толщины КИМ, измеренное неинвазивно с помощью УЗИ, напрямую связано с повышенным риском развития инфаркта миокарда и инсульта у пожилых людей без ССЗ в анамнезе [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9878640]. В Роттердамском исследовании было показано, что однократное измерение толщины КИМ сонных артерий имеет такое же значение, как и обычно используемые факторы риска ССЗ SCORE в прогнозировании ишемической болезни сердца и цереброваскулярных заболеваний [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11441197]. Исследование риска атеросклероза в сообществах (ARIC) показало, что толщина КИМ 1 мм и более была связана с повышением риска ишемической болезни сердца в 2-5 раз и в 4-8 раз с повышением риска инсульта [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9290509] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10707916]. 

КИМТолщина КИМ монотонно увеличивается с возрастом ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28455973 (смотрите график слева). В ряде исследований было показано, что толщина комплекса интима-медиа (КИМ) сонной артерии растет с возрастом и является хорошим индикатором старения. До 25 лет толщина КИМ в среднем ниже 0,6 мм ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28455973 ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29752816, но уже к 45 годам КИМ в среднем 0,7 мм. И даже в 25-34 года (лет) он у мужчин может достигать отметки 0,7 мм. Увеличение толщины КИМ сонной артерии всего на 0,1 мм статистически значимо увеличивает риск инфаркта сердца на 15%, а риск инсульта мозга на 18% с учетом поправок на возраст и пол ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17242284 

Традиционные факторы риска ССЗ, такие как старение, мужской пол, повышенное артериальное давление, повышенный индекс массы тела, высокий уровень холестерина липопротеидов низкой плотности (ЛПНП), низкий уровень холестерина липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), сахарный диабет и курение, как оказалось, связаны с ростом толщины КИМ [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2237950] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1579968] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8422340] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1387172] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1877584] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2065047] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1448818] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1448826] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9165359] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23568273]. В настоящее время более 20 когортных исследований, выполненных среди пациентов с предыдущими сосудистыми заболеваниями или без них, а также с факторами риска ССЗ и без них, последовательно показали, что повышение толщины КИМ связано с повышенным риском ССЗ, независимо от установленных сосудистых факторов риска (!) [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20435179] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22910757]. Кроме того, повышение толщины КИМ было связано с наличием поражения белого вещества в головном мозге, с гипертрофией левого желудочка сердца [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8098390] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9006810] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8793699] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8986927], с заболеваниями почек [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9303013], с эндотелиальной дисфункцией, измеренной на уровне плечевой артерии [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10559028]. Исследование риска атеросклероза в сообществах в одном из самых ранних отчетов показало, что исходные уровни установленных факторов риска (таких как диабет, артериальная гипертензия, ЛПНП и ЛПВП) были связаны с повышенным прогрессированием толщины КИМ [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11772783]. 

Измерения КИМ отражают атеросклероз в других местах, а не только в сонных артериях.

В различных исследованиях оценивалась связь между толщиной КИМ и наличием атеросклеротических нарушений в других отделах артериальной системы. Были показаны связи между толщиной КИМ сонной артерии и наличием атеросклеротических нарушений, в том числе отложением кальция, в брюшной аорте [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8257458]. Показана связь между толщиной КИМ сонной артерии и наличием атеросклеротических нарушений в артериях нижних конечностей [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7981175] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9040688] и также в коронарных (!) артериях [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24229768] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15784765]. В недавнем систематическом обзоре большинство исследований (29 из 33) показали положительную связь между толщиной КИМ и ангиографически оцениваемым коронарным атеросклерозом [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17277033]. Несколько исследований, рассматривающих связь между толщиной КИМ и КОРОНАРНЫМ КАЛЬЦИЕМ, показали аналогичные результаты [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17727858] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25116876] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17597051]. Таким образом, взаимосвязь, выявленная между толщиной КИМ и коронарным атеросклерозом в различных исследованиях, подтверждает представление о том, что измерения КИМ отражают атеросклероз в других местах.

Воспроизводимость измерения толщины КИМ значительно улучшается с годами и уже сегодня значительно лучше, чем в предыдущие годы.

Возникают вопросы, годится ли ручное или полуавтоматическое измерение толщины КИМ. Два недавних исследования показали, что ручное и полуавтоматическое обнаружение краев дальней стенки КИМ приводит к высокой воспроизводимости и в значительной степени показывает сходные отношения к факторам риска ССЗ, скорости изменения и к эффектам лечения [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19812693] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21726301]. Под воспроизводимостью подразумевается, что при измерении толщины КИМ у конкретного пациента сегодня, полученное значение должно быть аналогично полученному завтра или на следующей неделе. Более того, воспроизводимость измерения толщины КИМ значительно улучшается с годами и уже сегодня значительно лучше, чем в предыдущие годы [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9056629]. Коэффициенты внутриклассовой корреляции (ICC) показали, что ICC колебался от 0,60 до 0,75 в исследованиях, проведенных в конце восьмидесятых годов [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7730896] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1926258] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1636178] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1887507] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7734010], в то время как, более недавние исследования сообщили ICC между 0,80 и 0,95 [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14662281] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17355745] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17407645].

При анализе исследований, в которых сравнивали эффективность статинов по влиянию на толщину КИМ в сравнении с плацебо, все исследования, за исключением одного, показали статистически значимое положительное влияние терапии статинами на скорость изменения толщины КИМ. Терапии статинами ингибируют атеросклеротическое заболевание на субклинической стадии и обеспечивают доказательства того, что измерения толщины КИМ способны показать благотворное влияние статинов. Влияние лечения, направленное на снижение уровня холестерина, на будущие коронарные события было опосредовано через измерение скорости изменения толщины КИМ. Тем не менее нужны дополнительные РКИ для подтверждения полученных данных при терапии статинами.

При анализе исследований, в которых сравнивали эффективность статинов по влиянию на толщину КИМ в сравнении с плацебо, все исследования, за исключением одного, показали статистически значимое положительное влияние терапии статинами на скорость изменения толщины КИМ. В метаанализе семи исследований статинов на различных схемах терапии статины были связаны со средним ежегодным уменьшением толщины КИМ на 0,012 мм "statin therapy was associated with a mean annual change in CIMT of −0.012 mm (95% confidence interval [CI]: −0.016 to −0.007)" [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15760471]. Другой мета-анализ 11 исследований статинов показал, что разница в скорости изменения толщины КИМ между терапией статинами и плацебо составила 0,040 мм "the difference in the rate of change in CIMT between statin therapy and placebo was −0.040 mm (95% CI: −0.052 to −0.028)" [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15514180]. Систематический обзор до декабря 2011 года оценил 21 рандомизированное контролируемое исследование с использованием различных статинов с минимальным сроком наблюдения 6 месяцев. Этот метаанализ с участием 6317 человек показал, что объединенная средневзвешенная разница в скорости прогрессирования между терапией статинами и плацебо или обычным лечением для толщины КИМ составила -0,029 мм "mean difference in progression rate between statin therapy and placebo or usual care for the common CIMT was −0.029 mm (95% CI: −0.045, −0.013)" [https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23095240]. Исследования статинов показывают, что терапия статинами ингибирует атеросклеротическое заболевание на субклинической стадии и обеспечивает доказательства того, что измерения толщины КИМ способны показать благотворное влияние статинов. Однако возникает вопрос, есть ли доступны данные, которые оценивают, связано ли изменение толщины КИМ с изменением риска сердечно-сосудистых событий? В частности, в мире клинических испытаний, такое наблюдение рассматривается как заключительная часть цепочки доказательств для поддержки измерения толщины КИМ для использования в исследованиях [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20698890]. В течение почти 9 лет, наблюдались 146 мужчин в возрасте от 40 до 59 лет, которые ранее перенесли операцию аортокоронарного шунтирования и проходили терапию, направленную на снижения уровня холестерина в крови. В результате было отмечено, что чем сильнее прогрессировало утолщение КИМ, тем выше был уровень конечных сердечно-сосудистых событий [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9471928]. Кроме того, хоть в общем лечение было связано со снижением скорости прогрессирования роста толщины КИМ и роста конечных сердечно-сосудистых событий, но после корректировки скорости изменения толщины КИМ влияние лечения на нефатальный инфаркт миокарда или коронарную смерть больше не было очевидным. Этот вывод указывает на то, что влияние лечения на коронарные события было опосредовано через измерение скорости изменения толщины КИМ. Также эти данные показывают, что толщина КИМ сонных артерий включает дополнительную информацию о прогнозировании коронарных событий за пределами ангиографического измерения сужения лучевой артерии. Ассоциация прогрессирующих коронарных атеросклеротических поражений с факторами риска и риском развития коронарных событий была определена с помощью серийной коронарографии. Однако прогрессирование ранних прединтрузивных фаз атеросклероза не может быть определено с помощью ангиографии, поскольку этот метод позволяет визуализировать только просвет артерии. Скрининговые и лечебные стратегии, использующие ангиографию, неосуществимы. С другой стороны, измерение толщины КИМ сонных артерий неинвазивно и может быть легко развернуто в качестве недорогой суррогатной конечной точки для прогрессирования атеросклероза коронарных артерий. А метаанализ клинических исследований, дал положительную оценку относительного влияния терапии ингибиторов ГМГ-КоА редуктазы (статинов) на прогрессирование толщины КИМ и на отношение шансов сердечно-сосудистых конечных событий [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15760471]. Однако это не значит, что толщина КИМ может служить универсальным суррогатным маркером в испытаниях других агентов, кроме статинов. 

