Тиреотропный гормон (ТТГ) или тиреотропин – это гормон, вырабатываемый гипофизом — маркер долголетия

С одной стороны даже при нормальных или пониженных в пределах нормы гормонах щитовидной железы (Т3 и Т4) и тиреотропном гормоне (ТТГ) в верхнем диапазоне нормальных значений (1.90–4.60 мЕд/л), вроде как повышается общая смертность, а также повышается смертность от рака и ССЗ. Такое состояние называют субклиническим гипотиреозом и часто назначают лечение. Но используемые для лечения субклинического гипотиреоза, большие и даже нормальные дозы йодо содержащих препаратов могут вызывать аутоиммунные заболевания щитовидной железы, тиреотоксикоз, зоб, гипотиреоз, а также рак щитовидной железы. В некоторых случаях, даже употребление йодированной соли может навредить. Но с другой стороны субклинический гипотиреоз связан с чрезвычайным долголетием, как у животных, так и у людей долгожителей. Снижение активности гормонов щитовидной железы при умеренно повышенном ТТГ (субклинический гипотиреоз), и, таким образом, низкий метаболизм, могут служить в качестве адаптивного механизма, чтобы предотвратить разрушающие процессы в пожилом возрасте и снизить смертность. Более высокие уровни гормонов щитовидной железы ускоряют старение. А гормоны щитовидной железы на нижней границе нормы замедляют старение. Чем ниже гормоны щитовидной железы в пределах нормы и выше ТТГ в пределах нормы, чем дольше живут млекопитающие.

С одной стороны даже при нормальных или пониженных в пределах нормы гормонах щитовидной железы (Т3 и Т4) и тиреотропном гормоне (ТТГ) в верхнем диапазоне нормальных значений (1.90–4.60 мЕд/л), вроде как повышается общая смертность, а также повышается смертность от рака и ССЗ. Такое состояние называют субклиническим гипотиреозом и часто назначают лечение.

1

Тиреотропный гормон, или ТТГ — тропный гормон передней доли гипофиза. ТТГ, воздействуя на специфические рецепторы, находящиеся на поверхности эпителиальных клеток щитовидной железы, стимулирует выработку и активацию гормона щитовидной железы тироксина (Т4)

По данным 8 летнего исследования 2008 года с участием 17 311 женщин от Норвежского Университета Науки и Технологии чем выше ТТГ, тем выше окисление плохого холестерина ЛПНП. Это может повышать риск развития атеросклероза при высоких маркерах воспаления, что отражается в утолщении комплекса интима медиа сонных артерий (КИМ). Даже при нормальных гормонах щитовидной железы (Т3 и Т4) ТТГ выше 1,5 мЕд/л повышает риск смертности от ишемической болезни сердца у женщин на 41%. А при ТТГ от 2,4 мЕд/л до 3,5 мЕд/л повышается смертность от ишемической болезни сердца у женщин на 69%. Но зависимость — не тоже самое, что причина. Возможно это следствие и не стоит это как-то лечить? Об этом узнаем дальше.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18443261

По данным 19 летнего исследования, опубликованного в 2016 году Национальным Центром Глобального Здравоохранения и Медицины (Токио, Япония), проведенного с участием 12 584 американских взрослых в возрасте ≥20 лет чем выше ТТГ, тем выше окисление ЛПНП. Это может повышать риск развития атеросклероза при высоких маркерах воспаления, что отражается в утолщении комплекса интима медиа сонных артерий (КИМ). Даже при нормальных гормонах щитовидной железы (Т3 и Т4) ТТГ в верхнем диапазоне нормальных значений (1.90–4.60 мЕд/л) был связан с более высокой общей смертностью, а также с более высокой смертностью от рака и ССЗ.  Заметим, что риск возникает только при высоких маркерах воспаления С-реактивный белок и Интерлейкин-6. А если воспаления нет, то риск не актуален.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27539006

ТТГ имеет тенденцию к увеличению с возрастом в процессе старения по данным 2017 года от Афинского Университета (Греция). Но имеет ли это отношение к рискам?

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28661207

1Исследование 2017 года от Университета Джонса Хопкинса делает выводы, что не каждое повышение уровня ТТГ связано с рисками смертности. Даже стойкое повышение ТТГ не гарантирует, что это плохо. Поэтому при повышенном ТТГ рекомендуется консультация эндокринолога. Если при этом наблюдаются повышение маркеров аутоиммунного процесса (АТ-ТГ и АТ-ТПО), то это одно. Но если эти маркеры в норме, только лишь повышен ТТГ в пределах нормы, и в норме, как мы увидели из предыдущего исследования, воспалительные маркеры (интерлейкин-6 и С-реактивный белок), то риски сомнительны.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28854871

Но используемые для лечения субклинического гипотиреоза, большие и даже нормальные дозы йодо содержащих препаратов могут вызывать аутоиммунные заболевания щитовидной железы, тиреотоксикоз, зоб, гипотиреоз, а также рак щитовидной железы. В некоторых случаях, даже употребление йодированной соли может навредить.

1Слева даны рекомендуемые ВОЗ нормы потребления йода в день, а также максимальные вроде как безопасные количества йода в сутки, рекомендуемые Европейскими и Американскими институтами. Но исследования не поддерживают безопасность применения доз йода выше суточных. Давайте посмотрим почему.

Добавки йода с помощью йодированной соли популярны во всем мире. Люди без назначения врача добавляют себе йод в пищу, следуя рекламе на телевидении. Однако профиль безопасности таких добавок под вопросом. Если врач назначил йод содержащие препараты при явном дефиците йода — это одно дело. Но иное дело — самолечение. Йод нужен беременным, так как дефицит йода может приводить к повреждению головного мозга у новорожденных. С одной стороны йод хорошо переносится большинством пациентов, даже когда принимается в больших количествах. С другой стороны воздействие больших количеств йода может приводить к дисфункции щитовидной железы у меньшей части населения. В исследованиях хорошо изучены йод-индуцированные заболевания щитовидной железы: аутоиммунные заболевания щитовидной железы, тиреотоксикоз, зоб йод-индуцированный, гипотиреоз и даже рак щитовидной железы. 

1Риск заболевания щитовидной железы может меняться в зависимости от уровня йода в организме. Если йода в организме мало (дефицит), то риск повышается. Если йода много, то тоже повышается. Йод должен быть оптимизирован. Важно, что риск заболеваний щитовидной железы в зависимости от содержания йода в организме зависит от возраста, пола, генетической предрасположенности, экологических факторов, принимаемых параллельно лекарств. 

В связи с этим, казалось бы, что добавки йода с помощью йодированной соли считаются безопасной стратегией профилактики дефицита йода. Тем не менее, существует свидетельство о йод-индуцированных заболеваниях щитовидной железы в районах с давней историей йод дефицита, где йодирования соль вводится в употребление или увеличена в рамках контролируемой профилактики национальных программ. Это же касается и новых источников йода в пищевых добавках (например, ламинарии, поливитамины). Было доказано, что содержание йода в таких добавках плохо регламентируется и часто превышает заявленные на маркировке количества. 

Исследования не находят выгоды потребления йода выше рекомендуемых ВОЗ суточных доз (см. табл. выше). Например, для взрослых ВОЗ рекомендует не более 150 μg йода в сутки. Тогда как уровень 600 μg йода в сутки и даже 1100 μg йода в сутки не безопасны. Более того. Если человек долгое время жил в условиях дефицита йода, то его щитовидная железа становится очень восприимчивой к йоду. И тогда даже очень маленькие дозы йода, намного меньшие, чем те, которые рекомендует ВОЗ, становятся эффективными, а нормальные уже не безопасными. Именно с этим связаны наблюдения, что в регионах, в которых для устранения дефицита стали давать йодированную соль, участились случаи тиреотоксикоза. 