Недавние 2 мета-анализа сделали вывод, что толщина КИМ не имеет прогностического значения. Оба этих мета-анализа подверглись критике из-за некорректной методики анализа, в том числе из-за грубых нарушений в методах обработки данных. Поэтому выводы этих двух мета-анализов не следует считать уместными.

В 2012 году исследовательская группа PROG-IMT опубликовала свои выводы о темпах изменения толщины КИМ и связанных с этим будущих сердечно-сосудистых событиях. PROG-IMT делает выводы, что стратегия определения риска будущих сердечно-сосудистых событий, основанная на измерении толщины КИМ по двум измерениямне имеет доказательств [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22541275]. Однако их оценка построена на наблюдательных исследованиях, а не на терапиях, например, статинами. К тому же воспроизводимость между первым и вторым измерением толщины КИМ была удивительно низкой (correlation coefficient <0.10), что ставит вопросы точности измерения. Тогда как, исследование IMPROVE, проведенное в 7 центрах в 5 европейских странах, охватившее 3482 субъектов (медиана 64 года; 47,8% мужчин) с 3 и более сосудистыми факторами риска, разработало свою оценку риска по измерению толщины КИМ [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22999719]. И показало, что стратегия определения риска, основанная на измерении толщины КИМ и диаметра сонной артерии, является рациональным подходом к профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в качестве дополнения к оценке риска Фрамингема. Увеличение толщины КИМ на 0,058 мм было связано с повышением риска развития сердечно-сосудистых событий на 11%. Недавно были опубликованы два мета-анализа, в которых была предпринята попытка решить проблему противоречия исследовательской группы PROG-IMT и исследования IMPROVE [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20934565] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21126642]. Оба этих мета-анализа подверглись критике из-за некорректной методики анализа, в том числе грубых нарушений в методах обработки данных. Поэтому выводы этих двух мета-анализов не следует считать уместными [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21350577] [http://nestarenie.ru/2291_2_full.pdf]. 

Опираясь на эти некорректные мета-анализы, даже в 2010 году Рекомендации по ведению артериальной гипертонии Европейского общества кардиологов и Европейского общества по артериальной гипертонии делают заключение, что толщина КИМ «Не имеет прогностического значения ...» [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21126642]. Но на данный мета-анализ написана критика о его некорректности [http://nestarenie.ru/2291_2_full.pdf]. Основные моменты критики:

  • Прогностическую способность толщины КИМ определяли методом регрессии, который некорректен для определения такой связи, так как мета-анализ свел воедино разные технологии измерения. В разных исследованиях измеряли толщину КИМ различными методиками, которые приводят к разным результатам. И сравнивать их не представляется возможным методом регрессии.  
  • Короткий период наблюдения (всего 1-2 года), а нужно 2-8 лет.
  • При составлении данного анализа выводы делались на основании недостающих данных, которые не позволяли сделать такие выводы. 
  • В мета-анализ включены в том числе исследования, где терапия толщины КИМ проводилась с помощью гормональной терапии и различных других средств. А в мета-анализе 2005 года сделан вывод, что КИМ не может служить универсальным суррогатным маркером в испытаниях для других агентов, кроме статинов, так как показан только для статинов. 

И в итоге, ученые из Нидерландов в 2016 году, проведя подробный анализ состояния исследований по данном вопросу, заключают, что «если кто-то хочет оценить эффект фармацевтического вмешательства, которое, как ожидается, благотворно повлияет на прогрессирование атеросклероза и снизит риск развития ССЗ, использование измерений толщины КИМ с течением времени является обоснованным, подходящим и доказательным выбором" [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26830994 - спасибо Александру Фединцев, что нашел для меня этот анализ].

Nestarenie_pro старения [https://nestarenie.ru/novaya-teranostika-stareniya-1-5.html] оценивает диагностические параметры Вашего организма и информирует о существующих способах [http://teranostika.hostenko.com] увеличения Вашей продолжительности жизни. После диагностики параметров [https://nestarenie.ru/novaya-teranostika-stareniya-1-5.html] Вашего организма в медицинском центре, запишитесь на прием к врачу [https://nestarenie.ru/vrach.html]. Выполняйте рекомендации врача, которые помогут увеличить продолжительность Вашей жизни. До встречи в 22 веке (http://slb.expert/aim).

Чтобы понять механизмы утолщения КИМ и методы сокращения толщины КИМ, смотрите видео 

Выводы:

  1. Связь между толщиной комплексом интима-медиа (КИМ) сонных артерий и сердечно-сосудистыми событиями была продемонстрирована неоднократно.
  2. Измерения КИМ отражают атеросклероз в других местах, а не только в сонных артериях.
  3. Воспроизводимость измерения толщины КИМ значительно улучшается с годами и уже сегодня значительно лучше, чем в предыдущие годы.
  4. При анализе исследований, в которых сравнивали эффективность статинов по влиянию на толщину КИМ в сравнении с плацебо, все исследования, за исключением одного, показали статистически значимое положительное влияние терапии статинами на скорость изменения толщины КИМ. Терапии статинами ингибируют атеросклеротическое заболевание на субклинической стадии и обеспечивают доказательства того, что измерения толщины КИМ способны показать благотворное влияние статинов. Влияние лечения, направленное на снижение уровня холестерина, на будущие коронарные события было опосредовано через измерение скорости изменения толщины КИМ.
  5. Недавние 2 мета-анализа сделали вывод, что толщина КИМ не имеет прогностического значения. Оба этих мета-анализа подверглись критике из-за некорректной методики анализа, в том числе из-за грубых нарушений в методах обработки данных. Поэтому выводы этих двух мета-анализов не следует считать уместными.
  6. Наилучшее значение толщины КИМ < 0.6
  7. Данные о том, что толщина КИМ имеет прогностическое значение являются доказательными. Однако нужно доказать, что изменение КИМ с помощью терапии различными методами лечения может снижать риск смертности и итоговых событий. Снижение прогрессирования или регресс толщины КИМ с помощью статинов, здорового питания и физической нагрузки, выглядит очевидно, при правильном их применении. Но распространяется ли это на другие методы лечения?

Программа уменьшения толщины КИМ сонных артерий:

  1. Если ТТГ в крови от 3,6 мМЕ/л и выше, то терапии л-тироксином, согласованном с эндокринологом [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15126526]. Только для людей младше 65 лет. А также лечение клинического гипотиреоза, назначенное врачом.
  2. Если артериальное давление от 130/80 и выше, то лекарственная терапия, назначенная врачом. Обычно назначают препараты группы иАПФ, либо телмисартан.
  3. Если уровень гемоглобина у мужчин ниже 132 г/л, у женщин ниже 117 г/л, то терапия препаратами железа, либо рассмотрение вопроса необходимости компенсации дефицита витамина B12.
  4. При повышении СРБ в крови, лечение заболеваний, вызывающих воспаление.
  5. При условии отсутствия ССЗ, и если уровень СРБ в крови ниже 1 мг/л, допустим уровень ЛПНП в крови до 4,9 ммоль/л, а уровень холестерина до 9,07 ммоль/л. Если ЛПНП от 4,9 ммоль/л и выше, а уровень холестерина от 9,07 ммоль/л и выше, то рассмотреть с врачом назначение на постоянной основе розувастатина и/или ингибиторы ПКСК9 (пропротеиновой конвертазы субтилизин-кексинового типа 9).
  6. Если есть предиабет, то рассмотреть с врачом целесообразность назначения метформина. Если диабет, то рассмотреть совместно с врачом сахароснижающую терапию и розувастатин.
  7. Аэробная физическая нагрузка умеренной мощности 150 минут в неделю для гипертоников и 150-300 минут в неделю для нормотоников.
  8. Если не назначены статины на постоянной основе, то мини дозы розувастатина 5 мг + минидоза телмисартана 10 мг (если нет гипотонии) + Q10 100 мг + аспирин 100 мг в сутки = курс продолжительностью 1 месяц.
  9. Питание с низкой гликемической нагрузкой.
  10. Сырая капуста брокколи - 100 грамм в сутки. Подкожное введение сульфорафана мышам с повышенным лептином, сократило площадь фиброза в интиме на 70%. [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27142739]. Потребление крестоцветных среди 134 796 и 88 184 взрослых в течение 16,9 лет связано с сокращением общей смертности и особенно с сокращением смертности от ССЗ [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21593509] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28338764] [www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29739681].
  11. Исключение дефицита сна.
  12. Ограничение калорийности питания для похудения, если есть лишний вес тела.