Ссылки на исследования:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4383497
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4192807

В исследовании 1998 года от Университета Эссена (Германия) было показано, что у пациентов, проживающих в районах легкого дефицита йода, даже ежедневные дополнительные мини дозы йода (250 мкг в сутки) вызывают небольшие, но существенные изменения в функции гормонов щитовидной железы. 

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9703374

Кстати, литий полезен при тиреотоксикозе

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9217642

Для лечения дефицита йода следует опираться только на рекомендации врача, а не применять препараты йода бесконтрольно. Не нужно принимать в пищу даже йодированную соль без назначения специалиста.

Но с другой стороны субклинический гипотиреоз связан с чрезвычайным долголетием, как у животных, так и у людей долгожителей.

В 2009 году ученые из Университета Канзаса под руководством Гиль Ацмон опубликовали исследование в котором показали, что субклинический гипотиреоз, который сейчас считается показанием к терапии, может быть нормой и даже полезным для продления жизни.

Субклинический гипотиреоз диагностируется при концентрации ТТГ (тиреотропный гормон) в сыворотке крови немного выше верхней границы нормы, либо у верхней границы нормы. В то время как гормон щитовидной железы Т4 свободный остается в норме, либо на нижней границе нормы. Таких пациентов принято лечить, как мы уже прочитали из первой главы этой статьи, гормональными препаратами (левотироксином).

Однако различные исследования показали, что легкий гипотиреоз (когда гормоны щитовидной железы немного ниже нормы), либо субклинический гипотиреоз, связаны с более высокой продолжительностью жизни животных и людей. А также связаны с замедлением старения. 

Чтобы подтвердить такие наблюдения Гиль Ацмон со своими коллегами изучали уровни гормона ТТГ и гормона щитовидной железы Т4 свободного у трех групп населения:

  1. Ашкеназские долгожители. Еврее долгожителей Ашкеназии (166 женщин со средним возрастом 97,8 лет и 66 мужчин со средним возрастом 97,6 лет = 232 человека)
  2. Контрольная группа Ашкеназских пожилых. Пожилые, но не долгожители среди евреев Ашкеназии (95 женщин со средним возрастом 69,7 лет и 93 мужчин со средним возрастом 72,3 года = 188 человек )
  3. Контрольная группа пожилых людей из США. 

1

В исследования не включали пациентов о острыми заболеваниями, с историей болезни щитовидной железы, не принимали пациентов, принимающих препараты гормонов щитовидной железы. Не принимались пациенты с гормоном ТТГ менее 0,4 мЕд/л и/или с уровнем гормона щитовидной железы Т4 свободного, выходящим за пределы нормы. 

Как мы уже знаем из первой главы данной статьи, повышение уровня ТТГ примерно выше 2 мЕд/л считается по последним данным отклонением, и рассматривается лечение данного состояния. Но в этом исследовании ТТГ в сыворотке крови был значительно выше у Ашкеназских долгожителей — в среднем — 1.97 мЕд/л (0.42–7.15) по сравнению с контрольной группой Ашкеназских пожилых — в среднем 1.55 мЕд/л (0.46–4.55) (см. диаграмму слева). Как видим на графике, долгожители тоже имеют склонность к субклиническому гипотиреозу, даже если их сравнить не только с Ашкеназскими пожилыми евреями, но и с пожилыми из США.

К тому же в этом исследовании не наблюдалась разница между свободным Т4 долгожителей и Т4 Ашкеназских пожилых при более высоком ТТГ среди Ашкеназских долгожителей.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2682478

1Польский Ученый Адам Гезинг из Университета Лодзи опубликовал в 2015 году исследование, в котором сделал следующие выводы. В отличие от явного гипотиреоза, субклинический гипотиреоз у пожилых пациентов не связан с ухудшением физических и когнитивных функций, не связан с депрессией, метаболическими нарушениями и низким качеством жизни. 

Исследование 2011 года от Медицинского Центра Лейденского Университета (Нидерланды) подтвердили данные предыдущего исследования. Субклинический гипотиреоз не связан с риском увеличением общей смертности, если он не аутоиммунной природы. Более того, не существует связи между субклиническим гипотиреозом и ишемической болезнью сердца, сердечной недостаточностью или смертностью от ССЗ, если уровень ТТГ не выше 10 мЕд/л. Только уровень ТТГ ≥10 мЕд/л был независимо связан с прогрессированием до явного гипотиреоза. В то время, как есть очевидные показания для лечения гипотиреоза, в свою очередь показания для лечения субклинического гипотиреоза до сих пор довольно спорны.

Тогда как заместительная гормональная терапия L-тироксином широко рекомендуется для пожилых людей с субклиническим гипотиреозом. Тем не менее, L-тироксин-заместительная терапия не улучшает когнитивные функции у пожилых лиц с субклиническим гипотиреозом, не снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4480281

Интересно добавить, что некоторые полиморфизмы генов предрасполагают к более высокому ТТГ. А именно rs10149689  rs12050077 rs4704397 rs1991517 были связаны с повышенным уровнем ТТГ у Ашкеназских Евреев долгожителей и их потомков. Один из этих полиморфизмов, кстати, есть и у меня.

Ссылки на исследования:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18514160
  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17803697
  • www.snpedia.com/index.php/Rs4704397(A;G)
  • www.snpedia.com/index.php/Rs1991517(C;C)

1Исследование 2010 года от Медицинского Центра Лейденского Университета (Нидерланды)

В исследовании принимали участие 859 братьев и сестер (средний возраст 92.9 год — в возрасте 89 лет и старше для мужчин и 91 год и старше для женщин.

В этом исследовании обнаружилось, что чем выше гормон ТТГ у брата или сестры, тем ниже смертность их родителей, и чем выше свободные Т4 и Т3 у брата или сестры, тем выше смертность их родителей (см. график слева).

Был сделан вывод, что семейное долголетие связано со снижением функции щитовидной железы. Эти выводы подтверждают предыдущие наблюдения о том, что низкая активность щитовидной железы у человека представляет собой наследственный фенотип, что способствует исключительной долговечности, как и у животных.

Ссылка на исследование:

  • https://academic.oup.com/jcem/article/94/12/4658/2596319

А как у животных? Давайте посмотрим далее.

12007 год. Исследование ученого из Колумбии Холли Браун-Борга.

Уже многое известно о том, что более низкие гормоны, такие как гормон роста, инсулин подобный фактор роста 1 типа, инсулин связаны с высокой продолжительностью жизни и более медленным старением. Однако более низкий уровень гормонов щитовидной железы также связан с долголетием у дрожжей, червей нематод и мух. Вместе взятые эти межвидовые данные дают очень сильные эволюционные доказательства о причастности эндокринной системы, как главного регулятора старения и продолжительности жизни.

Наиболее прямые доказательства о влиянии гормонов щитовидной железы на продолжительность жизни были получены, когда у молодых крыс в одном эксперименте был вызван искусственный гипотиреоз со снижением уровня гормона щитовидной железы Т4 на 33% ниже нормального вплоть до 20 месячного возраста. В итоге эти крысы прожили на 4 месяца дольше, чем нормальные в контрольной группе. 4 месяца в переводе на людей — около 10 лет жизни дополнительно. 

В другом исследовании крысам наоборот повысили гормоны щитовидной железы, и эти крысы прожили на 3 месяца меньше нормальных крыс — около 7 лет жизни в переводе на человека.

Карликовые мыши Эймс также обладают признаками гипотиреоза (снижением гормонов щитовидной железы). Поэтому они имеют инфантильные черты лица и маленький размер на протяжении всей жизни из-за недостатка гормона роста и гормонов щитовидной железы. 

Еще одно очень долгоживущее млекопитающее, голый землекоп также имеет крайне низкий уровень гормона щитовидной железы — свободного Т4. Голые землекопы крайне медленно стареют, а также живут в 5-8 раз дольше подобных им животных.

Карликовые мыши мутанты живут на 40-70% больше и медленнее стареют, чем мыши с нормальным уровнем гормонов щитовидной железы. А краткосрочная замена гормонов щитовидной железы Т4 у этих мышей не продлевает им жизнь. В то же время, если этим мышам на протяжении всей жизни замещать гормоны щитовидной железы (давать им гормоны в питании, чтобы довести гормоны до уровня нормальных мышей), то они живут на 17% меньше и быстрее стареют. У них быстрее стареет иммунная система, суставы, раньше возникают смертельные опухоли.

Один из механизмов за счет которого более низкие уровни гормонов щитовидной железы замедляют старение — это снижение метаболизма в организме. В результате снижается температура тела. Снижается потребление кислорода и уровень свободных радикалов в организме. Снижается окислительный стресс. Повышается уровень антиоксидантной защиты. Снижаются повреждения молекул ДНК в их клетках. Снижается накопление ошибок и мутаций ДНК. Противоположные результаты наблюдаются при гипертиреозе, когда уровень гормонов щитовидной железы повышен.

Если молодые люди с субклиническим гипотиреозом в ряде случаев могут проявлять слабость, утомляемость, могут иметь периферические отеки, увеличение веса, непереносимость холода, депрессию, проблемы с памятью, нарушение функции сердца, то у пожилых пациентов, нет устойчивых ассоциаций с депрессией, потерей памяти или другими симптомами субклинического гипотиреоза. Хотя этот синдром очень часто встречается у пожилых людей, многие пожилые люди получают лечение без каких-либо доказательств, которые бы поддерживали целесообразность данной терапии. А такая терапия возможно только сокращает им жизнь.

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17360245

12011 Университет Техаса (США).

Голый землекоп (карликовый сомалийский крот, которого вы можете увидеть на картинке слева рядом с мышкой). Голый землекоп живет чрезвычайно долго для млекопитающего своих размеров — более 30 лет. Голый землекоп очень медленно стареет, крайне редко более раком (известно всего несколько случаев), у него сильно замедлен метаболизм и низкие гормоны щитовидной железы. 

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20888895

Снижение активности гормонов щитовидной железы при умеренно повышенном ТТГ (субклинический гипотиреоз), и, таким образом, низкий метаболизм, могут служить в качестве адаптивного механизма, чтобы предотвратить разрушающие процессы в пожилом возрасте и снизить смертность.

Но почему в пожилом возрасте возникает субклинический гипотиреоз сам по себе. Возможно это приспособительная реакция организма к старению, к лучшему выживанию?

Ученый из Нидерландов Шумахер, работающий в центре Биомедицинской Генетики опубликовал в 2008 году свое исследование. Шумахер в своем исследовании делает выводы, что снижение активности гормонов щитовидной железы с возрастом, и, таким образом, низкий базальный метаболизм, могут служить в качестве адаптивного механизма, чтобы предотвратить катаболизм в пожилом возрасте. 

Ссылка на исследование:

  • www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18192065

В журнале The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism December в 2009 было опубликовано исследование, которое ставит под сомнение целесообразности лечения субклинического гипотиреоза в пожилом возрасте. Скорее всего более низкие уровни гормона щитовидной железы свободного Т4 и более высокий уровень гормона ТТГ — это защитная реакция в пожилом возрасте. Два недавних мета-анализа проспективных популяционных исследований, в которых оценивали взаимосвязь между субклиническим гипотиреозом, ишемической болезнью сердца и смертностью продемонстрировали повышенный риск развития ишемической болезни сердца и сердечно-сосудистой смертности у испытуемых моложе 65 лет с субклиническим гипотиреозом. Напротив, этот риск не был увеличен у пациентов с субклиническим гипотиреозом в возрасте старше 65 лет. 

Ссылка на исследование:

  • https://academic.oup.com/jcem/article/94/12/4658/2596319

Более высокие уровни гормонов щитовидной железы ускоряют старение. А гормоны щитовидной железы на нижней границе нормы замедляют старение. Чем ниже гормоны щитовидной железы в пределах нормы и выше ТТГ в пределах нормы, чем дольше живут млекопитающие.

Гипоталамус, регулирует синтез и высвобождение гормона ТТГ в передней доле гипофиза   В свою очередь, ТТГ стимулирует щитовидную железу секретировать гормоны. Основным секреторным продуктом щитовидной железы является прогормон Т4. Т4 конвертируется в почках, печени и др. в более активный гормон Т3. 

1Предполагается, что старение характеризуется изменением гормонального сигнала, среди которых сокращение уровня гормонов роста, гормона щитовидной железы и др. Чем выше и лучше работают гормоны в раннем периоде жизни (в том числе гормон щитовидной железы), тем лучше организм развивается, но при этом чрезмерно расходует свои ресурсы. А в итоге во второй половине жизни быстрее стареет. Наоборот, чем ниже в первой половине жизни гормон роста, гормон щитовидной железы и некоторые другие гормоны, тем хуже организм развивается. Однако, находясь в таком эконом режиме в первой половине жизни, организм экономит ресурсы, а в результате медленнее стареет (см. график из исследования слева для иллюстрации, сказанного выше). Вполне возможно, что долгожители становятся таковыми благодаря менее эффективному образу жизни и метаболизму в первой половине жизни. Этот процесс можно сравнить с работой ноутбука в эконом режиме, когда он вроде работает медленнее, но зато дольше держит заряд батареи. Интересно заметить, что только лишь снижение гормонов роста и инсулин подобного фактора роста 1-го типа не продлевает жизнь в той же степени, как если это сочетается и со снижением гормонов щитовидной железы у карликовых мышей. Интересно, что лечебные курсы голоданий или диета имитирующая голодание FMD не только снижают до оптимального уровня Инсулин подобный фактор роста 1 типа, но и снижает уровень гормонов щитовидной железы и может создать эффект субклинического гипотиреоза. 

Ссылка на исследование:

  • https://academic.oup.com/edrv/article/34/4/556/2354675

1Обзор Баффенштейна и Пинто от 2012 года показал, что чем ниже гормон щитовидной железы Т4, тем больше максимальная продолжительность жизни мелких млекопитающих (см. график слева): мышей, морских свиней, голого землекопа и др. Критически низкий уровень гормона Т4 имеет голый землекоп. Но он и живет критически больше остальных.

На втором графике можно увидеть такую же зависимость среди крупных млекопитающих.

Ссылка на исследование:

  • https://academic.oup.com/edrv/article/34/4/556/2354675

 

Выводы:

С одной стороны даже при нормальных или пониженных в пределах нормы гормонах щитовидной железы (Т3 и Т4) и тиреотропном гормоне (ТТГ) в верхнем диапазоне нормальных значений (1.90–4.60 мЕд/л), вроде как повышается общая смертность, а также повышается смертность от рака и ССЗ. Такое состояние называют субклиническим гипотиреозом и часто назначают лечение.

Но используемые для лечения субклинического гипотиреоза, большие и даже нормальные дозы йодо содержащих препаратов могут вызывать аутоиммунные заболевания щитовидной железы, тиреотоксикоз, зоб, гипотиреоз, а также рак щитовидной железы. Хотя мини дозы йода (250 мкг в сутки), назначенные только врачем, вполне могут быть по усмотрению врача целесообразными. В некоторых случаях, даже употребление йодированной соли может навредить. 

Но с другой стороны субклинический гипотиреоз связан с чрезвычайным долголетием, как у животных, так и у людей долгожителей. Снижение активности гормонов щитовидной железы при умеренно повышенном ТТГ (субклинический гипотиреоз), и, таким образом, низкий метаболизм, могут служить в качестве адаптивного механизма, чтобы предотвратить разрушающие процессы в пожилом возрасте и снизить смертность. 