Как измерять КИМ так, чтобы потом его можно было бы интерпретировать в соответствии с научными исследованиями:

  1. Измерять с отступом от зоны бифуркации на 1,5-2 см.
  2. Измерить толщину задней и передней стенок левой сонной артерии и вычислить из них среднее арифметическое, так как задняя стенка всегда толще передней. Аналогично поступить и с правой сонной артерией.
  3. Не включать в измерение область бляшки - где толщина КИМ 1.3 мм и более.
  4. Желательно также измерить внутренний диаметр левой и правой сонной артерий, а также среднюю скорость кровотока.

Веремеенко Дмитрий Евгеньевич - автор книги "Диагностика старения", автор научно-популярного блога nestarenieRU. Тел. +7 925 9244328 Dmitriy-tae@yandex.ru

Материал данной статьи не может быть использован для самолечения. Приём любых лекарств без назначения врача опасен для Вашего здоровья.

Предлагаем Вам оформить почтовую подписку на самые новые и актуальные новости, которые появляются в науке, а также новости нашей научно-просветительской группы, чтобы ничего не упустить. Перед подпиской прочитайте Согласие с рассылкой и Политику конфиденциальности.


 

Знаете ли вы, что сайт nestarenie.ru — объективно один из самых популярных в России ресурсов про старение и долголетие - в Яндексе, в Гугле, по количеству, качеству и лояльности аудитории. nestarenie.ru имеет потенциал, чтобы стать одним из самых популярных сайтов о борьбе со старением не только в России, но и в мире. Для этого нужны деньги. Я призываю всех сделать пожертвования, а также убедить своих друзей поступить аналогично.

  • Карта Viza (доллары): 4215 8901 1587 0138 для переводов за пределами РФ
  • Карта в Сбере (рубли): 2202 2032 1501 6686 (Чангакрам М.)

Узнайте подробнее помочь развитию блога.

Рекомендуем ещё почитать следующие статьи:

  1. Метформин - самое изученное и надёжное лекарство от старости при инсулинорезистентности.
  2. Подробная программа продления жизни научно обоснованными способами.
  3. Витамин K2 (МК-7) сокращает смертность
  4. Витамин B6+магний снижают смертность на 34%
  5. Глюкозамин Сульфат эффективно продлевает жизнь и защищает от многих видов рака у людей с повышенным уровнем воспаления.

Добавить комментарий

Будем благодарны, если после прочтения статьи вы оставите свои комментарии. Ваше мнение очень важно для того, чтобы материал блога был более информативным, понятным и интересным. Перед тем, как оставить свой комментарий, прочитайте Политику конфиденциальности

145 комментариев

Чтобы подписаться на комментарии, прочитайте Согласие с рассылкой и Политику конфиденциальности

Комментируя, вы принимаете условия соглашения.

  1. Дмитрий
    30 июня 2022, 13:06

    Добрый день, Дим!
    Появился очередной вопрос по Nestarenie_pro. Подскажите, пожалуйста, какое из приведенных ниже значений толщины КИМ необходимо вносить в алгоритм?
    Сделал сегодня контрольное УЗИ в ДНКоме (Медведково).
    В заключении сказано, что сканирование было произведено с отступом от зоны бифуркации, полипозиционным, а именно – по 3-м точкам.
    В итоге, есть 2 показателя КИМ по каждой из артерий: толщина КИМ/ среднее значение по 3-м точкам (среднее арифметическое) – 0,56; и максимальное из 3-х точек значение КИМ – 0,6. Данная картина по обеим артериям.
    Так, какое заносить в алгоритм? Среднее арифметическое 0,56) или максимальное из 3-х точек (0,6)?
    С огромной благодарностью.

    1. Дмитрий Веремеенко
      30 июня 2022, 15:04

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Максимальное

  2. Лилия
    21 июня 2022, 11:33

    Здравствуйте, подскажите какое обследование сосудов информативней: Дуплексное сканирование сонных артерий с определением толщины КИМ (700₽), или Дуплексное сканирование сосудов шеи и головного мозга (1500-300₽)? Везде в основном предлагают сделать второе обследование. И в чем разница? Мне 52 года. Остеохондроз шейного отдела.

    1. Дмитрий Веремеенко
      22 июня 2022, 12:01

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Лучше два. Но если выбирать, то точ что за 700 рублей. Оно лучше изучено и лучше понятно, как этим управлять.

  3. Виталий
    11 апреля 2022, 17:26

    После узи шеи выявили проявления нестонизирующего атеросклероза бца. Ким – 1.2мм. Мне 36 лет. Ожирением не страдаю. Недавно начало подниматься давление преимущественно диастолическое 125/95 135/105. Головокружения и нарушение походки.
    Подскажите можно ли уменьшить Ким артерий препаратами и диетами или уже поздно “пить боржоми”? Спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко
      11 апреля 2022, 20:14

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      https://nestarenie.ru/kak-omolodit-sosudyi.html

  4. Юлия
    28 января 2022, 17:09

    Добрый день, Дмитрий! Я планирую беременность через 3-5 месяцев. У меня КИМ 0.7 справа, 0.7 слева, не уплотнен, не утолщен, дифференцировка на слои не нарушена. Возраст 35 лет. Я думаю пройти курс сартанов и статинов для уменьшения толщины КИМ (вместе в аэробной нагрузкой и питанием с низкой гликемической нагрузкой). Имеет ли смысл употреблять сартаны и статины перед беременностью, не повредит ли это? За какое время до наступления беременности прекратить прием?

    1. Дмитрий Веремеенко
      31 января 2022, 13:04

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Нельзя. Сартаны, статины, иАПФ могут вызвать врожденные уродства и смерть плода. При планировании беременности их нельзя

      1. Юлия
        01 февраля 2022, 10:08

        Большое спасибо!

  5. Антон
    28 января 2022, 12:06

    Здравствуй Дмитрий, вопрос не по теме. Можете в Самаре посоветовать сосудистого врача?

    1. Дмитрий Веремеенко
      28 января 2022, 12:59

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      В Самаре нет

  6. Александр
    14 января 2022, 14:33

    Дмитрий, здравствуйте. 1 час бега можно заменить одним часом на гребном тренажёре? Коксартроз, бегать не могу

    1. Дмитрий Веремеенко
      15 января 2022, 03:24

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      да

  7. Олег
    06 декабря 2021, 09:02

    Дмитрий, подскажите пожалуйста, где в Москве лучше измерить толщину КИМ. Где у Вас было это, сейчас не найду.

    1. Дмитрий Веремеенко
      07 декабря 2021, 12:26

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      ДНКом на Тверская 6

  8. Albina
    29 июня 2021, 10:50

    Дмитрий, Я хотела бы посоветоваться с вами на счёт моей мамы, 71 год.
    Из за повышенного КИМ (правая ОCА до 1.1 мм, левая ОCА до 1.1 мм, дифференцировка на слои комплекса интима-медиа не нарушена, эхогенность повышена, имеется бляшка с кальцинатом 18-21%).
    Mы хотели бы попробовать месячный курс валсартана 20мг +флувастатина 10-20 мг, чтобы снизить КИМ.
    У меня вопрос, так как сама сейчас пьёт розувастатин 5 мг можно к нему просто добавить валсартан на 1 месяц, или статин должен быть именно флувастатин?
    Она также сейчас пьёт серрапептазу месячный курс. Не уверена если нужно пока приостановить.
    Спасибо

    1. Дмитрий Веремеенко
      30 июня 2021, 07:11

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      можно к нему просто добавить телмисартан на 1 месяц
      серрапептазу – не нужно. Ее эффекты не доказаны, как и не проверена безопасность. Это просто маркетинг и развод на деньги

  9. Дарья
    03 января 2021, 21:50

    Дмитрий, подскажите, пожалуйста, в нашем городе нашла обследования со следующими названиями: “УЗИ брахицефальных артерий (общие и вн. сонные, позвоночные, подключичные) с проведением функциональных проб (УЗИ БЦА)”; “Допплерография вен, артерий нижних или верхних конечностей и УЗИ БЦА (брахиоцефальных артерий)” – это и есть допплерография сонных артерий (которая покажет толщину КИМ), подойдет?