Более высокие уровни гормонов щитовидной железы ускоряют старение. А гормоны щитовидной железы на нижней границе нормы замедляют старение. Чем ниже гормоны щитовидной железы в пределах нормы и выше ТТГ в пределах нормы, чем дольше живут млекопитающие.

Если вам от 65 лет и больше, если гормоны щитовидной железы в норме, и лишь повышен гормон ТТГ не выше чем 10 мЕд/л, если при этом у вас не повышены антитела к щитовидной железе (нет аутоиммунного процесса), то лечение, судя по данным этой статьи не требуется и, вполне возможно, может только сократить жизнь. Единственно требуется контролировать уровень холестерина и воспалительные маркеры (с-реактивный белок и интерлейкин-6).

Если вам меньше 65 лет, если гормоны щитовидной железы в норме, и лишь повышен гормон ТТГ не выше чем (9,9 мЕд/л, если вы нормально себя чувствуете, если при этом у вас не повышены антитела к щитовидной железе (нет аутоиммунного процесса), и вам удается контролировать свой уровень холестерина и воспалительные маркеры (с-реактивный белок и интерлейкин-6), то лечение, судя по данным этой статьи не требуется и, вполне возможно, может только сократить жизнь.

Если вам меньше 65 лет, если гормоны щитовидной железы в норме, и лишь повышен гормон ТТГ не выше чем 4,5 мЕд/л, но вы плохо себя чувствуете, и сильно страдает качество вашей жизни, если есть другие медицинские показания, то тогда может быть целесообразным обратиться к врачу за лечением.

Одним словом не спешите лечить субклинический повышенный ТТГ. Исследование 2017 года от Университета Джонса Хопкинса (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28854871) делает выводы, что не каждое повышение уровня ТТГ связано с рисками смертности. Даже стойкое повышение ТТГ не гарантирует, что это плохо. А после 65 лет субклинический гипотиреоз вообще лечить чаще всего нецелесообразно.

Рекомендуемое значение ТТГ:

  • Женщины 21- 65 лет 0.4 — 4.5 мЕд/л, но контроль за холестерином и маркерами воспаления, а также за АТ-ТПО, АТ-ТГ, если ТТГ выше 1,5
  • Мужчины 21 -65 лет 0.4 — 4.5 мЕд/л, но контроль за холестерином и маркерами воспаления, а также за АТ-ТПО, АТ-ТГ, если ТТГ выше 1,9
  • Женщины старше 65 лет 0.42–7.15 мЕд/л (как у долгожителей), но контроль за холестерином и маркерами воспаления, а также за АТ-ТПО, АТ-ТГ, если ТТГ выше 4,5
  • Мужчины старше 65 лет 0.42–7.15 мЕд/л (как у долгожителей), но контроль за холестерином и маркерами воспаления, а также за АТ-ТПО, АТ-ТГ, если ТТГ выше 4,5
  • Нормы ТТГ у беременных и женщин, которые планируют завести детей определяет врач.

Меня часто спрашивают, где я сдаю анализы. Раньше я сдавал некоторые анализы через поликлинику. Но сейчас это стало проблемно. Я живу в Москве. В Москве хорошая лаборатория по соотношению цена-качество, на мой взгляд — ДНКОМ. ДНКОМ имеет 7 лабораторий по Москве. Кроме того, нам удалось договориться с ДНКОМ о снижении цен на ряд дорогостоящих анализов. Поэтому мой выбор — ДНКОМ — ссылка на лабораторию ДНКОМ. Если я нахожусь не в Москве, то сдаю анализы в Инвитро. Инвитро дороже, чем ДНКОМ, а качество не лучше. Но если меня нет в Москве, то деваться некуда. Я не сдаю анализы в непроверенных лабораториях, так как некоторые виды анализов в них делают крайне некорректно.

Предлагаем Вам оформить почтовую подписку на самые новые и актуальные новости, которые появляются в науке, а также новости нашей научно-просветительской группы, чтобы ничего не упустить.


 

Уважаемые читатели ресурса www.nestarenie.ru. Если Вы думаете, что статьи настоящего ресурса полезны для Вас, и желаете, чтобы этой информацией могли пользоваться и другие люди многие годы, то имеет возможность помочь в развитии этого сайта, потратив на это около 2-х минут Вашего времени. Для этого кликните по этой ссылке. 

Рекомендуем ещё почитать следующие статьи:

  1. Подробная программа продления жизни научно доказанными способами.
  2. Витамин K2 (МК-7) сокращает смертность
  3. Витамин B6+магний снижают смертность на 34%
  4. Глюкозамин Сульфат эффективно продлевает жизнь и защищает от многих видов рака
  5. Фолаты для предупреждения раннего старения
  6. Кверцетин продлевает жизнь, убивая старые клетки
  7. Как победить метилглиоксаль — вещество, которое нас старит.

Добавить комментарий

Будем благодарны, если после прочтения статьи вы оставите свои комментарии. Ваше мнение очень важно для того, чтобы материал блога был более информативным, понятным и интересным.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы подписаться на комментарии, введите

105 комментариев к «Тиреотропный гормон (ТТГ) или тиреотропин – это гормон, вырабатываемый гипофизом — маркер долголетия»

  1. irina

    Добрый день, Дмитрий. У меня вопрос по поводу ТТГ. Полученные в Инвитро результаты ТТГ- 2,2 Мед/л, Холестерин — 5,94 ЛПНП — 3,84, ЛПВП -1,67, Индекс атерогенности -2,6, СРБ- 0,3, ИЛ-6,4, ИФР-1 — 190 , ферритин — 100, ИМТ- 28, возраст -45 лет. ТТГ — превышает указанные Вами показатели, что по-видимому, является субклиническим гипотиреозом.Хотелось бы определится с планом действия:
    1. Сдать Т3 и Т4.
    2. По-видимому сделать УЗИ щитовидной железы
    3. Провести FMD
    4. Ввести регулярные аэробные нагрузки под контролем ЧСС
    5. Могут ли эти мероприятия наладить функцию щитовидной железы?
    6. Есть ли ещё какие-то мероприятия, которые могли бы дополнительно оказать положительное влияние?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Ваш ТТГ 2,2 мЕд/л — выше нормы. У вас или высокие маркеры воспаления (ферритин, интерлейкин-6), или неудовлетворительный комплекс интима-медиа сонных артерий. По данным 8 летнего исследования 2008 года с участием 17 311 женщин от Норвежского Университета Науки и Технологии (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18443261) чем выше ТТГ, тем выше окисление ЛПНП. Это может повышать риск развития атеросклероза при высоких маркерах воспаления и высоком ЛПНП, что отражается в утолщении комплекса интима медиа сонных артерий (КИМ). Даже при нормальных гормонах щитовидной железы (Т3 и Т4) ТТГ выше 1,5 мЕд/л повышает риск смертности от ишемической болезни сердца у женщин на 41%. А при ТТГ от 2,4 мЕд/л до 3,5 мЕд/л повышается смертность от ишемической болезни сердца у женщин на 69%. ТТГ имеет тенденцию к увеличению с возрастом в процессе старения по данным 2017 года от Афинского Университета (Греция) (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28661207). Исследование 2017 года от Университета Джонса Хопкинса (www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/28854871) делает выводы, что не каждое повышение уровня ТТГ связано с рисками смертности. Даже стойкое повышение ТТГ не гарантирует, что оно повышено, в связи с субклиническим гипотиреозом. Поэтому Вам рекомендуется консультация эндокринолога.

  2. ОлегЗ*

    При Референсных значениях (0,4-4,0) никакого эндокринолога при твоих значениях (1,9-4,0) не удастся убедить что ТТГ повышен.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Почему же. Уже многие эндокринологи в платных клиниках в курсе. В бесплатных — да многие не знают

  3. Марина

    А есть ли какие — то рекомендации для снижения ТТГ нашими уважаемыми учеными? Потому что эндокринолог назначила только йодомарин 100. И вообще сказала все нормально -норма ТТГ до 4. Хотя у меня 2.2.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      А вы пропили курс йодомарина и померили ТТГ снова?

  4. Александра

    Дмитрий, добрый день!
    у меня ТТГ 2,28. сегодня была у эндокринолога в частной клинике , сказал, что это НОРМА!!
    более 10 лет принимаю Л-тироксин по 50 мкг. есть ли какие-либо способы снизить ТТГ?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Этот вопрос очень многогранен. И не факт, что это плохо. Вопрос только к эндокринологу.

  5. Эд

    Дмитрий, а вам известны хорошие-годные лаборатории в Казани? Про Инвитро понял.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      нет

  6. Рина

    Здравствуйте! Немного не по теме. Мне 48 лет. Ревматоидный артрит в тяжелой форме с детства, принимаю много лекарств.
    2 года назад была операция по удалению матки и яичников (эндометриоз, миомы, кровотечения были), (тяжело перенесла).
    После операции развился язвенный колит с жуткой диареей, исхудала.
    Но через год, когда наконец подлечила кишечник и поправилась, буквально за 3 дня появились узел и кисты в щитовидке, сейчас мешают дышать и глотать 🙁 .
    Щитовидные гормоны все в норме, ТТГ 0,77 , антител к щитовидке нет.
    Инсулин 7,1 . Но соэ 50, и другие ревматоидные показатели тоже не в норме.
    Узел и кисты часто болят. Врач по щитовидке ничего не назначает.
    Извините что так много пишу. Может специалисты тут что нибудь посоветуют для того чтобы в щитовидке рассосалось или хотя бы не росло? Спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Метформин 500 мг 2 раза в сутки

  7. Ирина

    Дмитрий, почему Вы пишете, что ТТГ 2,2 мЕд/л — это выше нормы? У вас в конце вашей же статьи даны нормы и написано, что «Рекомендуемое значение ТТГ: Женщины 21- 65 лет 0.4 — 4.5 мЕд/л»

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      В статье написано правильно.

  8. Людмила

    Спасибо Дмитрий за статью, очень очень ждала ее, но очень интересно , если такая информация имеется конечно ,что говорят ученые об аутоимунном гипотиреозе

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Его нужно лечить гормонами и голоданиями.

  9. Вася

    В детстве мне поставили диагноз: замедленное половое развитие, в классе я был самым худым, и у меня были проблемы с щитовидкой тогда — она была увеличена. Сейчас выгляжу намного моложе своего возраста.

  10. Татьяна

    Дмитрий, а при АИТ сбалансированном эутироксом (ТТГ — 0,409, св.Т4 -18 ,3, анти ТПО — 558) , объём железы ниже нормы — 7,2 куб,см., есть узлы, что порекомендуете?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Узлы тем больше, чем выше инсулин. Метформин для снижения узлов и мало кушать, худеть.

      1. Татьяна

        Спасибо, Дмитрий! Инсулин до приёма метформина был 3,2 (недавно начала принимать метформин по Вашей рекомендации для снижения холестерина), ИМТ-18 — при дополнительном похудении самочувствие ухудшается. Может быть, есть ещё какие-то возможности?

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

          При таком ИМТ худеть нельзя.

          1. Татьяна

            Основной вопрос: как остановить/ввести в ремиссию аутоимунный процесс? Очень популярно в этом плане альтернативное использование микродоз налтрексона. Насколько это адекватно по Вашему мнению?
            Например: ldnresearchtrust.org/ldn-clinical-trials
            ldnresearchtrust.org/ldn_fact_sheets
            LDN GOT ENDORPHINS? (Low Dose Naltrexone)
            Какие ещё методы воздействия не аутоимунный процесс существуют?

          2. Дмитрий Веремеенко

            Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

            Затрудняюсь ответить

  11. Наталья

    Дмитрий, а как ВЫ относитесь к «народному тесту» на потребность в йоде в организме — нарисовать сеточку йодом на руке и смотреть как быстро она исчезнет. Если быстро, то йода мало. Такое с научной точки зрения имеет место быть?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Никак. Это недоказанный метод

  12. Игорь К

    Дмитрий, а в принципе, например ламинарию лучше не употреблять? Или в пересчете на содержание йода ограничивать порцию? Тогда лучше каким количеством йода в еде, в день лучше ограничиваться?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Без назначения врача вообще йод не нужно применять.

      1. Игорь К

        То есть , если нет показаний к специальному употреблению йода, то продукты с повышенным содержанием йода (например морская капуста) лучше исключить из употребления или допускается сколько то? Опять же на что ориентироваться.?

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

          Исключить, как постоянное употребление. Иногда время от времени кушать — норм

  13. Мари

    Спасибо, статья очень информативна! Прям эксклюзив в том плане, что субклинический гипотиреоз и долголетие взаимосвязанны!
    У меня щитовидка удалена. Принимаю эль -тироксин уже много лет, и при помощи него провожу коррекцию, если бывают отклонения от нормы. Эндокринологи обычно смотрят на ТТГ и Т4 свободный, и чтоб они были в рамках референса лаборатории. Поэтому хожу к ним редко. И считаю, что для меня проверять антитела нет смысла, так как щитовидки нет.

    Дмитрий, в последний раз ТТГ у меня показал 3,5 мЕл/ед. Думала, что надо его понизить, как было раньше.
    НО теперь, прочитав статью, я думаю, что и мне надо придерживаться таких же рекомендаций, как в статье:
    ТТГ 0.4 — 4.5 мЕд/л, но контроль за холестерином и маркерами воспаления (СРБ и ИЛ-6). Мне 64 г.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Да

  14. Л.Б.

    Дмитрий, я принимаю ежедневно 50 мг ЭУТИРОКС, имея диагноз аутоиммунный гипотиреоз. При этом ТТГ=1,3, соотношение Т3/Т4=0,23 и количество АТ ТПО на данный момент 23 вместо допустимых 5. Вопрос:
    — есть ли смысл повысить ТТГ до 4 ед., уменьшив дозу? При этом контролировать количество АТ . И только при их увеличении вернуться к первоначальной дозе?
    — влияет ли слабый аутоиммуный процесс в щитовидной железе на уровень воспаления? Что первично: воспаление провоцирует увеличение АТ или имеющийся аутоиммунный процесс повышает воспаление?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Теоретически имеет, если воспаление при этом не вырастет. Но я не видел таких исследований где бы это подтверждалось бы.
      воспаление провоцирует увеличение АТ и аутоиммунный процесс повышает воспаление — порочный круг.

  15. Оксана

    Дмитрий, здравствуйте!
    Что Вы думаете о причинно-следственной связи гипотертоза и недостатка микроэлементов? После прочтения поста по ссылке m.vk.com/topic-50079856_30713176 у меня появилось большое желание сдать анализы на цинк, селен и кортизол, т.к. очень низкие уровни Вит B12 и ферритина я уже у себя определила. Также у меня диагностирован гипотериоз, причину возникновения которого я давно уже интуитивно поняла и считаю, что сбой начался после тяжелого длительного периода, когда мне было не до себя даже в плане нормального питания, не говоря уже о витаминах , микроэлементах и т.п.
    Так что, по моим ощущениям, информация из поста по ссылке близка к истине.
    На днях я задавала вопрос о связи ферритин-щитовидка эндокринологу, КМН на консультации. Врач в ответ посмеялась.. А сегодня я нашла эту статью и очень прошу Вас написать своё мнение.
    Благодарю заранее.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Если у Вас аутоиммунный гипотериоз, то селен не поможет. Сдайте анализ на цинк и селен. Если дефицита нет, то тоже ничего делать не нужно.