    1. Дмитрий Веремеенко
      04 января 2021, 01:40

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Можно и это, но нужно попросить, чтобы измерили толщину КИМ сонных артерий с отступом от зоны бифуркации. А толщину рассчитали, как среднее арифметическое толщины КИМ внешней и внутренней стенки сонных артерий

  10. Василий
    21 декабря 2020, 14:18

    Здравствуйте! Недавно сдал анализы по программе Nestarenie_pro 1.5 (до 40 лет). Получились какието неоднозначные результаты. КИМ 0,7-0,9 при этом никаких патологий/нарушений/изменений не выявлено. Мне 26 лет, рост 187, вес 77, талия 75. Тренируюсь практически всю жизнь последний год в среднем 200 минут неделю, чередую лёгки аэробные и тяжёлые тренировки. Вопрос почему КИМ может быть такой высокий и как/надо ли его снижать?

    1. Дмитрий Веремеенко
      25 декабря 2020, 06:37

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Если спортсмен, то от адреналина на соревнованиях

  11. Ольга
    27 ноября 2020, 20:48

    Подскажите пож-та. В марте 2019г. измеряла КИМ , с обоих сторон был 0,6. Сегодняшнее измерение – 1,0. Прошло 1,5 года. Причем все это время придерживались низкокалорийного питания (за редкими праздниками). Что могло спровоцировать такой рост? Или возможно, дело в неверном измерении. Может ли в целом быть такой рост за 1,5 года, как-то очень высокий темп получается. Мне 42 года сейчас, холестерин, глюкоза в норме. Давление пониженное 90/60. И надо ли при таких показателях начинать пить курсами статины + сартаны (если надо , то комплекса розувостатин+ телмисартан по 20 мг 1 раз в день на 1 мес. будет достаточно?). Спасибо за ответ.

    1. Дмитрий Веремеенко
      29 ноября 2020, 00:22

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Если вы измеряли в разных местах, либо у разных специалистах, на разных приборах, то это просто разные методики измерения, а не реальные изменения КИМ

  12. Павел
    05 июля 2020, 16:01

    Дмитрий, добрый день. Имею результаты УЗИ сонных артерий.
    Справа: Диаметр 6,8мм. стенка до 1,4 мм у бифуркации, ЛСК 115 см/с
    Слева: Диаметр 6,7мм., стенка до 1,4 мм у бифуркации, ЛСК 107 см/с
    В заключении написано эхографические признаки нестенозирующего атеросклеротического поражения БЦА.
    Веду полностью здоровый образ жизни (питаюсь максимально правильно, спорт-постоянно в неделю 3-5 раз), но на протяжении 8 лет был постоянно повышен холестерин ЛПНП 4-4,6 ммоль/л. Общий от 5.8 до 7 был. С реактивный белок всегда 0,4-0,5. Давление в норме 115/70 (если не нервничаю при измерении). На протяжении 6 лет пил антидепрессанты. К моменту прохождения УЗИ пить их уже перестал.
    Все значимые анализы у меня согласно Вашим рекомендациям в отличном диапазоне.
    Консультировался в германии у профессора, назначил мне постоянно Розувастатин 5мг.
    После этого несколько раз сдавал липидный профиль: холестерин ЛПНП стал 2-2,16 ммоль/л. Общий 4 ммоль/л.
    Пью уже 1,5 года розувастатин.

    Есть ли какая-нибудь взаимосвязь толщины КИМ с диаметром и ЛСК?
    Насколько мои результаты УЗИ отражают проблемы с артериями, вроде же ЛСК высокий, но КИМ до 1.4 мм?
    Получается если диаметр 6,7 а толщина в самом проблемном месте 1,4 , то просвет 5,3 мм. Я сравниваю с Вашими результатами (История моего «нестарения» или, как я вовремя не дал себе состариться) то у вас просвет 5,4 мм. Насколько значимым является эти показания? Ведь по логике, чем больше просвет, тем лучше крови двигаться по сосудам.
    Какое исследование стоит пройти для более точного отражения состояния сосудов и стоит ли?

    1. Дмитрий Веремеенко
      05 июля 2020, 19:27

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Я мерил с отступом от зоны бифуркации на 2 см, а вы зоне бифуркации. Вам нужно померить с отступом.

      1. Павел
        05 июля 2020, 19:59

        То есть измерение в зоне бифуркации не отражает реальную толщину КИМ?

        1. Дмитрий Веремеенко
          06 июля 2020, 02:37

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          да

  13. Анатолий
    17 июня 2020, 20:29

    Здравствуйте. В проведённом УЗИ-исследовании моих сонных артерий показано , что толщина КИМ составляет у меня 1.2 и 1.3 мм. В заключении указано, что нормой является значение 1,0мм. А в этой статье Вы отмечаете, что наилучшее значение толщины меньше 0,6.
    Что является более верным и как относиться к моим показаниям? А в устье подключичной артерии замечена атеросклеротическая бляшка, стеноз 25-30%. Что с этим делать? Буду признателен за разЪяснения. Мне 80 лет, но проблем с сердцем и давлением нет, лекарств никаких не принимаю.

    тическая бляшка, стеноз 25-30%

    1. Дмитрий Веремеенко
      30 июня 2020, 06:33

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Смотрите видео – в нем все ответы
      https://nestarenie.ru/kak-omolodit-sosudyi.html

  14. Viktar
    22 мая 2020, 12:08

    Дмитрий, за полгода регулярных кардио-тренировок и соблюдения прочих рекомендаций по питанию и препаратам КИМ уменьшился с 0.76 до 0.60, но в бифуркации левой ОСА определилось локальное утолщение до 1.3 с нарушением дифференцировки на слои. Это может быть связано с физическим повреждением (тренировки по ударной технике) или что может быть причиной и что с этим делать?

    1. Дмитрий Веремеенко
      22 мая 2020, 23:39

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Вы измеряло в одном и том же месте и у того же специалиста?

      1. Viktar
        23 мая 2020, 08:49

        “Вы измеряи в одном и том же месте и у того же специалиста?” – Да

        1. Дмитрий Веремеенко
          26 мая 2020, 04:28

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Скорее всего обратите внимание на свои нагрузки физические

  15. Mikhail
    30 апреля 2020, 11:17

    а велоспорт, походы в горы как же? и что лучше все же – 3 дня голодания в месяц или 5 дней FMD?

    1. Дмитрий Веремеенко
      30 апреля 2020, 13:05

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      3 дня голодания равны 3 дням FMD. 5 дней голодания равны 5 дня FMD

    2. Виктор
      09 июня 2021, 10:50

      А посчитайте колораж на выходе из голода! Там как раз схема FMD в полный рост.Т.е. 3 дня голода + 2-3 выхода=5-6 FMD!
      Дмитрий, такая калькуляция уместна?

      1. Дмитрий Веремеенко
        10 июня 2021, 22:33

        Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
        Отрезайте у ссылок http:

        раскройте

  16. Сергей
    19 апреля 2020, 22:49

    Здравствуйте, результаты узи шейный артерий делал впервые
    цветовое дуплексное сканирование внечерпных отделов брахиоцефальных артерий
    Коммплекс интим-медия ОСА:
    справа- 0,7мм
    слева -0,6мм
    КИМ в проекции бифуркации слева до 1,0мм, справа до 0,9мм.
    КИМ в устье подключичной артерии справа до 1,3мм.
    Везде разные значения КИМ, непонятно какие конкретно нужно сравнивать с нормой и насколько они отличаются от нормы. Мне 32 года

    1. Дмитрий Веремеенко
      04 мая 2020, 21:52

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      в проекции бифуркации – не нужно.
      А так брать большее значение – 0,7 мм

  17. Петр
    03 марта 2020, 10:46

    Сделали Узи.
    Вот результат – справа в области устья ВСА отмечается локальное утолщение КИМ, формирующее до 60% стеноз по площади и диаметру. Мне 34 года, что с этим делать. Более обидно то, уже за год дважды прошел цикл омоложения сердца и сосудов…

    1. Дмитрий Веремеенко
      08 марта 2020, 07:08

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Омоложение подразумевает питание с низкой гликемической нагрузкой и бег трусцой

      1. Mikhail
        30 апреля 2020, 11:17

        а велоспорт, походы в горы ка же? и что лучше все же – 3 дня голодяния в месяц или 5 дней FMD?