  16. Оксана

    Дмитрий, если позволите, ещё один вопрос. На микроэлементы какой лучше анализ сдавать волосы или кровь.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Зачем? Я не вижу смысла сдавать на микроэлименты просто так. Иное дело, когда у Вас есть болезнь и вы ищите причину

  17. Евгения

    Дмитрий, здравствуйте! Вопрос по новому, для i Herb, документу при оформлении заказа. Теперь оформить заказ невозможно без указания ИНН…. Вы тоже столкнулись с этим? Покупаете добавки там же?….Насколько, по Вашему мнению, безопасна такая полнота предоставляемых личных данных? Благодарю.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Я заказывают там же. Но ИНН пока не указывал ни разу. НЕ знал. НЕ вижу в указании ИНН ничего такого. Это требования со стороны РФ. Вы же и так там много уже чего указали и паспортные данные и адрес

  18. Евгения

    Теперь, без заполнения этого поля, НЕВОЗМОЖНО пройти дальше по оформлению. Якобы это требования Российской налоговой службы. Напишите Ваше мнение, когда оно сформируется. Благодарю.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Я не вижу, что здесь такого в указании ИНН.
      Просто если Вас что-то смущает — ничего не заказывайте да и только.

  19. Оксана

    Дмитрий, я у Вас спрашивала каким способом лучше определять уровень микроэлементов, какой анализ предпочтительнее: волосы или кровь, потому что у меня аутоиммунный гипотериоз. Хочу сдать анализ на цинк и селен. Я склоняюсь к анализу волос.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Анализ в крови

  20. Рина

    Прочитала тут о связи инсулина и роста узлов в щитовидке, у меня инсулин 7,1 , если кто знает подскажите это норма или повышен? На поликлиничном бланке анализа норма не указана..
    А глюкоза в крови у меня 3,68 , норма 3,9 — 6,4. Получается даже ниже нормы. А узлы в щитовидке растут 🙁
    Вечером накануне сдачи анализов поела шоколад и варенье, а глюкоза всё равно ниже нормы. И хочется шоколада, пироженых, но теперь терплю изо всех сил и не ем сладкое раз от него растут узлы.

    Для лечения ревматоидного артрита постоянно пью преднизолон маленькую дозу 2 — 4 мг (по самочувствию), может ли преднизолон способствовать росту узлов?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Вам нужно лечить артрит ревматоидный. Он дает воспаление из-за которого может ускоряться рост узлов.

  21. Ирина

    Получается, если гормоны щитовидной железы в норме — это плохо для продолжительности жизни? У меня Т3 — 3.7 (норма 2.6 — 5.7), Т4- 12.56 (норма 9.00 — 19.05), ТТГ- 0.94 (норма 0.4 — 4.0)

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Зато хорошо для рождения ребенка)))

  22. Рина

    Дмитрий, а напишИте пожалуйста статью — исследование о ревматоидном артрите.
    Может есть исследования на альтернативные способы лечения или лекарства?, а то традиционные лекарства (метотрексат, гормоны, биоагенты) дают много побочек на организм.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Если он в норме, то ничего не значит.

  23. Виктория

    У меня ТТГ 4.2 ,T4-12.6,T3-4.36,AT-TPO<10,AT-TG<20 это значит надо понижать TTG и йод нельзя?Спасибо

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Это значит ничего делать не нужно, а нужно просто снижать холестерин ЛПНП и маркеры воспаления с-реактивный белок и интерлейкин-6 до нормы и все будет ОК

  24. Nina

    Здравствуйте,Дмитрий.Проверяла осенью гормоны щитовидки.Итог: ТТГ- 8.280 ; Т-3 свободный- в норме-3.49; Т-4 свободный-ниже нормы-9.67.Эндокринолог ставит гипотериоз. Чувствую себя нормально.И до прочтения статьи,меня беспокоил лишь уровень ТТГ.. А теперь задумалась,что может не всё так плохо, как рисуют врачи? Пугают снижением уровня жизни вплоть до комы в самом конце.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      У Вас уже не субклинический гипотериоз, а гипотериоз и его нужно лечить.

  25. Евгений

    Дмитрий, добрый вечер,
    Немного запутался что мне можно, а что нет. Помогите. У меня ТТГ — 1.88 ,T4 свободный -179, T3 свободный -2.45, Интерлейкин6 — 1,57. Что нужно делать — ? Спасибо

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      T4 свободный -179?
      При норме Т4 11,5 – 22,7 — так?

      1. Евгений

        Вот оригинал результатов, которые я вчера получил:

        Трийодтиронин свободный — 1.597 пг/мл
        Тироксин свободный — 13.86 пг/мл
        Тиреотропний гормон — 1.882 мкМО/мл
        HOMA-IR — 1,73
        Интерлейкин6 — 1,57

        Что нужно делать — ? Спасибо

  26. Жар

    Дмитрий, получается, что если судить по Ашкеназским долгожителям, то лучший показатель ТТГ для долгожительства — 2,29 мЕд/л.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      НЕ обязательно. Это просто средний. Ведь если судить по грызунам, то чем выше ТТГ, тем круче. Вопрос на сколько вы сможете при повышенном ТТГ контролировать холестерин и воспаление. Если удается, то норм

      1. Жар

        Дмитрий, а в плане долгожительства если судить по грызунам Т4 при высоком ТТГ тоже — чем ниже, тем круче, если удаётся держать в пределах нормы холестерин и воспаление, или уровень Т4 — уже не так влияет на долгожительство, как уровень ТТГ и может оставаться относительно высоким в пределах нормы?

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

          Ниже нормы не нужно. У людей атеросклероз угрожает при слишком низком Т4. У мышей дикого типа атеросклероза не возникает.

  27. Евгений

    Дмитрий. можете подсказать по моим результатам (на сколько они в норме/паталогии):
    результатов, которые я вчера получил:

    Трийодтиронин свободный — 1.597 пг/мл
    Тироксин свободный — 13.86 пг/мл
    Тиреотропний гормон — 1.882 мкМО/мл
    HOMA-IR — 1,73
    Интерлейкин6 — 1,57

    Что нужно делать — ? Спасибо

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Снижать воспаление. (интерлейкин высокий)
      Сдать анализы:
      — Антитела к тиреоидной пероксидазе (АТ-ТПО, микросомальные антитела)
      — Антитела к тиреоглобулину (АТ-ТГ)

  28. ЕвгенийУ

    Дмитрий, добрый день Интересно ваше мнение по анализам:

    Т3 — 7,1 (повышен при норме 6); Т4 — 9,82; ТТГ — 0,69; Антитела к ТПО — 0.
    На УЗИ размеры щитовидной железы не увеличены, но есть незначительное повышение эхогености. И вес тела начал постепнено в последнее время снижаться.
    Эндокринолог это связывает просто недостатом йода и прописывает пропить Йодомарин 200 (по 1 таблетке 3 месяца).

    Сам связываю с проблемами с желудком которые обострились в последнее время (в том числе понижением кислотности), которая приводит к снижению усвояемости витаминов и микроэлементов (моя гипотеза).
    (На всякий случай для общей картины: Инсулин — 5,6; Сахар — 4,78; Гомоцестеин — 12,5; В12 — 179; АЛТ — 15; АСТ — 23; ИПФР1(соматимедин С) — 98,5; С-реактивный белок — 0,42; Холестерин — 4,33; ЛПВП — 0,87; ЛПНП — 2,8; Триглицериды — 3,26 (повышены), индекс массы тела — 22,3, регулярные легкие тренировки в течении нескольких лет.).
    Планирую, в том числе по вашей рекомендации принимать В12 в виде метилкобаламина и перехожу на увеличение свежей зеленой пищи.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Критически низкий Б12.Такой пульс может быть из-за низкого Б12, так как это анемия и тканям нехватает питания, сердце начинает работать быстрее. Б12 должен быть 600 минимум
      Брокколи 200 грамм в сутки
      Литий 1 таблетка (седалит) 1 раз в неделю — полезен при тиреотоксикозе. Правда тут использовали от 3 до 4 таблеток в сутки лития (седалит), а это небезопасные дозы. Но все таки — 1 таблетка лития в неделю не повредит.
      ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9217642

  29. Артем

    Дмитрий, добрый день. Сдал недавно анализы. ТТГ-0,74ммо/л(0,4-4,00), T4 свободный-16,7 пмоль/л(8-19).Узи показало небольшое увеличение щитовидки. Узлов нет. Интересно ваше мнение, это нормально, что ттг в нижней норме, а тироксин в верхней? О чем данное соотношение гормонов свидетельствует и нужно ли его корректировать? И как оно влияет на старение, ибо все равно немного непонятно что лучше для продолжительности жизни ттг высокий или низкий? Насчет тироксина вопросов нету. Эндокринолог сказала, что все в норме для моего возраста(мне 30 лет), и даже не выписала «типичный прием йодомарина».

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      высокий т4 — это плохо. Если у у Вас при этом еще высокий пульс в покое, то нужно лечить

  30. Татьяна

    Уважаемый Дмитрий. Если ТТГ -0,05 АТ к рец. ТТГ — 0,55 (норма), Т3 Т4 — норма, АТ к ТПО — 1000 Диагноз: Диффузно-токсический зоб. Мужчина 54 года вес 135 кг — активный, хороший характер, позитивный. Считает, что отрезать что-нибудь успеет всегда. Опасная ситуация? Возможны другие способы нормализации, исключая оперативное вмешательство по удалению щитовидки? Помогите, советом или действием, пожалуйста.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Это вопрос к Вашему эндокринологу

  31. Максим

    Дмитрий, добрый день.
    Женщина 63 года. ТТГ 2,3, Т3-6,3, Т4-13,8, АТ к ТПО — 452 , АТ к ТГ — 5
    О чем данное соотношение гормонов свидетельствует и нужно ли его корректировать.
    Спасибо. С уважением.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Если ТПО — 452, то почитайте здесь
      invitro.ru/analizes/for-doctors/629/2327/
      и посетите эндокринолога

  32. Василий

    Ну а как же Японцы, у них ежедневное употребление йода в разы превышает все нормы ВОЗ и они в итоге вообще не имеют проблем с щитовидной, да ещё к тому же имеют практически самые большие показатели по продолжительности жизни! Что-то в этих исследования видимо не так, касаемо больших объемов употребления йода…

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Японцы чаще всех заболевают раком желудка, но меньше всех умирают из-за сильной медицины и ранней диагностики. Японцы чаще нас болеют гипертонической болезнью, но реже умирают из-за ССЗ из-за хорошей медицины раннего лечения. Их продолжительность жизни была раньше немного ниже, чем в России. А их высокая продолжительность жизни современная — это результат очень крутой медицины. Я этот вопрос тщательно изучал

      1. Василий

        Да Вы правы относительно медицины и других болезней, но совершенно очевидно, что Йод который они употребляют в таких кол-вах не приносить им тот негативный эффект о котором говорят исследования, но при этом они на 100% не болеют болезнями связанными с щитовиткой, в отличии от нас и других европейцев, которые начинают его употреблять только когда уже выявлены первые симптомы болезни… Мне кажется тут не все так очевидно на счёт постоянного приема и повышенных доз, ведь у них они просто гигантские по сравнению даже с рекомендуемыми!

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

          Если человек долгое время жил в условиях дефицита йода, то его щитовидная железа становится очень восприимчивой к йоду. И тогда даже очень маленькие дозы йода, намного меньшие, чем те, которые рекомендует ВОЗ, становятся эффективными, а нормальные уже не безопасными. Именно с этим связаны наблюдения, что в регионах, в которых для устранения дефицита стали давать йодированную соль, участились случаи тиреотоксикоза.
          ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4383497
          ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4192807

          1. Василий

            И между тем в статья признается, что применения йодированной соли и еды (а не добавок), несомненно является самым эффективным способом в профилактике йодадефицита, при этом проблемные моменты в основном возникают после 40 и чаще у тех кто уже имеет признаки его дефицита, но как замечено с дальнейшей профилактикой и употреблением йода с детства, эти проблемы, у данной группы населения, вообще уходят т.е. это касается только тех кто действительно всю основную жизнь имел явный дефицит йода и его резкий ввод в продукты возможно приводит к данным осложнениям, при этом не увидел статистику в данных статьях, т.е какой процент, возможно он ничтожно мал? А так же указывается на возможные генетические отклонения в усвояемости йода, что вполне возможно у определенного народа проживающего на территории с постоянным недостатком йода в еде! И еще момент, йодированная соль и продукты продаются повсеместно в Европе и США, купить соль без йода в магазине практически нереально, только в аптеке ли в специальном отделе где будет специально указано, что ВНИМАНИЕ соль без ЙОДА! А у нас данную соль и продукты еще надо поискать, что как раз говорит о нашем подходе к данному моменту и высоким показаниям заболевания связанных с щитовидной железой, даже у детей!

          2. Дмитрий Веремеенко

            Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

            Именно поэтому в статье и указывается, что вопрос с йодом должен решать эндокринолог, а не самолечение.

  33. Александр

    Дмитрий, по какой причине ТТГ может так сильно снижаться? ТТГ — 0.01, Т3 св — 3.6, Т4 св — 12.4. На УЗИ щитовидной железы ничего подозрительного. С печенью всё нормально АЛТ — 21.5

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Причин много. Обратитесь к эндокринологу.

  34. janna

    Знакомый эндокринолог (ездила группа врачей официально) был в Японии по вопросам и заболеваний щитовидной железы. Там есть проблемы со» щитовидкой» из-за избытка йода! Но там есть и «крутая» медицина, позволяющая эти проблемы решать.

  35. Светлана

    Дмитрий, Добрый вечер! Спасибо, важная статья!
    Что делать если ТТГ 0,03 при этом Т4 — 1.53, а Т3 — 3.57 ? (женщина 47 лет вес 54,4 кг., ранняя постменопауза эстрадиол 5.0)
    Можно ли голодать? Какие еще анализы сдать?
    Холестерин-ЛПНП 4.36, ЛПВП 1.47
    инсулин 4.9
    HOMA-IR 0.9
    ферритин 142.2 нг/мг
    сывороточное железо 23.1 мкмоль/л
    витамин в12 1066 пг/мл
    ИФР -1 142 нг/мг
    гликированный гемоглобин 5.1
    Интерлейкин 6 8.84 пг/мг

  36. Ирина

    Добрый день Дмитрий! Есть ли способы вылечить АИТ и можно ли при таком диагнозе принимать метформин?
    Заранее благодарна.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Метформин можно. Вылечить теоретически можно. В медицине пока не лечат

  37. Искандер

    Добрый день, Дмитрий.
    Прокомментируйте прием йода. Не нашел информацию на сайте.
    Насколько я понимаю, значительная часть России йоддефицитна. Учитывая, что йодированная соль является одним из источников йода, а так же то, что прием соли рекомендуется ограничить до минимума (по крайней мере людям с повышенным АД), то есть ли смысл дополнительного его приема детям и взрослым? Спасибо.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Если эндокринолог не назначил на основании анализов гормонов щитовидной железы, то нет.