        1. Дмитрий Веремеенко
          30 апреля 2020, 13:06

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          а велоспорт, походы в горы ка же – уточните вопрос

  18. Анна
    26 февраля 2020, 09:46

    Дмитрий, здравствуйте! Мне 52 года. ИМТ19,3. Холестерин общий 5.36, ЛПВП 1,48. Причем, пол года назад эти показатели были в номе. Сделала КИМ – 1,1! Не ожидала. Остальные анализы норм, в т.ч. С-реактивный белок. Только ИЛ6 – 6 ( в нашей лаборатории норма до 10?) Спорт по жизни в умеренном объеме, почти без углеводное (быстрые) питание. Стоит ли мне принимать, соблюдая рекомендации по питанию и спорту, валсартан 20+ флувастатин 20 курсами? Мой аллгоритм дает только розувастатин 10 , в месяц мозга.

    1. Дмитрий Веремеенко
      26 февраля 2020, 15:39

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Алгоритм думает также, как и я

  19. Сергей
    12 февраля 2020, 14:32

    Дмитрий подскажите, сделал УЗИ сонных артерий – заключение: КИМ в правой СА до 1.0 мм. Признаки начальных атеросклеротических изменений БЦА без формирования атеросклеротических бляшек на видимом участке артерий. Что это значит?
    Из чего состоят этапы анти старения сосудов по вашей схеме?

    1. Дмитрий Веремеенко
      13 февраля 2020, 05:38

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Это значит сосуды стареют.
      Измените образ жизни и процесс пойдет вспять.

  20. Дмитрий Г.
    20 января 2020, 16:38

    Сделал дуплексное сканирование сосудов шеи первый раз

    Результат:
    Комплекс интима-медиа с частичной утратой дифферецировки на слои, не утолщен -0,5-0,6 мм.
    В области бифуркации ОСА справа не утолщен- 0,7мм
    В области бифуркации ОСА слева утолщен до 0,95 мм
    В области бифуркации брахиоцефального ствола утолщен до 1,1мм
    Внутрипросветных образований не выявлено

    Какое значение вводить в алгоритм?

    1. Дмитрий Веремеенко
      20 января 2020, 18:32

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      0,5. Однако утрата дефференцировки – тревожный сигнал. И измерение до десятых – возможно прибор не очень точный. Введите лучше 0,6 мм

    2. Виталий
      11 апреля 2022, 18:26

      После узи шеи выявили проявления нестонизирующего атеросклероза бца. Ким – 1.2мм. Мне 36 лет. Ожирением не страдаю. Недавно начало подниматься давление преимущественно диастолическое 125/95 135/105. Головокружения и нарушение походки.
      Подскажите можно ли уменьшить Ким артерий препаратами и диетами или уже поздно “пить боржоми”? Спасибо.

      1. Дмитрий Веремеенко
        11 апреля 2022, 20:14

        Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
        Отрезайте у ссылок http:

        Можно. Читайте здесь
        https://nestarenie.ru/kak-omolodit-sosudyi.html

  21. Анна
    26 декабря 2019, 15:40

    Дмитрий, Я Женщина 32 года, КИМ 0.51, HOMA-IR 0.7 , ИМТ 19.1. Вопрос вот в чем: сколько и какие мне можно в неделю сладостей (шоколада, зефир, пастила, конфеты) себе не во вред. Иногда уж очень хочется 🙂

    1. Дмитрий Веремеенко
      12 января 2020, 23:25

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Любые иногда можно

    2. Виктор
      09 июня 2021, 10:23

      Наверное шоколад!! Черный и побольше какао в нем))))) Я такой же как вы. Нашел лазейку шоколад от 72%. Ведь если можно до 2 чашек какао в день то почему нельзя шоколад от72%

  22. Дима
    25 ноября 2019, 17:42

    Всем хорошего здоровья!
    Делюсь своим опытом уменьшения КИМ.
    За 1,5 года результаты изменились в лучшую сторону – применялась только диета, без лекарств. Физкультура была и до и после одинаковая:
    Было:
    КИМ лев. – 0,67
    КИМ пр. – 0,69
    в зоне бифуркации 0,8мм.
    Стало:
    КИМ лев. – 0,5
    КИМ пр. – 0,5
    в зоне бифуркации 0,7мм.
    Какая диета:
    В течении 4 мес. питался через сутки, т.е. один день ел, второй день голодал;
    В течении 1 года питался 1 раз в сутки после 16.00.

  23. Игорь
    20 ноября 2019, 14:51

    Дмитрий, добрый день, хотел спросить совета: мне 66 лет, физическая форма хорошая, давление в пределах нормы, холестерин в норме, диабета нет, но КИМ – 1.3 – 1.5. И это значит, что у меня атеросклероз. Наследственность в этом смысле не очень хорошая, хотя мои родители дожили до 85 оба. Что посоветуете? Спасибо!

    1. Дмитрий Веремеенко
      21 ноября 2019, 07:00

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Питание с глюкометром и бег трусцой

      1. Игорь
        21 ноября 2019, 15:20

        Дмитрий, я хотел попробовать пройти курс с 2.5 мг розувастатина + 10 мг телмисартана+ остальное по Вашему списку. Рекомендуете это прибавить к бегу трусцой?

        1. Дмитрий Веремеенко
          22 ноября 2019, 08:07

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Без аэробных нагрузок и специального питания, статины могут не сработать

  24. Наталия
    14 ноября 2019, 20:06

    Дмитрий, посоветуйте, какое исследование на данный момент является самым современным и точным для определения КИМ и в чем разница между допплерографией сонных артерий, дуплексным или триплексным сканированием. Что выбрать?

  25. Валерий
    28 августа 2019, 20:14

    Добрый день. Переделал УЗИ БЦА в другой клинике и результаты здесь в таком формате:
    Толщина комплекса интимамедиа:
    Общая сонная артерия:
    Справа 0.6 мм, в КБ 0.8 мм, интима без особенностей, АСБ не выявлены
    Слева 0.7 мм, в КБ 0.8 мм, интима без особенностей, АСБ не выявлены
    Подскажите пожалуйста, что может означать “КБ”? Гуглил и не смог найти. Хочу понять на какое мне значение нужно смотреть. В январе было по 0.8 с обеих сторон (никакого КБ в тех результатах не было) и интересно узнать, уменьшилась толщина или нет.

    1. Дмитрий Веремеенко
      28 августа 2019, 20:56

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Узнайте в клинике. В разных клиниках могут быть разные условные обозначения.

  26. Дмитрий Веремеенко
    03 августа 2019, 04:18

    Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
    Отрезайте у ссылок http:

    Вот она причина атеросклероза, а не холестерин.
    Перепроизводство эластина в стенках сосудов, способствует развитию атеросклероза “overproduction of elastin in vascular walls contributes to the development of atherosclerosis. VGVAPG is an elastin peptide fragment that is chemotactic for both monocytes and fibroblasts.” VGVAPG приводит к миграции гладких мышц, что приводит к утолщению сосудистой интимы и развитию сосудистых заболеваний, а также имеет последствия в прогрессировании рака через несколько механизмов “VGVAPG resulting in smooth muscle migration, leading to vascular intimal thickening and development of vascular disease and also has implications in cancer progression through several mechanisms”

    ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26562801

    Это к тому, что не бляшки в сосудах смотреть нужно, а толщину КИМ. Бляшка сегодня есть, а завтра нет. А КИМ показывает в общем как в сосудах идут процессы старения.

  27. Владимир
    18 июля 2019, 09:55

    В 2015 делал узи, комплекс был 0,9 с обеих сторон. Вчера сделал- слева 0,8-09, справа- 0,5. Врач мерила отступив 1см от зоны бифуркации. Последний год старался соответствовать плану №4, статины+сартаны пил последний раз 7мес назад. Надо было в июне начинать снова, но решил вначале сдать анализы, чтобы прогнать через алгоритм.

  28. Алексей
    09 июля 2019, 13:28

    Здравствуйте.
    У меня отец проходил обследование по КИМ и у него обнаружено 75% забитости холестериновыми бляшками,сосудистый хирург назначил операцию.
    Но вот сам отец не спросил – можно ли по средством питания,правильной кардионагрузки и препаратов повлиять на ситуацию,и через 3 месяца сделать повторное УЗИ КИМ…а теперь запись может быть только аж через месяц.
    Скажите ,стоит ли найти врача для повторной консультации,чтобы он порекомендовал правильный подход в питании,физ.нагрузках и препаратов? или в данная ситуация слишком запущена и лучше идти на операцию сразу?

    1. Дмитрий Веремеенко
      09 июля 2019, 17:30

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Операция конечно. А после операции уже образ жизни, чтобы предупредить новое.

      1. Алексей
        09 июля 2019, 17:49

        хорошо,благодарю за совет

  29. Сергей
    13 июня 2019, 16:54

    Дмитрий, врач измерил КИМ 0,94 в зоне бифуркации. На рисунке (отмечено крестиками) видно, что это самый толстый участок комплекса:

    i.imgur.com/nBhr5H1.png

    Вы писали, что измерять КИМ нужно в 1.5 см от области бифуркации. Я правильно понимаю, что нужно отложить 1.5 см вправо от крестиков и измерить КИМ там?

    1. Дмитрий Веремеенко
      14 июня 2019, 01:50

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Да.

  30. Жанна
    22 мая 2019, 04:15

    Дмитрий, добрый день, в своём дуплексе не нашла значение КИМ, есть ТИМ- это тоже самое?

    1. Дмитрий Веремеенко
      22 мая 2019, 16:53

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      ТИМ – Толщина Интим Медиа
      КИМ – Комплекс Интим Медиа
      Это одно и тоже

  31. Oleg
    20 мая 2019, 19:30

    Добрый день. Прошел обследование, вот так мне врач написал:
    “Справа
    ОСА. Диаметр общей сонной артерии 5.8 мм (норма), ТИМ 0.6 мм (норма до 1 мм), уплотнена, дифференцировка сохранена, скорость кровотока 104 см.сек. (норма), ход сосудистой стенки прямолинейный.
    В области бифуркации на задней стенке утолщение КИМ до 1.3 мм.
    НСА. Диаметр наружной сонной артерии 3.4 мм (норма), скорость кровотока 90 см.сек. (норма), ход сосудистой стенки прямолинейный, спектрограмма кровотока не изменена.
    ВСА. Диаметр внутренней сонной артерии 4.1 мм (норма), скорость кровотока 87 см.сек. (норма), ход сосудистой стенки прямолинейный, спектрограмма кровотока не изменена.
    ПА. Устье свободно.
    Сегмент V 1: скорость кровотока 63 см. сек. (норма), диаметр 3.0 мм (норма), ход сосудистой стенки прямолинейный, спектрограмма кровотока не изменена.
    Сегмент V 2: скорость кровотока 52 см. сек. (норма), диаметр 3.1 мм (норма), ход сосудистой стенки прямолинейный, спектрограмма кровотока не изменена.
    Сегмент V 3: – скорость кровотока 60 см. сек. (норма), диаметр 3.0 мм (норма), ход сосудистой стенки прямолинейный, спектрограмма кровотока не изменена.
    Поворотная проба на уровне V 2,3 – отрицательная.
    Умеренная непрямолинейность хода обеих позвоночных артерий в сегменте V1 и V2.
    Правая подключичная артерия. Диаметр артерии 7.1 мм (норма), скорость кровотока 120 см.сек. (норма), спектрограмма кровотока не изменена. В проксимальном отделе на нижней стенке утолщение КИМ до 1.6 мм.
    Заключение: Признаки атеросклероза брахиоцефальных артерий.”

    Правильно ли я понимаю, что КИМ у меня 1,3мм? Но выше вы писали, что правильно измерять КИМ нужно в 1-2 см от области бифуркации, а в заключении измерено именно в области бифуркации. Получается не верные данные в этом обследовании? Что вы можете сказать по этому обследованию? Врач, который обследовал, говорит , что для возраста 45 лет все нормально, бывает и хуже.

    общий холестерин – 6,35
    ЛПНП – 4,94
    ЛПВП – 0,85
    Триглицериды – 1,12
    Коэф.атерогенности – 6,47

    1. Дмитрий Веремеенко
      21 мая 2019, 04:07

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Нужна левая и правая общие сонные артерии.
      И не в зоне бифуркации.
      У Вас справа КИМ 0.6 – это на границе нормы.
      Нет данных, как слева.
      Справа все ок.

  32. Валерий
    19 марта 2019, 17:54

    Добрый день. Для снижения толщины ким выхожу потихоньку на уровень 300 минут бега трусцой в неделю (пять дней по часу). Но с апреля по ноябрь с другом будем кататься на великах и думаю надо это учитывать чтобы не перетренироваться. Как думаете, считать 1 час бега трусцой = 1 час велосипеда, или вел легче/сложнее и нужно ввести коэффициент? Понятно что точно нельзя сказать, но интересует ваше мнение как бы вы считали.

    1. Дмитрий Веремеенко
      20 марта 2019, 00:44

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Да. Никаких урэф. Но следить за пульсом.

  33. Роман
    07 февраля 2019, 13:14

    Спасибо. Я долгое время вегетерианил и много голодал длительно.

    Как попробовать сократить бляшку?
    Таурин
    Никотиновая кислота
    Кардио от 30 мин ежедневно
    Умеренно насыщенных жирных кислот
    Так?

    1. Дмитрий Веремеенко
      07 февраля 2019, 13:22

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      https://nestarenie.ru/stvolovyie-kletki-dlya-lecheniya.html

  34. Роман
    03 февраля 2019, 13:41

    Добрый день, Дмитрий.
    Мне 36. КИМ слева <0.6, КИМ справа < 0.6, но есть локальная бляшка 1.1-1.3.
    Насколько это критично и что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию с этой бляшкой?
    Благодарю.

    1. Дмитрий Веремеенко
      05 февраля 2019, 17:16

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Следите за КИМ

  35. Валерий
    08 января 2019, 20:05

    Дмитрий, добрый день. Впервые сегодня сделал узи бца и толщина КИМ ОСА с обеих сторон по 0.8. И это при том что мне 24 года и имт 23. Хотя даже отец, которому 56 и имт 29, имел толщину КИМ ОСА по 0.7 (сейчас, после 4 циклов fmd он скинул почти весь лишний вес – может ещё лучше стало). Уж очень меня это всё растроило, поэтому прямо с сегодняшнего дня начал следовать всем рекомендациям (до этого следовал частично, но гиподинамия была однозначно и ещё пару моментов). Как думаете, через какое время мне повторно сделать узи бца для сравнения? Потом отпишусь как перепроверю – вам для статистики.

    1. Дмитрий Веремеенко
      08 января 2019, 22:30

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Через пол года

  36. Игорь
    11 ноября 2018, 18:34

    Дмитрий, на какой результат обращать внимание, на толщину КИМ ОСА или КИМ ОСА в зоне бифуркации?

    1. Дмитрий Веремеенко
      15 ноября 2018, 11:24

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      НА толщину КИМ при отступе от зоны бифуркации на 2 см (или хотяб на 1 см), как средне арифметическое толщины КИМ задней и передней стенки сонной артерии.

  37. Руслан Хафизов
    05 сентября 2018, 23:01

    Дмитрий, здравствуйте.
    Обновились рекомендации по ведению артериальной гипертонии Европейского общества кардиологов и Европейского общества по артериальной гипертонии.

    В этом предварительном обзоре, написано следующее: “Не имеет прогностического значения изменение толщины интимо-медиального слоя сонных артерий.”
    ossn.ru/news/rekomendatsii-po-vedeniyu-arterialnoy-gipertonii-evropeyskogo-obshchestva-kardiologov-i-evropeyskogo/

    Не могли бы вы прочитать и оценить пункт, посвященный комплексу интим-медиа в этих рекомендациях, и написать, изменилось ли видение значения этого параметра для нас.
    Вот полный текст рекомендаций, представленный на 28-й научной встрече Европейского общества гипертонии в Барселоне:
    academic.oup.com/eurheartj/article/39/33/3021/5079119

    1. Дмитрий Веремеенко
      06 сентября 2018, 19:59

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15760471
      Обновились рекомендации по ведению артериальной гипертонии Европейского общества кардиологов и Европейского общества по артериальной гипертонии.
      В предварительном обзоре, написано следующее: «Не имеет прогностического значения изменение толщины интимо-медиального слоя сонных артерий.» http://ossn.ru/news/rekomendatsii-po-vedeniyu-arterialnoy-gipertonii-evropeyskogo-obshchestva-kardiologov-i-evropeyskogo/

      ———————————————————-

      Эти рекомендации опираются на мета-анализ 2010 года (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21126642), который делает заключение, что терапия по снижению темпов прогрессии утолщения КИМ не снижает частоту ССЗ.