  38. Дмитрий Веремеенко

    Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

    2004 год, Университет Калькутты, Индия. Растения производят много токсических веществ, чтобы защитить себя от насекомых и других травоядных животных. Многие продукты могут оказать токсическое воздействие на щитовидную железу. Эти вещества называются зобогенными, а химические вещества, ответственные за этот эффект называют гойтрогенами. Гойтрогенные вещества подавляют функцию щитовидной железы. Они препятствуют выработке гормонов щитовидной железы. В результате компенсаторного механизма щитовидная железа будет увеличиваться, чтобы противодействовать снижению выработке гормонов. Это увеличение щитовидной железы называют зобом. Список продуктов питания, содержащих гойтрогенные вещества: капуста Брокколи, брюссельская капуста, капуста, цветная капуста, зелень, хрен, зелень горчицы, персики, арахис, груши, кедровые орехи, редис, брюква, соя, клубника, семена льна, миндаль, яблоки, вишня, нектарины, сливы. Приготовление пищи может уменьшить гойтрогенные вещества в продуктах питания. Кипячение до получаса в воде почти полностью уничтожает их. Диетическое потребление йода (йодированная соль) в состоянии преодолеть эффект цианогенных гликозидов в умеренных количествах в крестоцветных овощах. Но это может не помочь, если есть много крестоцветных овощей. Соя может вызвать аутоиммунное заболевание щитовидной железы и часто ассоциирует с пищевой непереносимостью. Тиреоидная пероксидаза, тиреопероксидаза (ТПО) — фермент, экспрессируемый, в основном, в щитовидной железе. Катализирует две важные реакции в процессе синтеза щитовидных гормонов: йодинирование тирозиновых остатков тиреоглобулина и слияние йодотирозинов в процессе синтеза тироксина и трийодтиронина.
    ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15218979

    2018 год, Шаньдунский университет, Китай. Высокая жирная диета (в течение 18 недель), богатая насыщенными и мононенасыщенными жирными кислотами, вызывает нарушение липидного профиля щитовидной железы и гипотироксинемию у крыс-самцов. При этом свободный тироксин Т4 понижен, а тиреотропный гормон (ТТГ) повышается.
    ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29363248

    2016 год, Индия. Факторы риска гипотериоза:
    Избыток йода. Йод также может иметь прямое токсическое влияние на щитовидной железы с помощью свободных радикалов кислорода и иммунной стимуляции.
    Естественным гойтрогены, которые содержатся в капусте, в цветной капусте, в брокколи, в репа, формы корня маниоки. Соя или сое обогащенные продукты также могут усугубить проблемы щитовидной железы, снижая гормон Т4, увеличивая аутоиммунные заболевания щитовидной железы.
    Активность тиреоидной пероксидазы (ТПО) может быть повышена потреблением полиненасыщенных омега-3 жирных кислот (рыбный жир) и мононенасыщенных омега-9 жирных кислот (оливковое масло), в то время как активность ТПО снижается за счет насыщенных и полиненасыщенных омега-6 (льняное масло) жирных кислот.
    Функция щитовидной железы может быть нарушена с помощью большого потребления зеленого чая. У крыс при этом наблюдается значительное снижение в сыворотке крови Т3 И Т4 и увеличение уровня ТТГ, наряду со снижением ТПО.
    Обзор 14 исследований показал, что, хотя соевый протеин и изофлавоны сои не влияют на нормальную функцию щитовидной железы у людей с достаточным потребление йода, но они могут мешать усвоению синтетического гормона щитовидной железы, заставляя повышать дозу гормона.
    Арахис также может вызывать зоб, однако этот эффект тормозится небольшим количеством йодида калия.
    Пшеничные отруби тормозят ТПО активность.
    Дефицит Селена и витамина В12, также причастны к аутоиммунному тиреоидиту.
    УФ фильтры для защиты кожи от ультрафиолетового облучения могут также изменять тиреоидный гомеостаз.
    ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4740614

    1. Александр

      Дмитрий, так теперь получается не есть к примеру Брокколи и всю капусту, а как же Сульфарафан?

      1. Дмитрий Веремеенко

        Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

        Есть. Просто если ТТГ будет повышаться выше нормы — нужно с эндокринологом рассмотреть препараты йода и селена. Они помогают бороться с этим

      1. Дмитрий Веремеенко

        Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

        Из чего вывод?

  39. Л.Б.

    Дмитрий, значит имея АИТ, употреблять брокколи нежелательно? Не хотелось бы от нее отказываться совсем.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      АИТ — значит вы на гормонах. Если Вы на гормонах, то Вам все равно уже. Только соя заставляет повышать долю гормонов

  40. Жар

    У меня ТТГ — 6,5, все остальные показатели щитовидной железы — норма с запасом.
    Думаю, что если ТТГ будет оставаться таким как есть, это только в плюс, пульс например в том числе и от такого ТТГ — низкий в покое при хорошем самочувствии и нормальной ЭКГ.

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      А какие у вас маркеры аутоиммунные и какие сколько Вам лет?

      1. Жар

        Аутоиммунные маркеры у меня не повышены, АИТ не диагностирован. Воспалительные маркеры тоже низкие (С-реактивный белок колеблется последние годы от 0,1 до 0,2). Правда эндокринологам такой ТТГ не нравится, прописывают пить Йодомарин, а некоторые из них — даже принимать гормоны, хотя свои гормоны Т4 и Т3 у меня в середине нормы, хотя, если бы я слушал врачей, то ещё лет 20 назад стал бы инвалидом.
        По возрасту и здоровью я отношусь к 8-му варианту указанному здесь плану антистарения.

        Думаю, ТТГ у меня повышен — потому как я редко ем и ем много овощей в том числе и семейства крестоцветных, белка ем мало, но много жиров, много и быстро ежедневно хожу пешком. Если ТТГ у меня не будет дальше подниматься, то вижу в таком нынешнем ТТГ — только плюс.

        1. Дмитрий Веремеенко

          Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

          ОТ такого ТТГ в вашем возрасте могут быть узлы и даже опухоли железы. Низкие дозы йода все таки стоит принимать. Я про это статью напишу скоро

          1. Жар

            Дмитрий, тут конечно палка о двух концах. С одной стороны относительно высокий ТТГ — замедляет старение, но несёт риск разрастания щитовидной железы, а при понижении ниже нормы Т4 и Т3 — риск атеросклероза. С другой стороны стороны низкий ТТГ — старение ускоряет, при этом человеку может казаться, что он полон сил и энергии, но стариться он будет быстрее.

            Вот получается и нужно лавировать, чтобы и ТТГ был не низкий и при этом не понижались ниже нормы Т4 и Т3, а также не разрасталась железа.

            Да и ещё видел данные, что приём йода в виде йодированной соли или добавок типа Йодомарина — повышает риски возникновения АИТ, видимо такой неорганический йод действует более быстро и сильно, чем йод из пищи, что и может способствовать возникновению АИТ и это при нормальном ТТГ и гормонах, поэтому принимающим дополнительно йод в виде добавок рекомендуется почаще сдавать анализы на антитела к щитовидке.

          2. Дмитрий Веремеенко

            Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

            Про риски йода — это так. Лучше всего будет сдать анализ на йод. И если он в дефиците, то маленькую дозу норм.

  41. Татьяна

    Дмитрий, объясните, пожалуйста, почему в статье и комментариях ведется речь о ТТГ, как об автономном индикаторе? Привыкла думать, что его уровень зависит от уровня гормонов щитовидной железы: если они высокие — он низкий, если они низкие — он повышается и его повышением стимулируется работа щитовидной железы. Или всё не так просто?

    1. Дмитрий Веремеенко

      Рекомендовать вам может только врач. Я могу лишь поделиться данными исследований

      Потому что т3 и т4 нестабильны. А ТТГ более стабилен. Многие эндокринологи вообще только его и смотрят.

Добавить комментарий

Будем благодарны, если после прочтения статьи вы оставите свои комментарии. Ваше мнение очень важно для того, чтобы материал блога был более информативным, понятным и интересным.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы подписаться на комментарии, введите