      ———————————————————-

      Однако речь идет о замедлении прогресса, а не об откате. Но не это самое главное. Самое главное, что в дальнейшем данный мета-анализ подвергся официальной критике, как некорректный, и вот почему:

      1. Для статистической обработки данных в этом мета-анализе использовали метод регрессии, который некорректен для определения такой связи. Технология измерения КИМ не стандартизирована. В разных исследованиях КИМ мерили по разному. Тем более, что в тех исследованиях где использовались одинаковые технологии измерения, была показана зависимость прогресса КИМ и событий, связанных с ССЗ. В данном мета-анализе также учитывались данные из лабораторий, где качество измерения КИМ оставляло желать лучшего, и повторные измерения могли давать разные значения. Поскольку мета-анализ свел воедино разные технологии измерения, то выводы из данного мета-анализа вообще не о чем!!!

      2. Вторая проблема данного мета-анализа – короткий период наблюдения, недостаточный для выявления связи. Многие исследования в рамках данного мета-анализа наблюдали прогрессирование КИМ в более короткие сроки (всего 1-2 года), чем обычно необходимые для наблюдения различий в частоте сердечно-сосудистых событий. Для наблюдения необходим срок от 2-х лет и значительно более.

      3. В данном мета-анализе было много недостающих данных, не позволяющих сделать заключение.

      4. В мета-анализ вошли в том числе исследования, где терапия толщины КИМ проводилась с помощью гормональной терапии. А выбор средства очень важен. Так известно, что снижение гликированного гемоглобина метформином и комплексом положительных средств снижало смертность. А снижение гликированного гемоглобина инсулином повышало смертность. И в данном мета-анализе не был проведен анализ того, какие средства для терапии КИМ, как влияли. А ведь, например, лечение гормоном роста может улучшать факторы риска ССЗ, но повышать смертность от ССЗ у возрастных людей.
      
Вот документ с критикой данного мета-анализа
      http://nestarenie.ru/2291_2_full.pdf

      Примечательно, что другой мета-анализ, сфокусированный на высококачественных исследованиях терапии КИМ только лишь статинами, пришел к иному выводу.
      ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15760471

  38. Юрий
    11 августа 2018, 19:24

    Сделал замеры толщины КИМ. С одной стороны 0,5, с другой 0,9. Мне 55 лет. Это нормально?

    1. Дмитрий Веремеенко
      11 августа 2018, 21:20

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Так бывает. Обращать внимание нужно на 0.9

  39. Irina
    24 июля 2018, 18:56

    Дмитрий, только в прошлом году нашла Ваш сайт, так бы результативнее начали! спасибо за ВАШ ТРУД!

    в 2015 у мамы был КИМ – 0,8, без бляшек, но на фоне врожденной извитости сосудов, отсюда и головокружениями мушками и тд. ещё начавшийся остеохондроз вдобавок. это был порочных круг врачей, каждый противоречил друг другу. тогда я еще не знала про этот сайт. все врачи только охали сочувственно, успокойтесь – половина так ходит. короче, всем на тебя наплевать. В итоге, я взяла на себя риск не следовать рекомендациям одного врача, а собрала воедино всё, что нашла в разных более менее проверенных источниках про эти диагнозы и мы начали лечение:
    1 – прошли курс сартана и розувастатина в каком-то дорогом иностранном препарате (я наивно полагала, что он легче переносится)
    2 – курсы омега 3 – 1-2 р в пол года
    3 – регулярно имбирь и чеснок
    продолжать второй курс статина не стали, тк от него было плохое самочувствие – то в желудке, то в печени.хотя и то, и другое без проблем.
    4 – почистили питание от жареного, включили зелени много (полюбили рукколу и шпинат, на которые раньше смотреть не могли), но немного вредных углеводов она всё равно оставила, не удалось убедить убрать это полностью
    5 – после статинов всё время пили аспирин (магникор или кардиомагнил) по 75-150 мг в день, с перерывами максимум на 1 мес. я это не контролировала, но мне кажется она почти без перерыва пила
    6 – облегчили остеохондроз (кроме уколов вит Б и дурного диклофенака) закрыли вопрос покупкой аппликатора Ляшко (Кузнецова тоже помогал, но не так быстро!), а также купили микровибрационный массажер с разными насадками (не слабенький китайский, а большой более профессиональный с разными уровнями силы). улучшение также дало уменьшение соли, которой раньше было много

    спустя 2 года, в декабре 2017 сделали повторно КИМ – 0,6. Результат даже за 2 года я считаю очень крутой, учитывая, что минимальные затраты и силы. проверили также вены, артерии, ноги. из-за операции в пошлом по удалению вен нужно было убедиться, что варикоз не вернулся и тромбов нет. продолжаем чистить питание, занимаемся печенью, самочувствие, конечно не сравнить! уже нет и этих головокружений и тд. конечно, извитость сосудов никуда не делась, на хирургию она не пойдёт. пока решаем проблему курсами пирацетама с винцепотином, но вопрос остается открытым.

    Нова проблема – неожиданно развился артроз в колене, ну полагаю,она просто не обращала внимание, нестабильный коленный и голеностопный сустав, обострился ревматоидный артрит. мы бежим за поездом здоровья и долголетия! но не отчаиваемся и продолжаем пытаться. сейчас пьём витамин К2-МК7, Глюкозамин сульфат, подключаем витамин Д с кальцием, запланировано курортное лечение, ещё мы делаем бишофитовые и димексидовые компрессы. возможно это не помогает кардинально, но отек спал. а вместо назначенного врачем мелоксикама – диацереин пьём, который в отличии от первого переносится очень легко. за 3 недели вот и боли почти не беспокоят. только нестабильность колена осталась, сустав как будто ходит. на что врач сделал круглые глаза и сказал, что нам это тлько кажется, хотя при ходьбе четко ощущается ,что сустав с щелчком как будто возвращается на место. пока ищу другого специалиста, что очень не просто.

    Если знаете, что ещё можно применить в борьбе с артрозом в нашем случае, буду благодарна за ответ,слышала капельницы какие-то есть, порекомендуйте смело, в любом случае это всё будет обсуждаться с новым врачом! просто хочется быть подготовленной.

    1. Дмитрий Веремеенко
      24 июля 2018, 19:18

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Лечебная физкультура

  40. Gala
    29 мая 2018, 10:59

    Дмитрий, в интерпретаторе на вашем сайте есть вопрос про скорость пульсовой волны.
    1) Насколько необходимо дать ответ на этот вопрос?
    2) Где можно измерить скорость пульсовой волны?

    1. Дмитрий Веремеенко
      29 мая 2018, 23:28

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Если Вы не делали этот анализ, то у Вас всегда есть возможность ответить не знаю – 3.

      1. Gala
        30 мая 2018, 13:29

        Дмитрий, а где делают этот анализ?

        1. Дмитрий Веремеенко
          01 июня 2018, 02:18

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          dnkom.ru/analizy-i-tseny/analizy-po-razdelam/diagnostika-stareniya/open-longevity-ol

  41. Игорь
    27 мая 2018, 15:37

    Дмитрий, добрый день! С точки зрения динамики жидкости смотреть толщину КИМ не имеет смысла, важнее просвет сосуда и давление в нем. Имеются ли исследования на этот счет, может быть есть маркеры вроде Просвет Сосуда\Давление в Сосуде или Просвет\Скорость Крови? Сосуды же у всех разного диаметра как снаружи, так и внутри. У кого-то КИМ больше 1 мм, но просвет зато большой, а у кого-то 0.6, но просвет маленький…

    1. Дмитрий Веремеенко
      29 мая 2018, 23:54

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      При определении КИМ специалист смотрет и разделение на слои и скорость кровотока.

  42. Ольга
    17 мая 2018, 16:42

    Мой индекс 18.я хожу 10000шагов.плаваю пол года ежедневно.стоит ли немного увеличить доза статинов-например-телмисортан не 20 ,а 40.на мое давление это никак не действует?что лучше телми или валз?доза 40 мг телми эквивалентна 80 мг валсартана?

    1. Дмитрий Веремеенко
      19 мая 2018, 16:32

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      НЕ стоит.

  43. Ольга
    11 мая 2018, 12:04

    Дмитрий,здравствуйте.посоветуйте,пожалуйста,как в моем
    Случае уменьшить ким(0.9).все анализы биохимии хорошие-холестерин -3.1,триглицериды’0.72,глюкоза 4.6,ферритин46.2,с-реакт.белок-0.14,

    Давление о 120-130/85-95….
    Диета обычная,без излишеств,все в меру

    Можно ли пить сартан-статин курсами?
    Какие еще эффективные меры можно предпринять?

    1. Дмитрий Веремеенко
      14 мая 2018, 04:39

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Нужно статины + сартаны + похудеть до индекса массы тела 23, а также бегать или плавать медленно 150 минут в неделю – это все делать нужно комплексно. ТАкже к этому питаться без быстрых углеводов

  44. Алекс
    15 апреля 2018, 12:51

    Подскажите, в исследование “УЗДГ сонных артерий” всегда входит измерение толщины КИМ? Или надо специально просить врача?

    Мне в Москве сделать исследование – не проблема, а родителям в регионах сложнее. В регистратуре не разбираются, просто смотрят в прейскурант и говорят “УЗДГ сонных артерий делаем, а интима-медиа не делаем”.

    1. Дмитрий Веремеенко
      15 апреля 2018, 16:56

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Я уточнял такой вопрос. Обычно я всегда спрашиваю именно ким.

  45. Вика
    13 февраля 2018, 12:40

    Дмитрий, добрый день.

    В вашем комментарии от 09.02.2018 вы написали про возможную комбинацию препаратов. Например в сутки 40 телми, 12,5 карведилол, и 5 амлодипин. И плюс 10 мг розувастатина. Какая длительность приёма имеется в виду? Надо ли принимать Q10 при такой схеме? И как правильно их пить, все вместе или разнести на утро/вечер? Важно ли,чтобы статин употреблялся вместе со сартаном? Просто врач назначила похожее лечение моему мужу, но статин вечером по её схеме принимается отдельно от остальных препаратов. А в теме по омоложению сосудов вы рекомендовали совместный приём. Очеь хочется знать ваше мнение, важно это или нет.

    1. Дмитрий Веремеенко
      13 февраля 2018, 22:28

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      В этом комментарии только инфа про возможное применение не более. Рекомендаций давать не могу

  46. Olga_
    09 февраля 2018, 15:32

    Подскажите, пожалуйста, куда нужно обратиться, чтобы провести исследование толщины КИМ сонной артерии. В районную поликлинику? В ИНВИТРО? В кардиоцентр? В медицинский центр, где есть соответсвующее (какое именно?) оборудование? Живу, к сожалению, не в Москве.

  47. Виктория
    09 февраля 2018, 14:53

    Дмитрий, здравствуйте! А какие еще могут быть способы кроме фармакологии для снижения толщины КИМ? Например бег трусцой и ФДМ диета могут повлиять положительно на толщину КИМ?

    1. Дмитрий Веремеенко
      09 февраля 2018, 15:14

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      У людей с ожирением, потеря веса (-16 кг) снижает комплекс интим медиа-сонных артерий (КИМ) на 0,03 мм за 2 года. ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/2802. Длительное низкокалорийное питание в течение 2-х лет снижает толщину КИМ артерий на 40% pnas.org/content/101/17/6659.  3-х месячный курс лекарственной терапии телмисартаном 20-40 мг + розувастатина 20 мг снижает КИМ на 0.05 мм у больных гипертонической болезнью ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24495792. Медленный бег трусцой 150 минут в неделю в течение 6 месяцев снижает КИМ на 0.03 мм ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24779748. Бег трусцой 5-6 часов в неделю в течение 12 месяцев вызывал регресс большей части коронарной бляшки ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8335816.

      1. Павел Комаровский
        09 мая 2018, 23:05

        В статье pnas.org/content/101/17/6659 речь несколько о другом: люди, практикующие низкокалорийное питание в среднем 6 лет, имеют толщину КИМ на 40% меньше, чем у здоровых людей аналогичного возраста на обычной американской диете. Но это не значит, что переход на низкокалорийное питание снижает толщину КИМ – тот же эффект может наблюдаться, если такая диета просто замедляет утолщение КИМ с возрастом.

        Кроме того, низкий размер выборки (18 vs 18 человек) и отсутствие рандомизации позволяет усомниться в том, что авторы аккуратно вычистили все возможные confounding factors – по крайней мере, в тексте они нигде прямо об этом не говорят. Уверен, что люди, состоящие в Caloric Restriction Optimal Nutrition Society наверняка гораздо более активно практикуют ЗОЖ (физическая активность, отсутствие вредных привычек), чем среднестатистические американцы – вполне вероятно, что намерянные различия в маркерах обусловлены именно этими факторами. Вообще, исследование методологически выглядит достаточно сомнительно с научной точки зрения.

        1. Дмитрий Веремеенко
          14 мая 2018, 04:51

          Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
          Отрезайте у ссылок http:

          Это значит, что переход на низкокалорийное питание снижает КИМ.
          Потому, что я дублирую это исследование другими исследованиями, где это подтверждается. Суди не по одному исследованию, а по обзору, чтобы видеть картину в целом.

  48. Дмитрий Веремеенко
    09 февраля 2018, 12:16

    Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
    Отрезайте у ссылок http:

    Комбинация сартана (прила) и баб (и особенно в сочетании с аторва) будут лучше контролировать давление через разные механизмы и снижать толщину КИМ при длительном приеме.
    Например в сутки 40 телми, 12,5 карведилол, и 5 амлодипин.
    И плюс 10 мг розувастатина.
    Бета-блокаторы усиливают действие иАПФ
    ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/11240846

  49. Жаклина
    02 февраля 2018, 17:18

    Дмитрий, добрый вечер. Подскажите Ваше мнение об алгоритме моих действий при следующих факторах: длительное время головные боли, 2010г. – ишемический инсульт с кратковременной потерей памяти и нарушением речи; хроническая усталость около 10-13 лет; ноги тоже давно болят, толщина стенки по результатам УЗДГ – 1,3мм. Холестерин в норме, ожирения и пагубных привычек нет, лет 10 соблюдаю диету, физически стараюсь давать себе посильную нагрузку (упражнения). Медикаментозное лечение дает кратковременное улучшение или вообще ничего. Лечение на уровне поликлинники, больницы и платных клиник субъекта – не помогает, боезнь прогрессирует, в н.вр. диагноз. – хроническая ишемия мозга 2 ст., остеохондроз, спондилез, протрузия и т.д. Год назад пришлось уйти с работы, но так хочется повысить качество жизни и вернуться в профессию.
    Что делать и куда двигаться? Ваше мнение, в т.ч. о толщине стенки (насколько это опасно и что с этим делать?). Спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко
      19 февраля 2018, 18:46

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Делайте все в точности так как написано здесь
      http://nestarenie.ru/bolezn-altsgeymera.html

  50. Andrew
    23 января 2018, 22:10

    На сайте ДНКОМ ошибка вроде бы: В норме средняя величина данного показателя в общей сонной артерии составляет 0,9±0,1 мм.
    dnkom.ru/analizy-i-tseny/analizy-po-razdelam/meditsinskie-uslugi/dupleksnoe-skanirovanie-sonnykh-arteriy-s-opredeleniem-tolshchiny-kompleksa-intima-media/?sphrase_id=6599

    1. Дмитрий Веремеенко
      23 января 2018, 23:10

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Это медицинские нормы – все верно. Нормы ОЛ иные

  51. андрей
    11 января 2018, 15:12

    подскажите на каком оборудовании лучше всего сделать УЗДГ

  52. Татьяна
    01 января 2018, 12:56

    Понятно, благодарю, Дима, за ответ!

  53. Татьяна
    31 декабря 2017, 10:44

    В инвитро делают узи артерий верхних конечностей и нижних конечностей – это не пойдет?

    1. Дмитрий Веремеенко
      31 декабря 2017, 20:02

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Нет

  54. Татьяна
    29 декабря 2017, 15:01

    Дмитрий, узи сонных артерий не делают в Инвитро и я живу не в Москве. Искать другую лабораторию?

    1. Дмитрий Веремеенко
      31 декабря 2017, 04:21

      Рекомендует только врач. Я не врач, но делюсь данными исследований.
      Отрезайте у ссылок http:

      Да